![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Факторы внешней среды организации.
1.Понятие организация, общие черты организации, виды организаций. Термин «организация» характеризует определенную структуру, в которую объединяются люди для достижения своих целей, то есть это объект менеджмента. Организация – группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей или цели. Группа должна соответствовать требованиям: · наличие не менее двух человек, считающих себя частью группы; · наличие цели, которая принимается как общая для всех членов организации; · наличие членов группы, которые работают вместе для достижения общих целей. Общие черты организации: 1. организация использует ресурсы (кадры, финансы, информация); 2. организация взаимодействует с внешней средой (потребители, конкуренты, посредники); 3. разделение труда. Существует горизонтальное и вертикальное разделение всей работы на составляющие компоненты. Вертикальное - построено на выделении трех уровней управления: низового, среднего и высшего. К низовому уровню относятся менеджеры, имеющие в своем подчинении работников преимущественно исполнительского труда. Они осуществляют управление бригадами, сменами, участками. Средний уровень включает менеджеров, ответственных за ход производственных процессов, подразделений, которые состоят из нескольких первичных образований. Сюда входят менеджеры штабных и функциональных служб, руководителей вспомогательных и обслуживающих производств. Высший уровень - администрация предприятия, осуществляющая общее стратегической руководство организации, ее функциональными и производственно-хозяйственными функциями. Горизонтальное – деление организации на службы, отделы, подразделения по видам выполняемых работ. В результате чего образуются экономические, технические, технологические, кадровые и т.д. службы. Любая организация, вне зависимости от ее конкретного назначения, может быть описана с помощью ряда параметров, среди которых главными являются - целевое назначение, правовая и нормативная основа, ресурсы, процессы и структура, разделение труда и распределение ролей, внешняя среда и система внутренних социальных и экономических связей. Несмотря на многообразие возможных определений и трактовок понятия «организация», выделяют наиболее общие признаки, которые можно сгруппировать по следующим критериям: · критерий формализации; · форма собственности; · отношение к прибыли; · организационно-правовая форма; · размеры; · участие в различных секторах производства.
2.Факторы внутренней среды организации. Внутренняя среда организации — это все то, что составляет организацию и характеризует ее структуру: цели, структурные подразделения и их связи, ресурсы (капитал, сырье, имущество, рабочая сила) и т. д. Внутренняя среда организации - ситуационные факторы внутри организации. К основным переменным внутри организации относятся цели, структура, задачи, технология и люди. Цели - конкретные, конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе. Задачи - определенная работа, серия работ, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее определенные сроки. Структура организации представляет собой логическое взаимоотношение уровней управления и функциональных областей, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать цели организации. Организационная структура аппарата управления – форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ. Для выполнения функций подразделения их должностные лица наделяются определенными правами на распоряжения ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за подразделением функций. В зависимости от характера связей выделяются несколько основных типов организационных структур управления: В линейной структуре управления каждый руководитель обеспечивает руководство нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности. Достоинство – простота, экономичность, предельное единоначалие. Основной недостаток – высокие требования к квалификации руководителей. Сейчас практически не используется. Функциональная организационная структура реализует тесную связь административного управления с осуществлением функционального управления. В этой структуре нарушен принцип единоначалия и затруднена кооперация. Практически она не используется. Линейно-функциональная структура – ступенчатая иерархическая. При ней линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления. Она применялась наиболее широко. Иногда такую систему называют штабной, так как функциональные руководители соответствующего уровня составляют штаб линейного. Дивизионы (филиалы) выделяются или по области деятельности, или географически. Матричная структура характерна тем, что исполнитель может иметь двух и более руководителей (один – линейный, другой – руководитель программы или направления). Такая схема давно применялась в управлении НИОКР, а сейчас широко применяется в фирмах, ведущих работу по многим направлениям. Она все более вытесняет из применения линейно-функциональную. 3.Факторы внешней среды организации. Внешняя среда — это источник очень важных воздействий на организацию. Значительная часть проблем, возникающих на пути организации к достижению стоящих перед ней целей, возникает из внешней среды. От того, насколько адаптивно поведение организации, то есть от того, насколько организация может приспособиться к внешним факторам, зависит ее выживание К среде прямого воздействия (микросреда), то есть к факторам, которые непосредственно влияют на деятельность организации, относятся: - поставщики; - потребители; - конкуренты; - контактные аудитории. К контактным аудиториям относятся – финансовые организации (коммерческие банки); общественные организации (профсоюзы); государственные органы (налоговая служба); средства массовой информации (газеты, радио и т.п.); местные контактные аудитории (органы местного самоуправления); внутренние контактные аудитории (акционеры). К среде косвенного воздействия (макросреда) относятся факторы, воздействующие на микросреду в целом. К ним относятся факторы: - экономические (доходы и расходы населения); - демографические (численность и миграция населения); - политические (законодательное регулирование со стороны государства); - научно-технические (научно- технический прогресс); - природные (наличие или отсутствие некоторых видов сырья и природных богатств); - культурные (традиции и обычаи общества). Рисунок 3. Внутренняя и внешняя среда организации.
|