Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Значение менеджмента для подготовки специалистов нефтяной и газовой отрасли.






1.Содержание менеджмента, цели и задачи, связь с другими дисциплинами.

Возникновение и объективная необходимость управления, как самостоятельного вида деятельности, обусловлена общественным разделением труда, развитием кооперации и увеличением масштабов производства. Практика управления пережила достаточно длительную и глубокую эволюцию. На ранних стадиях развития капиталистического производства предприниматель-собственник, как правило, сам управлял предприятием. Развитие производства на рубеже XIX и XX вв. по-новому поставило вопрос об управлении: развитие техники и новые технологии, рост масштабов производства резко усложнили управление, выделили его в особую сферу деятельности, требующую специальных знаний. Необходимость решения проблем привела к активному обобщению опыта, к поискам эффективных методов управления производством и трудом.

Управление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды — общества, живой и неживой природы, техники.

Элементы, на которые направлена управленческая деятельность, образуют объект управления. Человек или группа людей осуществляющих управленческую деятельность, называются субъектами управления. Если управление имеет официальный характер, то его субъект организационно и юридически оформляется в виде должности или совокупности должностей, образующих подразделение управления.

Управленческая деятельность представляет собой специфическую разновидность трудового процесса, а поэтому характеризуется всеми присущими ему элементами — предметом труда, средствами труда и самим трудом, а также его результатом.

Предметом и продуктом труда в управлении является информация. В первом случае она представляет собой первоначальную информацию: в результате управленческой деятельности на основе первоначальной информации создается решение, информация, на основе которой объект управления может предпринимать конкретные действия.

Средствами управленческого труда является все то, что способствует осуществлению операций с информацией (компьютеры, телефоны, авторучки и бумаги и т. п.).

Менеджмент широко связан со многими экономическими, математическими, общественно – юридическими науками, такими как социология, психология, юриспруденция, социальная статистика и другие.

Менеджмент как современная система управления фирмой, предприятием, дей­ствующим в условиях рыночной экономики, предполагает создание условий, необ­ходимых для их эффективного функционирования и развития производственно-хозяйственной деятельности. Речь идет о такой системе управления (принципах, функциях, методах, организационной структуре), которая порождена объективной необходимостью и закономерностями рыночных отношений хозяйствования, свя­занными с ориентацией фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы индиви­дуальных потребителей; обеспечением заинтересованности работников в наивысших конечных результатах; широким использованием новейших научно-технических достижений; регулированием межфирменных отношений.

Современная теория и практика менеджмента приобретает особое значение с двух точек зрения.

Во-первых, переход российской экономики на рыночные отношения требует изучения форм и методов управления на уровне основного хозяйственного звена - предприятия, производственного отделения. Практическое использование такого опыта на отечественных предприятиях и объединениях - одна из первоочередных задач.

Во-вторых, широкий выход отечественных предприятий и объединений на миро­вые рынки обусловливает необходимость изучения и знания практики менеджмента.

2.Проблемы развития российского менеджмента. Перспективы развития российского менеджмента определяются развитием рыночных отношений в стране.

Но для того чтобы начать решать проблемы менеджмента в России, необходимо их четко выявить и определить.

За годы становления в современной России накопилось множество проблем, без решения которых говорить о дальнейшей интеграции в мировое сообщество нашего бизнеса было бы бессмысленным. Рассмотрим некоторые из них более подробно.

1. Подготовка менеджеров в соответствии с мировыми стандартами.

2. Понимание сущности менеджмента российскими руководителями. Руководители, прошедшие старую, советскую, школу жизни зачастую не видят разницы между управлением и менеджментом. Называя себя по-новому — менеджерами, они используют на практике старые методы управления, не имеющие ничего общего с менеджментом. «Менеджмент» определяют только как управление или планирование, или ведение бизнеса. Однако если менеджер не может правильно и полно определить менеджмент, есть опасения, что и в практической деятельности некоторые важные направления будут им упущены.

3. Неспособность принимать решения. Как показывает анализ опыта хозяйствования ряда российских предприятий, их руководители и менеджеры не умеют своевременно принимать правильные решения, что может привести к печальным последствиям: потере прибыли, клиентов, банкротству и даже гибели людей (сотрудников или посторонних лиц).

4. Неумение менеджеров делегировать полномочия. В силу своего менталитета российский руководитель часто предпочитает делать все сам, загружая себя теми делами и обязанностями, которые можно было бы смело делегировать подчиненным.

5. Низкий профессионализм. Нет достаточного числа ни профессионалов-менеджеров, ни профессионалов-специалистов, которыми менеджеры-профессионалы должны были бы руководить.

6. Неумение прибегать к услугам независимых консультантов и консультационных фирм. Можно говорить не только о неумении, но и о страхе перед такими специалистами. У менеджеров есть опасения, что независимые консультанты выведают коммерческую тайну и продадут ее конкурентам.

7. Неумение пользоваться приемами риск-менеджмента, боязнь инновации. Многие российские менеджеры не умеют правильно использовать методы и приемы риск-менеджмента, в том числе определять риск качественно и количественно, боятся инноваций, так как, по их мнению, это несет в себе угрозу для их существования в качестве руководителей.

8. Недостаточное внедрение в управленческий процесс элементов информационного менеджмента. Большинство российских предприятий страдает от недостатка компьютерной и офисной техники. Недостаток специализированных компьютерных программ не позволяет построить эффективную систему информационного менеджмента

9. Неумение применять на практике современные методы и приемы менеджмента. К сожалению, очень немногие российские руководители владеют такими методами и приемами менеджмента, как брейн-сторлшнг (метод мозгового штурма, используемый при выработке управленческих решений), модерация (подход, предполагающий свободу мнения, используемый для эффективной подготовки, проведения и анализа рабочего совещания, семинара, деловом встречи), ролевые игры, презентации и др.

10. Отсутствие навыков реализации продукции. Руководители не владеют современными инструментами маркетинга.

3.Значение менеджмента для подготовки специалистов нефтяной и газовой отрасли.

Менеджмент играет важную роль в нефтегазодобывающей организации. Решая разные задачи по степени сложности, управление организацией является особым видом деятельности по целенаправленной координации действий персонала.

Менеджмент представляет собой многоаспектное явление и охватывает происходящие процессы в организации, связанные как с её внутренней средой, так и с внешней средой воздействия на неё.

Грамотное использование методологии управления позволяет организации получить ряд преимуществ, а именно:

- повышение качества и конкурентоспособности продукции;

- рост степени удовлетворённости потребителей продукцией (услугами);

- увеличение прибыли;

- улучшение имиджа и репутации фирмы;

- обеспечение финансовой устойчивости фирмы;

- обеспечение рационального использования всех видов ресурсов;

- повышение качества управленческих решений

- увеличение производительности труда;

- внедрение новейших достижений НТП.

 

Контрольные вопросы:

1. Понятие управления

2. Предмет управления

3. Средства управления

4. Значение менеджмента в подготовке специалистов нефтяной и газовой отрасли.

Самостоятельная работа № 1. Исторические периоды возникновения и развития менеджмента.

План изучения:

1. Этапы становления и развития менеджмента в Древнем мире, их характеристика

2. Необходимость развития менеджмента в России.

 

* Изучив эту тему, вы узнаете:

- о многовековой мировой истории становления и развития менеджмента, необходимость создания науки «об управлении»;

- этапы эволюционного развития менеджмента, их краткую характеристику;

- о значении и необходимости развития менеджмента в России, актуальности становления менеджмента в рыночной экономике.

Основные понятия и термины

Менеджмент, эволюционный процесс.

Контрольные вопросы и задания:

1. Этапы развития менеджмента, их краткая характеристика.

2. С чем связано развитие менеджмента?

3. Зарождение менеджмента в России.

Темы докладов и рефератов:

1. Эволюционный процесс развития менеджмента

2. Развитие менеджмента в России.

 

Лекция 3. Понятие и сущность менеджмента. Цели и задачи управления коммерческими предприятиями. Менеджмент как особый вид профессиональной деятельности Содержание темы: 1. Сущность менеджмента. 2. Цели и задачи менеджмента. 3. Менеджмент как особый вид профессиональной деятельности.

1. Сущность менеджмента.

Менеджмент можно рассматривать с различных точек зрения: как явление, как процесс, как систему, как отрасль научных знаний, как искусство, как категорию людей, занятых управленческим трудом, как аппарат управления.

Как явление менеджмент представляет собой целенаправленное, планомерное воздействие на объект управления со стороны субъекта управления.

Как процесс менеджмент включает в себя ряд последовательных функций. К указанным функциям можно отнести планирование, организацию, координацию, мотивацию, контроль.

Менеджмент как система представляет собой совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, информация, структура и т. п.

С научной точки зрения менеджмент представляет собой науку, изучающую проблемы управления. Основными задачами менеджмента как науки являются: объяснение природы управленческого труда, установление причинно-следственных связей в управленческих процессах, выявление условий, при которых совместный труд людей оказывается наиболее эффективным.

Рисунок 1. Сущность менеджмента.

 

Нередко менеджмент рассматривают как искусство, которое опирается на лежащие в его основе концепции, законы, принципы и методы. Такой подход основан на том, что любая организация как объект управленческой деятельности представляет собой совокупность сложных социально-технических систем, на функционирование которых оказывают влияние многочисленные внешние и внутренние факторы. Учет всех этих факторов требует научного подхода и искусства его применения.

Часто понятие менеджмент ассоциируется с людьми, чья работа состоит в координации усилий всего персонала предприятия для достижения целей функционирования.

Менеджмент рассматривается как действие аппарата управления, специфического органа, посредством которого организуется и координируется работа всех подразделений и использование ресурсов. Поэтому аппарат управления является составной частью любого хозяйствующего объекта.

2. Цели и задачи менеджмента.

Главной целью менеджмента является управление, ориентированное на успешную деятельность, присущее каждой организации и отдельно взятому человеку.

Целью менеджмента является выживание организации, сохранение своего места на рынке в течение длительного времени.

Основными задачами менеджмента являются:

1) организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей;

2) использование работников, обладающих высокой квалификацией;

3) стимулирование сотрудников организации путем создания для них комфортных условий труда и системы его оплаты;

4) определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;

5) разработка стратегии развития организации и реализация;

6) определение целей развития организации;

7) выработка системы мероприятий для достижения намеченных целей;

8) осуществление контроля за эффективностью деятельности организации, за выполнением поставленных задач.

3. Менеджмент как особый вид профессиональной деятельности.

Менеджер (от англ. " tomanage" - управлять) - наемный профессиональный управляющий, специалист по управлению. Задачи менеджера: координация, руководство, управление, принятие решений.

Требования, предъявляемые профессиональной компетенции менеджера:

· понимание природы управленческого труда и процессов менеджмента;

· знание должностных и функциональных обязанностей менеджмента, способов достижения целей и повышение эффективности работы организации;

· умение использовать современную информационную технологию и средства коммуникации, необходимые в управленческом процессе;

· владение искусством управления человеческими ресурсами;

· владение искусством налаживания внешних связей;

· способность к самооценке, умение делать правильные выводы и непрерывно повышать квалификацию.

Важным фактором повышения результативности менеджмента является разделение труда менеджера, то есть специализация управленческих работников на выполнение определенных видов деятельности, разграничение их полномочий, прав и сфер ответственности.

В зависимости от вида деятельности менеджеры бывают линейные и функциональные. Линейные - которые отвечают за все функции управления. Функциональные - несут ответственность за одну конкретную функцию.

 

Контрольные вопросы:

1. Сущность менеджмента как науки и искусство.

2. Сущность менеджмента как процесс, функция, управленческий персонал.

3. Цели менеджмента.

4. Задачи менеджмента.

5. Требования, предъявляемые профессиональной компетенции менеджера.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал