Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Расчет цилиндрической зубчатой передачи
Межосевое расстояние.Предварительное значение межосевого расстояния , мм: = . где знак «+» (в скобках) относят к внешнему зацеплению, знак «–» – к внутреннему; T 1– вращающий момент на шестерне (наибольший из длительно действующих), Н× м; и – передаточное число /2/. Коэффициент К в зависимости от поверхностной твердости H 1и H 2 зубьев шестерни и колеса соответственно имеет следующие значения: Твердость H............ H 1£ 350 НВ H 1³ 45 НRC H 1³ 45 НRC H 2£ 350 НВ H 2£ 350 НВ H 2³ 45 НRC Коэффициент К.... 10 8 6 Окружную скорость n, м/с вычисляют по формуле: . В зависимости от окружной скорости выбирают степень точности передачи по табл. 13. Таблица 13 Зависимость окружной скорости от степени точности
Уточняют предварительно найденное значение межосевого расстояния по формуле: где Ка = 450 – для прямозубых колес; Ка = 410 – для косозубых и шевронных, – МПа; – Н× м. – коэффициент ширины принимают, из ряда стандартных чисел: 0, 1; 0, 15; 0, 2; 0, 25; 0, 315; 0, 4; 0, 5; 0, 63 в зависимости от положения колес относительно опор: при симметричном расположении....................................................... 0, 315... 0, 5; при несимметричном расположении..................................................... 0, 25... 0, 4; при консольном расположении одного или обоих колес...................... 0, 2... 0, 25. Для шевронных передач = 0, 4...0, 63; для коробок передач = 0, 1...0, 2; для передач внутреннего зацепления = 0, 2(u + 1)/(u – 1). Меньшие значения – для передач с твердостью зубьев Н ³ 45 НRС. Коэффициент нагрузки в расчетах на контактную прочность КH = Таблица 14 Значения коэффициента скорости в зависимости от степени точности и твердости колес
Примечание.В числителе приведены значения для прямозубых, в знаменателе для косозубых колес. Коэффициент учитывает внутреннюю динамику нагружения, связанную с ошибками шагов зацепления и погрешностями профилей зубьев колес. Значения принимают в зависимости от степени точности передачи по нормам плавности, окружной скорости и твердости рабочих поверхностей по таблице 14. =1, 05...1, 56. Коэффициент учитывает неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий, обусловливаемую погрешностями изготовления (погрешностями направления зуба) и упругими деформациями валов.
Значение коэффициента принимают по табл. 15 в зависимости от коэффициента = , схемы передачи и твердости зубьев. Так как ширина колеса и диаметр шестерни еще не определены, значение коэффициента вычисляют ориентировочно: = 0, 5 . Коэффициент определяют по формуле: = , где KHw – коэффициент, учитывающий приработку зубьев, его значения находят в зависимости от окружной скорости для зубчатого колеса с меньшей твердостью (табл. 16). Рис. 13. Схемы передач редукторов Коэффициент определяют по формуле = , где KHw – коэффициент, значение которого находят в таблиц 16, для колеса с меньшей твердостью. Начальное значение коэффициента распределения нагрузки между зубьями в связи с погрешностями изготовления (погрешностями шага зацепления и направления зуба) определяют в зависимости от степени точности (nст = 5, 6, 7, 8, 9) по нормам плавности:
для прямозубых передач =1+0, 06(nст – 5), при 1£ £ 1, 25. для косозубых передач =1+А(nст – 5), при 1£ £ 1, 6. где А = 0, 15 — для зубчатых колес с твердостью H 1 и H 2 > 350 НВ и А = 0, 25 при H 1 и H 2< 350 НВ или H 1> 350 НВ и H 2< 350 НВ. Вычисленное значение межосевого расстояния округляют до ближайшего числа, кратного пяти, или по ряду размеров Ra 40. При крупносерийном производстве редукторов aw, округляют до ближайшего стандартного значения: 50; 63; 71; 80; 90; 100; 112; 125; 140; 160; 180; 200; 224; 250; 260; 280; 300; 320; 340; 360; 380; 400 мм. Предварительные основные размеры колеса: делительный диаметр d 2= 2 awu /(u ± 1); ширина: b 2 = aw. Ширину колеса после вычисления округляют в ближайшую сторону до стандартного числа. Коэффициент нагрузки при расчете по напряжению изгиба КF = . где – коэффициент учитывает внутреннюю динамику нагружения, связанную прежде всего с ошибками шагов зацепления шестерни и колеса, значения Таблица 15 Значения коэффициента в зависимости от и схемы передач
Окончание табл. 15
Таблица 16 Значения коэффициента КНw в зависимости от скорости и твердости колес
коэффициента принимают по табл. 17 в зависимости от степени точности по нормам плавности, окружной скорости и твердости рабочих поверхностей; – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения напряжения у основания зуба по ширине зубчатого венца, оценивают по формуле = 0, 18+0, 82 ; – коэффициент, учитывающий влияние погрешностей изготовления шестерни и колеса на распределение нагрузки между зубьями, определяют так же, как при расчетах на контактную прочность: = . Таблица 17 Значения коэффициента KFv в зависимости от скорости и твердости колес
Примечание. В числителе приведены значения для прямозубых, в знаменателе – для косозубых зубчатых колес.
В связи с менее благоприятным влиянием приработки на изгибную прочность, чем на контактную, и более тяжелыми последствиями из-за неточности при определении напряжений изгиба приработку зубьев при вычислении коэффициентов и не учитывают. Модуль передачи определяется из условия не подрезания зубьев у основания . Или m =(0, 01...0, 02) . Из полученного диапазона ... модулей принимают среднее значение, согласуя его со стандартным (первый ряд следует предпочитать второму): Ряд 1, мм..........1, 0; 1, 25; 1, 5; 2, 0; 2, 5; 3, 0; 4, 0; 5, 0; 6, 0; 8, 0; Ряд 2, мм..........1, 125; 1, 375; 1, 75; 2, 25; 2, 75; 3, 5; 4, 5; 5, 5; 7, 0;
Суммарное число зубьев Для прямозубых передач Полученное значение округляют в меньшую сторону до целого числа и определяют действительное значение угла b наклона зуба: b= arccos[ m / . Для косозубых колес b = 8...20°, для шевронных – b = 25...40°.
Число зубьев шестерни и колеса. Число зубьев шестерни Значение округляют в большую сторону до целого числа. Для прямозубых колес = 17; для косозубых и шевронных = 17соs3 b. При < 17 значения модуля можно изменить на меньшее ближайшее из ряда 1 или 2. Число зубьев колеса внешнего зацепления z 2 = - . Внутреннего зацепления z 2 = + . Фактическое передаточное число . Фактические значения передаточных чисел не должны отличаться от номинальных более чем на: 3% для одноступенчатых, 4 % – для двухступенчатых и 5 % – для многоступенчатых редукторов. Диаметры колес (рис. 14). Делительные диаметры d шестерни................................................................. ; колеса внешнего зацепления............................... ; колеса внутреннего зацепления......................... . Диаметры и окружностей вершин и впадин зубьев колес внешнего зацепления: ; ; . колес внутреннего зацепления ; ; ; .
а – делительное межосевое расстояние а = .
После проведенных расчетов выполнить эскизы шестерни и колеса. Рис. 14. Параметры цилиндрического колеса
Пример выполнения цилиндрического колеса в приложении 15.
|