Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные термины
Вопросы для обсуждения 1. Каковы особенности потребительского поведения индивидов в современных экономических условиях? 2. Имеет ли практическое применение количественный подход к анализу поведения потребителя? 3. Покажите на примерах из повседневной жизни действие закона убывающей предельной полезности. Всегда ли он действует? 4. Что собой представляет суверенитет потребителя? Соблюдается ли он в российских условиях? Задачи 1. Потребитель решил использовать свой доход в 1 тыс. рублей для приобретения товаров X и Y. Цена товара X составляет 50 рублей, цена товара Y – 40 рублей: а) напишите уравнение бюджетной линии; б) постройте бюджетную линию; в) определите наклон бюджетной линии. 2. Петров максимизировал полезность потребления продуктов А и В. Цена В – 100 рублей. Какова цена А, если предельная полезность А в два раза меньше, чем В? 3. Функция общей полезности товара задана уравнением: TU = 100Q + 150Q2 – 2Q3. Какова будет величина предельной полезности при потреблении 5 единиц товара? Тесты 1. Индивид потребляет 2 единицы некоего блага. Предельная полезность 2-й единицы равна 5. Что можно сказать об общей величине полезности блага: а) она равна 5; б) она равна 10; в) она больше 10; г) ее невозможно определить ввиду отсутствия информации о предельной полезности 1-й единицы данного блага. 2. Принцип убывания маржинальной полезности может быть использован для случаев, когда: а) разные потребители потребляют по одной единице одного и того же товара; б) один и тот же потребитель потребляет по одной единице разных товаров; в) один и тот же потребитель потребляет несколько единиц одного и того же товара; г) один и тот же продавец продает несколько единиц одного и того же товара разным покупателям. 3. Общая полезность яблок: а) тем выше, чем более высокую цену заплатил потребитель за яблоки; б) одинакова для всех потребителей, если они находятся в одно и то же время в одном и том же месте; в) характеризует ожидаемое удовлетворение от потребления яблок; г) не может снижаться при потреблении дополнительных яблок. 4. Что из перечисленного ниже лучше отражает суть понятия «полезность»: а) польза, извлекаемая из потребления товаров и услуг; б) измеритель удовлетворения, которое предполагается получить от потребления товаров и услуг; в) критерий оценки успешности экономической политики государства; г) ценность товара (услуги) для потребителя в денежном выражении? Литература 1. Гукасьян Г. М. Экономическая теория. – СПб.: Питер, 2006. – С. 228–240. 2. Ивашковский С. Н. Микроэкономика: учеб. – М.: Дело, 2001. – С. 134–165. 3. Общая экономическая теория (политэкономия) / под ред.: В. И. Видяпина, Г. П. Журавлевой. – М., 2000. – С. 217–244. 4. Экономическая теория: учеб. для вузов / под ред. В. Д. Камаева. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Владос., 2003 – С. 108–134. 5. Значение измерения полезности. Вехи экономической мысли. Т. 1: Теория потребительского поведения и спроса / сост. и ред. В. М. Гальперина. – СПб.: Экономическая школа, 2000. – С. 337–369. 6. Суверенитет и рациональность потребителя. Вехи экономической мысли. Т. 1: Теория потребительского поведения и спроса / сост. и ред. В. М. Гальперина. – СПб.: Экономическая школа, 2000. – С. 370–376. Глава 5 Основы современной экономики фирмы 5.1. Фирма, ее характеристики и виды. 5.2. Издержки фирмы. Эффект масштаба. 5.3. Доход фирмы. 5.1. Фирма, ее характеристики и виды Фирма. Одним из основных субъектов экономики является фирма. Фирма – это экономический субъект, который занимается производственной и коммерческой деятельностью и обладает хозяйственной самостоятельностью (в принятии решения о том, что, как и в каких размерах производить, где, кому и по какой цене продавать свою продукцию). Фирма объединяет ресурсы для производства определенных экономических благ с целью максимизации прибыли. Формы организации экономической деятельности. Существует две основные формы организации экономической деятельности: стихийный и планомерный порядок, предполагающий создание иерархических структур. Данные формы организации обусловливают разделение функций и координацию деятельности между экономическими агентами. В первом случае такая координация осуществляется через рынок, а во втором – путем объединения (кооперации) индивидуальных действий на основе инструкций и распоряжений предпринимателя. Рынок предполагает обособление средств производства, а фирма – их концентрацию. В условиях рынка господствуют косвенные методы контроля, на фирме – прямые. Рынок исключает диктат, он основывается на экономических стимулах; фирма, наоборот, предполагает единоначалие, основывается на административных формах управления. Если рыночный механизм является достаточно эффективным, тогда чем обусловлено появление фирм? Согласно Р. Коузу и его последователям, основу фирмы составляет пучок контрактов между различными владельцами факторов производства.
|