Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные термины






Потребительское поведение Полезность
Общая полезность Предельная полезность
Закон убывающей предельной полезности Бюджетная линия
Кривая безразличия Карта безразличия
Оптимум потребителя Предельная норма замещения

Вопросы для обсуждения

1. Каковы особенности потребительского поведения индивидов в современных экономических условиях?

2. Имеет ли практическое применение количественный подход к анализу поведения потребителя?

3. Покажите на примерах из повседневной жизни действие закона убывающей предельной полезности. Всегда ли он действует?

4. Что собой представляет суверенитет потребителя? Соблюдается ли он в российских условиях?

Задачи

1. Потребитель решил использовать свой доход в 1 тыс. рублей для приобретения товаров X и Y. Цена товара X составляет 50 рублей, цена товара Y – 40 рублей:

а) напишите уравнение бюджетной линии;

б) постройте бюджетную линию;

в) определите наклон бюджетной линии.

2. Петров максимизировал полезность потребления продуктов А и В. Цена В – 100 рублей. Какова цена А, если предельная полезность А в два раза меньше, чем В?

3. Функция общей полезности товара задана уравнением:

TU = 100Q + 150Q2 – 2Q3.

Какова будет величина предельной полезности при потреблении 5 единиц товара?

Тесты

1. Индивид потребляет 2 единицы некоего блага. Предельная полезность 2-й единицы равна 5. Что можно сказать об общей величине полезности блага:

а) она равна 5;

б) она равна 10;

в) она больше 10;

г) ее невозможно определить ввиду отсутствия информации о предельной полезности 1-й единицы данного блага.

2. Принцип убывания маржинальной полезности может быть использо­ван для случаев, когда:

а) разные потребители потребляют по одной единице одного и того же товара;

б) один и тот же потребитель потребляет по одной единице разных товаров;

в) один и тот же потребитель потребляет несколько единиц одного и того же товара;

г) один и тот же продавец продает несколько единиц одного и того же товара разным покупателям.

3. Общая полезность яблок:

а) тем выше, чем более высокую цену заплатил потребитель за яблоки;

б) одинакова для всех потребителей, если они находятся в одно и то же время в одном и том же месте;

в) характеризует ожидаемое удовлетворение от потребления яблок;

г) не может снижаться при потреблении дополнительных яблок.

4. Что из перечисленного ниже лучше отражает суть понятия «полезность»:

а) польза, извлекаемая из потребления товаров и услуг;

б) измеритель удовлетворения, которое предполагается получить от потребления товаров и услуг;

в) критерий оценки успешности экономической политики государ­ства;

г) ценность товара (услуги) для потребителя в денежном выражении?

Литература

1. Гукасьян Г. М. Экономическая теория. – СПб.: Питер, 2006. – С. 228–240.

2. Ивашковский С. Н. Микроэкономика: учеб. – М.: Дело, 2001. – С. 134–165.

3. Общая экономическая теория (политэкономия) / под ред.: В. И. Видяпина, Г. П. Журавлевой. – М., 2000. – С. 217–244.

4. Экономическая теория: учеб. для вузов / под ред. В. Д. Камаева. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Владос., 2003 – С. 108–134.

5. Значение измерения полезности. Вехи экономической мысли. Т. 1: Теория потребительского поведения и спроса / сост. и ред. В. М. Гальперина. – СПб.: Экономическая школа, 2000. – С. 337–369.

6. Суверенитет и рациональность потребителя. Вехи экономической мысли. Т. 1: Теория потребительского поведения и спроса / сост. и ред. В. М. Гальперина. – СПб.: Экономическая школа, 2000. – С. 370–376.


Глава 5

Основы современной экономики фирмы

5.1. Фирма, ее характеристики и виды.

5.2. Издержки фирмы. Эффект масштаба.

5.3. Доход фирмы.

5.1. Фирма, ее характеристики и виды

Фирма. Одним из основных субъектов экономики является фирма. Фирма – это экономический субъект, который занимается производственной и коммерческой деятельностью и обладает хозяйственной самостоятельностью (в принятии решения о том, что, как и в каких размерах производить, где, кому и по какой цене продавать свою продукцию). Фирма объединяет ресурсы для производства определенных экономических благ с целью максимизации прибыли.

Формы организации экономической деятельности. Существует две основные формы организации экономической деятельности: стихийный и планомерный порядок, предполагающий создание иерархических структур. Данные формы организации обусловливают разделение функций и координацию деятельности между экономическими агентами. В первом случае такая координация осуществляется через рынок, а во втором – путем объединения (кооперации) индивидуальных действий на основе инструкций и распоряжений предпринимателя.

Рынок предполагает обособление средств производства, а фирма – их концентрацию. В условиях рынка господствуют косвенные методы контроля, на фирме – прямые. Рынок исключает диктат, он основывается на экономических стимулах; фирма, наоборот, предполагает единоначалие, основывается на административных формах управления.

Если рыночный механизм является достаточно эффективным, тогда чем обусловлено появление фирм? Согласно Р. Коузу и его последователям, основу фирмы составляет пучок контрактов между различ­ными владельцами факторов производства.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал