Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные термины. Заработная плата Капитал
Рынок труда Цена земли Заработная плата Капитал Номинальная заработная плата Капитал реальный Реальная заработная плата Основной капитал Рыночное предложение труда Оборотный капитал Кривая индивидуального Физический износ капитала Эффект дохода Моральный износ капитала Эффект замещения Амортизация Спрос на труд Процент Конкурентный рынок труда Номинальная процентная ставка Монопсонический рынок труда Реальная процентная ставка Дифференциация Дисконтирование Земля Чистая дисконтированная стоимость Земельная рента Вопросы для обсуждения 1. В чем заключаются различия между производственными факторами: капитал, труд, земля? 2. Какие факторы воздействуют на такие экономические явления, как спрос на труд и предложение труда? 3. Может ли Россия в ближайщие годы столкнуться с дефицитом рабочей силы? 4. Как вы понимаете термин «абсолютная неэластичность предложения земли»? 5. Какова структура капитала? В чем причина деления капитала предприятия на основной и оборотный? Задачи 1. Рыночный спрос на труд описывается формулой LD = 50 – W, где LD – объем используемого труда в тысячах чел./дн., а W – дневная ставка заработной платы. Рыночное предложение труда описывается формулой LS = 2W – 25. Определите объем безработицы при установлении государством минимальной ставки заработной платы в 30 условных единиц. 2. Индивид планирует при ставке 12 % годовых получить по истечении пяти лет сумму в размере 1 млн рублей. Чему равна дисконтированная стоимость, округленная до целого числа в рублях? 3. Размер ежегодной ренты составляет 15000 рублей, ставка банковского процента составляет 10 % годовых. Чему равна цена земли? Тесты 1. Одной из особенностей рынка труда является его регулируемость, которая проявляется: а) в законодательном установлении минимальной заработной платы; б) в составлении договора (контракта) при найме на работу; в) в установлении темпов роста средней заработной платы на макроуровне на основе трехстороннего соглашения между профсоюзами и союзом предпринимателей с участием государства; г) все перечисленное верно; д) все перечисленное неверно. 2. В качестве цены на рынке труда выступает: а) прибыль; б) процент; в) заработная плата; г) рента; д) дивиденд. 3. Номинальная заработная плата – это: а) начисленная заработная плата; б) заработная плата за вычетом налогов и других платежей; в) заработная плата плюс денежные поступления из других источников; г) все перечисленное. 4. В качестве цены на рынке денежного капитала выступает: а) цена товаров, которые изготавливаются с помощью капитала; б) процент на капитал; в) предполагаемая прибыль от использования капитала; г) арендная плата; д) предпринимательский доход. 5. Спрос на рынке капитала зависит от: а) предельной производительности капитала; б) процентной ставки; в) предполагаемой прибыли от использования капитала; г) создания и внедрения новых технологий; д) всего перечисленного. 6. При увеличении предложения капитала процентная ставка: а) повышается; б) понижается; в) остается неизменной; г) становится равной нулю. 7. Рента – это: а) доход земельного собственника; б) доход, получаемый на ссудный капитал; в) доход, получаемый на акцию; г) плата за аренду оборудования. 6. Предложение земли в краткосрочном периоде: а) эластично по цене земли; б) эластично по ренте; в) абсолютно неэластично по ренте; г) зависит от спроса на землю. Литература 1. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: учеб. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 399 с. 2. Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика: в 2 т. – СПб.: Экономическая школа, 1998. – Т. 2. 3. Гукасьян Г. М. Экономическая теория. – СПб.: Питер, 2006. – С. 228–240. 4. Ефимова Е. Г. Экономика для студентов неэкономических специальностей: учеб. – М.: Флинта: МПСИ, 2006. – 390 с. 5. Ивашковский С. Н. Микроэкономика: учеб. – М.: Дело, 2001. 6. Курс экономической теории: общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики / под ред. д-ра экон. наук, проф. А. В. Сидоровича. – М.: Дело и сервис. – 2001. 7. Курс экономической теории: учеб. / под ред.: М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. – Киров: АСА, 2006. – 624 с. 8. Липсиц И. В. Экономика: учеб. для студентов вузов по направлению подгот. «Экономика». – М.: Омега–Л, 2007. – 656 с. 9. Общая экономическая теория (политэкономия) / под ред. В. И. Видяпина, Г. П. Журавлевой. – М., 2000. 10. Симкина А. Г., Корнейчук Б. В. Микроэкономика. – СПб.: Питер, 2003. 11. Экономическая теория: учеб. / под ред.: А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича. – СПб.: СПбГУЭФ, Питер, 2004. – 544 с. 12. Экономическая теория: учеб. для вузов / под ред. В. Д. Камаева. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Владос., 2003 – С. 108–134. Глава 8 Внешние эффекты и производство 8.1. Внешние эффекты. 8.2. Производство общественных благ. 8.1. Внешние эффекты В создании теории внешних эффектов решающую роль сыграл британский экономист Артур Пигу. Эта теория изучает случаи, когда выгоды или издержки экономической деятельности затрагивают третьих лиц. Издержки, которые возлагаются на третьих лиц, называются отрицательным внешним эффектом. Когда третьи лица получают выгоду от деятельности, в которой не принимают непосредственного участия, эта выгода именуется положительным внешним эффектом. Проблема внешних эффектов, будучи частью экономической теории благосостояния, превратилась в область весьма активных научных изысканий после появления работы Пигу в начале XX века. Внешние эффекты, экстерналии (externalities) – это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Они называются «внешними», так как касаются не только участвующих в данной операции экономических агентов, но и третьих лиц. Возникают они в результате как производства, так и потребления товаров и услуг. Внешние эффекты делятся на отрицательные и положительные. Отрицательные эффекты связаны с издержками, положительные – с выгодами для третьих лиц. Таким образом, внешние эффекты показывают разность между социальными издержками (выгодами) и частными издержками (выгодами): MSC = МРС + МЕС, где MSC – предельные общественные издержки (marginal social cost); МРС – предельные частные издержки (marginal private cost); МЕС – предельные внешние издержки (marginal external cost). Отрицательный внешний эффект (negative externality) возникает в случае, если деятельность одного экономического агента вызывает издержки для других. Загрязнение окружающей среды – типичный пример отрицательного внешнего эффекта. Покажем это на примере. Целлюлозно-бумажный комбинат осуществляет сброс недостаточно хорошо очищенной воды в реку. Допустим, что сброс сточной воды пропорционален объему производства. Это означает, что по мере роста производства растет объем загрязнения окружающей среды. Поскольку целлюлозно-бумажный комбинат не осуществляет полной очистки воды, его предельные частные издержки оказываются ниже предельных общественных издержек, так как не включают расходы на создание дополнительной системы очистных сооружений. Это приводит к тому, что количество выпускаемой продукции превышает эффективный объем выпуска (рис. 8.1). Без очистных сооружений количество выпускаемой продукции составляет Q1 тонн бумаги при цене Р1. Рыночное равновесие устанавливается в точке Е1, в которой предложение, равное предельным частным издержкам МРС, пересекается с кривой спроса, равной предельным общественным выгодам MSB, т. е. МРС = MSB. Между тем предельные социальные издержки равны сумме предельных частных издержек плюс предельные внешние издержки. Следовательно, если бы удалось превратить внешние издержки во внутренние, эффективный объем выпуска сократился бы до Q2 при росте цены до Р2. В точке Е2 предельные общественные выгоды равнялись бы предельным общественным издержкам MSB = MSC. Рис. 8.1. Отрицательный внешний эффект Обратим внимание на то, что и в точке Е2 не устраняются полностью последствия загрязнения окружающей среды (ведь в нашем случае выпуск сточных вод пропорционален объему производства, а объем производства целлюлозно-бумажного комбината в точке Q2 отнюдь не равен нулю). Однако ущерб от загрязнения существенно уменьшается. Площадь треугольника АЕ1Е2 показывает потери эффективности, связанные с тем, что предельные частные издержки оказались ниже предельных социальных издержек, т. е. чем больше загрязняется водоем, тем меньше выгоды от использования его для рыболовства, меньше его полезность для купания, катания на лодке и других альтернативных целей. При отрицательных внешних эффектах альтернативная стоимость использования водоема для сброса отходов не будет включена в состав предельных издержек производства данного предприятия и не отразится в цене товара. Таким образом, при наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем, по сравнению с эффективным, объеме, т. е. имеет месте перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами. Положительный внешний эффект (positive externality) возникает в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим: MSB = МРВ + МЕВ, где MSB – предельные общественные выгоды (marginal social benefit); МРВ – предельные частные выгоды (marginal private benefit); МЕВ – предельные внешние выгоды (marginal external benefit). Развитие образования дает прекрасный пример достижения положительного внешнего эффекта. В обществе каждый его член выигрывает от того, что сограждане получают хорошее образование. Однако каждый из нас, принимая решение о получении образования, вряд ли задумывается о тех выгодах, которые получает общество в целом. Принимая решение, рациональный потребитель соотносит затраты, связанные с получением хорошего образования, и те выгоды, которые могут быть в результате этого получены. Неудивительно, что инвестиции в человеческий капитал могут быть ниже оптимальных для общества (рис. 8.2). Рис. 8.2. Положительный внешний эффект Рыночное равновесие Е1 устанавливается в точке пересечения предельных частных выгод и предельных социальных издержек: МРВ = MSC. Между тем предельные социальные выгоды больше предельных частных выгод на величину предельных внешних выгод. Поэтому эффективное для общества равновесие достигалось бы в точке пересечения предельных социальных выгод и издержек, т. е. в точке Е2. Эффективность увеличивается на площадь треугольника АЕ1Е2. Таким образом, при наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем по сравнению с эффективным объемом, т. е. имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами. Еще один типичный пример здесь – улучшение внешнего вида чьей-либо недвижимости. Человек, покрасивший свой дом, приносит выгоду не только себе, но и соседям, чей вид из окон бесплатно улучшается. Утверждается, что предложение благ, порождающих положительные внешние эффекты, будет «недостаточным», поскольку производитель не принимает в расчет выгоду соседей. В случае положительных внешних эффектов традиционная реакция государства заключается в том, чтобы субсидировать соответствующие виды деятельности или законодательно предписывать их выполнение. Например, правительство США субсидирует научные исследования в области альтернативных источников энергии. Начальное образование, которое, как считается, сопровождается положительными внешними эффектами, увеличивая число информированных граждан, во многих странах является обязательным (а также субсидируется государством). Разделение внешних эффектов на отрицательные и положительные является основополагающим, т. к. характеризует результаты воздействия на субъекты. Но в современной экономической литературе предпринимаются попытки уточнить и детализировать данный подход, выделив новые критерии анализа внешних эффектов. По результатам воздействия на субъект: – отрицательные; – положительные. По направлениям действия: – производственные – экономическая деятельность предпринимателя влияет на уровень производства других предпринимателей; – потребительские – экономическая деятельность потребителя влияет на уровень полезности другого потребителя; – смешанные (производство-потребление – экономическая деятельность предпринимателя влияет на уровень полезности домашнего хозяйства; потребление-производство – экономическая деятельность домашнего хозяйства влияет на уровень производства предпринимателей). По характеру воздействия на субъект: – технологические – последствия экономической деятельности, которые не охватываются рыночными процессами; – денежные – результат взаимозависимости производителей (потребителей), при которой доходы зависят не только от собственных затрат и выпуска, но и выпуска и затрат других субъектов. По степени воздействия на субъект: – предельные – эффекты, которые при малом изменении в деятельности создающего эффект субъекта приводят к значительным изменениям в производительности или полезности другого субъекта; – интрамаржинальные – эффекты, которые практически не влияют на полезность или производительность воспринимающих их субъектов. По влиянию на благосостояние других лиц: – парето-непротиворечивые – ведут к улучшению экономического положения субъекта без ухудшения положения других; – парето-противоречивые – ведут к реальным изменениям функции полезности или производственной функции субъекта. По способу трансформации внешних эффектов: – устраняются при государственном регулировании; – путем переговоров. Таким образом, все виды внешних эффектов, хотя и по-разному, приводят к потерям общественной полезности, что свидетельствует о неэффективности распределения ресурсов, проявляясь в перепроизводстве или недопроизводстве благ. 8.2. Производство общественных благ Общественный товар (благо) – товар или услуга, который потребляется коллективно всеми членами общества независимо от того, в какой степени каждый член общества оплатил пользование этим товаром или услугой. Продажа общественного блага на рынке означала бы, что его покупатель делает доступным это благо не только для своего личного пользования, но также для использования любым другим членом общества. Если бы некто производил общественное благо для своей выгоды, с целью получения дохода, то этот производитель также приносил бы пользу и всем остальным гражданам. Например, обеспеченный человек прибегнул к услугам частной охранной компании для обеспечения безопасности в своем доме. Это приведет к возникновению положительного внешнего эффекта для его соседей. Общественное благо приводит к положительным внешним эффектам, как только оно становится доступным для других потребителей. Общественные блага имеют следующие особенности: – они неделимы, их нельзя разбить на отдельные единицы, которые могли бы потребить разные индивиды (маяки, светофоры, другие общедоступные объекты); – общественные товары неисключаемы из потребления – если данное благо доступно одному члену общества, то оно доступно и другому. Это означает, что потребители, не желающие платить за такие блага, не могут быть лишены возможности их потребления. Как только общественное благо будет произведено, то невозможно будет воспрепятствовать получению выгод теми, кто за него не заплатит, так как невозможно ограничить потребление общественного блага определенным кругом лиц; – все общественные блага можно разделить на «чистые» и «условные». На первых принцип исключения действительно не распространяется. Например, возможности пользоваться светофором у пешеходов и водителей автосредств не изменятся, если по каким-то причинам увеличится численность «пользователей» светофором. Доступность «условных» общественных благ имеет некоторую зависимость от количества пользователей. Так, увеличение числа вызовов «скорой помощи» может привести к тому, что к кому-то медицинские работники могут прибыть с некоторой задержкой. Однако эта специфика не столь заметна, чтобы отнести «условные» общественные блага к обычным товарам. Для случая «условных» общественных благ в этой связи появляется возможность использования рыночных принципов, когда, например, милиция может легально оказывать платные услуги по охране; – потребление общественных благ не предполагает соперничества между потребителями – будучи предоставленными одному члену общества, они могут быть предоставлены и другим членам без каких-либо дополнительных затрат с их стороны. Положение ни одного из потребителей не ухудшается, когда появляется еще один потребитель общественного товара. Например, вооруженные силы защищают население, которое все время увеличивается; новые потребители данного общественного блага также защищены. Частные блага – блага, каждая единица которых может быть оценена и продана, т. е. это блага, каждая единица которых приносит полезность только индивидуальному потребителю и не приводит к отрицательному или положительному эффекту для кого-либо еще. Частные блага обладают совершенно противоположным набором свойств: – они делимы, так как состоят из большого количества обособленных единиц, каждая из которых предназначена для потребления индивидуальным потребителем; – потребление мастного блага предполагает соперничество между потребителями – благо достается тому, кто готов заплатить за него рыночную цену; – они исключаемы из потребления, т. е. частное благо потребляется тем, кто его оплатил. Из специфических свойств общественного товара проистекает так называемая проблема безбилетника, или «едущего бесплатно». «Едущий бесплатно», в контексте общественных благ, – это тот, кому удается пользоваться неким благом, требующим затрат на сто производство, ничего не платя за его использование. «Проблема безбилетника» обуславливает очень важное положение: поскольку невозможно точно разделить потребителей на оплативших и неоплативших пользование общественным товаром, показатель рыночного спроса на общественное благо либо вовсе не существует, либо сильно занижен, поэтому при предоставлении такого товара через рынок не будет получено достаточного дохода, чтобы покрыть издержки на производство этого товара. Тем не менее, говорить о спросе на общественные товары вполне резонно. Как и рыночный спрос на частные блага, коллективный (общий, совокупный) спрос на общественный товар определяется путем суммирования спроса индивидуальных потребителей. При этом спрос каждого индивидуального потребителя на каждую конкретную единицу общественного блага зависит от предельной выгоды (MB), которую он получает от дополнительной единицы общественного товара. Согласно закону убывающей предельной полезности предельная выгода является величиной убывающей, т. е. каждую следующую единицу общественного товара потребитель оценивает ниже предыдущей. Для того чтобы получить кривую коллективного спроса на общественный товар, мы должны просуммировать кривые индивидуального спроса всех его потребителей или просуммировать графики получаемых ими предельных выгод (MB). Кривая коллективного спроса на общественные блага будет схожа с кривой рыночного спроса на частные блата только тем, что обе они имеют нисходящий наклон. В случае определения рыночного спроса на частные блага проводится суммирование по горизонтали. При определении совокупного спроса на общественное благо суммирование производится по вертикали.
Каждый из множества потребителей потребляет одинаковые о6ъемы общественного блага. Пусть наличный объем блага, например, Q0 ед., могут потребить все желающие. Точка на кривой коллективного спроса на общественное благо получается путем сложения предельных выгод всех потребителей (А, В, С), получаемых от Q1-й ед. данного общественного блага. Пусть предельная выгода от Q0-й ед. для гражданина А (МВА) составляет 100 ден. ед., для В (МВВ) – 200 ден. ед., и для С (МВС) – 300 ден. ед. Соответствующая точка на кривой коллективного спроса для группы из трех потребителей будет иметь ординату – 600 ден. ед. Кривая коллективного спроса на общественное благо основана на суммировании предполагаемых предельных выгод (в стоимостном выражении) от различных дополнительных единиц этого блага, которое в равной степени доступно множеству лиц для одновременного потребления. Здесь целесообразно ввести обобщающий показатель предельной общественной выгоды (MSB). Предельная общественная выгода – дополнительная полезность (выгода), получаемая обществом от каждой следующей, дополнительной единицы данного блага. Предельная общественная выгода зависит от предельных выгод, получаемых всеми членами общества от потребления данного общественного товара MSB = Σ MBi. Таким образом, в основе коллективного спроса на товар лежит показатель MSB. Трудность определения MSB, а значит, и совокупного спроса на общественные товары, прямо пропорциональна количеству потребителей – чем их больше, тем сложнее определить Σ MBi. Предложение общественных товаров определяется альтернативными издержками их производства, которые связаны с привлечением ресурсов, необходимых для производства этих благ, из альтернативных сфер применения. Иными словами, с отвлечением этих ресурсов из частного сектора экономики, где производятся частные блага. На кривой производственных возможностей (КПВ), таким образом, общество выбирает между частными благами и общественными товарами (рис. 8.4). Так, точка А отражает определенную комбинацию производства частных и общественных благ. При увеличении количества производимых общественных товаров выбор общества будет смещаться вниз по КПВ, допустим до точки В, сокращая объемы выпуска частных благ, а высвободившиеся при этом ресурсы направляя на производство благ общественных.
Закон возрастающих альтернативных издержек обуславливает увеличение альтернативных издержек производства общественных товаров по мере смещения вниз по КПВ, т. е. расширение масштабов их выпуска будет сопровождаться все большими сокращениями в объемах выпуска частных благ. Это позволяет утверждать, что линия предложения общественных товаров будет линией восходящей, так как производство каждой следующей единицы общественного товара обходится обществу все дороже. В краткосрочном периоде график предложения частного блага частично совпадает с кривой предельных издержек его производства. Аналогичным образом, предложение общественных благ также будет определяться предельными издержками, но особого рода – предельными общественными издержками (MSC); это дополнительные издержки общества, связанные с производством каждой последующей единицы общественного блага. Предельные общественные издержки возрастают по мере увеличения объемов производства общественного товара, что объясняется уже упомянутым законом возрастающих альтернативных издержек. Так же, как предельные издержки лежат в основе предложения частных благ, предельные общественные издержки определяют предложение общественных товаров и услуг. Общество (через государственные институты), принимая решение о производстве общественного товара, сопоставляет предельные общественные выгоды, лежащие в основе коллективного спроса на него, и предельные общественные издержки, лежащие в основе предложения общественных благ (рис. 8.5).
Если MSB > MSC, то объем производства общественного блага будет увеличен; если же MSB < MSC, то объемы производства общественного блага необходимо сократить. Если же MSB = MSC, то достигается оптимальный объем производства общественного блага, а величина коллективного спроса на него соответствует объемам его предложения. Несмотря на то, что оптимальный объем производства общественного товара предполагает равенство спроса на него и его предложения, так же, как в случае с частными благами, равенство это определяется не на рыночных основах. Предположим, что правительство рассматривает некий проект по производству общественных благ. Основная суть проблемы состоит в том, что любое решение вложить ресурсы в общественные блага влечет за собой как выгоды, так и издержки. Выгоды заключаются в дополнительном удовлетворении общественных потребностей, так как увеличивается выпуск общественных благ, а издержки – в том, что удовлетворение потребностей уменьшается в связи с сокращением производства товаров для индивидуального потребления. Выводы 1. Внешние эффекты, экстерналии (externalities) – это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Они называются «внешними», так как касаются не только участвующих в данной операции экономических агентов, но и третьих лиц. 2. Внешние эффекты делятся на отрицательные и положительные. Отрицательные эффекты связаны с издержками, положительные – с выгодами для третьих лиц. 3. Общественный товар (благо) – товар или услуга, который потребляется коллективно всеми членами общества, независимо от того, в какой степени каждый член общества оплатил пользование этим товаром или услугой. 4.Частные блага – блага, каждая единица которых может быть оценена и продана, т. е. это блага, каждая единица которых приносит полезность только индивидуальному потребителю и не приводит к отрицательному или положительному эффекту для кого-либо еще.
|