![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общие сведения о червячных редукторах
При выполнении лабораторной работы студенты знакомятся с устройством и принципом действия червячных редукторов, на которые распространяется ГОСТ 27701–88 «Редукторы червячные цилиндрические». В соответствии с этим стандартом червячные редукторы бывают одноступенчатые с межосевым расстоянием а ω и двухступенчатые c а ω 1 и а ω 2: – для одноступенчатых в диапазоне а ω = 40...500 мм; – для двухступенчатых для входной (быстроходной) ступени в диапазоне а ω 1= 40...250 мм; – для выходной (тихоходной) ступени в диапазоне а ω 2 = 63...500 мм. Номинальные значения передаточных чисел редукторов U ред должны приниматься по ГОСТ 2144–76 [6]: – для одноступенчатых в диапазоне U ред = 5...100; – для двухступенчатых в диапазоне U ред = 80...4000. Частота вращения входного вала редуктора (вала червяка) не должна превышать 1800 мин-1. Червячные редукторы применяются в строительных и подъемно-транспортных машинах, станках, автомобилях и других машинах и механизмах для передачи вращательного движения между валами с перекрещивающимися осями. Передаваемые мощности обычно в диапазоне 0, 5...50 кВт для вращающих моментов до 5000 Н× м. Основу конструкции редуктора составляет червячная передача, детали которой устанавливаются в разъемном или неразъемном, герметичном корпусе, являющемся резервуаром для жидкой смазки. Быстроходный вал (Б) (рис. 8) изготавливается заодно с червяком, червячное колесо устанавливается на тихоходном валу (Т) и закрепляется на нем с помощью разъемных соединений. Валы вращаются в подшипниках качения (шариковые, роликовые). Иногда медленно вращающиеся валы червячных колес устанавливаются в подшипниках скольжения. В зависимости от взаимного расположения червяка и колеса, при котором обеспечиваются оптимальные условия смазки подшипников, одноступенчатые редукторы бывают следующих типов (см. рис. 8): · РЧП – редуктор червячный с червяком, расположенным под колесом (нижнее расположение, рис. 8, а). Применяются при окружных скоростях червяка до 5 м/с, что обеспечивает лучшие условия для смазки при значительных затратах энергии на разбрызгивание масла; Рис. 8. Принципиальные схемы червячных редукторов · РЧН – редуктор червячный с червяком, расположенным над колесом (верхнее расположение, рис. 8, б). Используется при окружных скоростях червяка, больших 5 м/с. Такое расположение снижает потери энергии на разбрызгивание масла; · РЧУ – редуктор червячный универсальный, у которого в корпусе есть два противоположных одинаковых основания с отверстиями для крепления редуктора (рис. 8, в), что позволяет по экономическим и конструктивным соображениям устанавливать такие редукторы в приводах машин в нужное положение с верхним либо с нижним расположением червяка. Вал червячного колеса (тихоходный вал – Т) может выходить как в одну, так и в обе стороны редуктора. Расстояния А 1 и А 2 (рис. 8, в) могут быть одинаковыми или различными, в зависимости от использования. Значительно реже применяются редукторы с боковым расположением червяка относительно колеса, когда ось червяка находится либо в горизонтальной (рис. 9, а), либо в вертикальной (рис. 9, б) плоскости. а б Рис. 9. Редукторы с боковым расположением червяка В марке редуктора цифрами указывается межосевое расстояние в миллиметрах. Например: РЧН-80 – редуктор червячный с червяком над колесом с межосевым расстоянием а ω = 80 мм. Кроме этих надписей на металлической табличке, закрепленной на корпусе редуктора, указывается номинальное передаточное число редуктора – U ред. Червячные редукторы по сравнению с зубчатыми редукторами обладают рядом достоинств и недостатков, а именно: основные достоинства: бесшумность и плавность в работе, большие передаточные числа в одной ступени (U ред = 5...100) при относительно малых габаритах; основные недостатки: низкий КПД, необходимость применения дорогих антифрикционных материалов (бронзовых сплавов для зубьев колеса и легированных сталей для червяка), значительный нагрев деталей червячной передачи и корпуса при продолжительной работе и высоких скоростях, повышенные требования к качеству конструкции и монтажа подшипниковых узлов. Все эти недостатки объясняются большими силами трения в зоне зацепления червячной пары и высокими осевыми усилиями в валах червяка и червячного колеса. Многие червячные редукторы при определенных условиях обладают свойством самоторможения, когда усилия вращения могут передаваться только в одном направлении – от червяка к колесу и не могут передаваться в обратном направлении – от колеса к червяку (из-за высоких сил трения при обратном вращении). Это свойство часто используется в грузоподъемных устройствах, когда червячный редуктор выполняет роль автоматического стопорного устройства для предотвращения обратного вращения вала червячного колеса, на котором установлен канатный барабан, с самопроизвольным опусканием (падением) поднятого груза при отключении или поломке тормозов.
|