Краткая характеристика подшипников основных типов
Шариковые радиальные однорядные подшипники(тип 0000) предназначены для восприятия радиальных и ограниченных осевых нагрузок любого направления и являются одними из наиболее распространенных и дешевых подшипников. Динамическая и статистическая радиальная грузоподъемность их ниже, чем у роликоподшипников равных размеров. Они характеризуются сравнительно малыми радиальной и особенно осевой жесткостью, не рекомендуются для применения в узлах, требующих точной фиксации валов.
Допустимые углы взаимного перекоса колец (внутреннего относительно наружного) подшипников с нормальными радиальными зазорами при радиальном нагружении – до 8' (здесь и далее данные о допустимых перекосах относятся к подшипникам классов точности 0 и6).
Шариковые радиальные двухрядные сферические подшипники (тип 1000) предназначены для восприятия радиальных нагрузок, но могут воспринимать иограниченные осевые нагрузки любого направления. Радиальная грузоподъемность у них значительно ниже, чем у радиальных однорядных шарикоподшипников. Допускают значительные (до 4º) взаимные перекосы колец. Применяются в узлах с нежесткими валами и в конструкциях, в которых не может быть обеспечена надлежащая соосность отверстий корпусов.
Роликовые радиальные подшипники с короткими цилиндрическими роликами (тип 2000) предназначены для восприятия только радиальных нагрузок. Изготавливают также подшипники с дополнительным бортом на внутреннем (42000) или наружном (12000) кольце. Эти подшипники могут воспринимать кроме радиальной иограниченную осевую нагрузку. Допускают раздельный монтаж внутреннего (с комплектом роликов) и наружного колец подшипника. Подшипники с модифицированным контактом допускают взаимные- перекосы до 6' (без модификации – до 2').
Роликовые радиальные двухрядные сферические подшипники (тип 3000) предназначены для восприятия в основном радиальных нагрузок, но могут работать и при осевых нагрузках, не привышающих 25 % от допустимой радиальной нагрузки. Могут воспринимать только осевые нагрузки, но в этом случае работает только один ряд роликов. Обладают значительно большей грузоподъемностью, чем равногабаритные сферические шарикоподшипники. Допускают значительные (до 2...3º) перекосы внутреннего кольца относительно наружного.
Область применения: тяжелонагруженные многоопорные валы; двухопорные валы, подверженные значительным прогибам.
Кроме основного (3000), есть дополнительные два стандартных и два нестандартных типа, различающиеся формой (цилиндрическая и бочкообразная) и размерами роликов.
Роликоподшипники игольчатые (тип 4000) отличаются большой радиальной грузоподъемностью при малых радиальных габаритах. Осевыенагрузки воспринимать не могут. По допустимым частотам вращения они уступают роликоподшипникам с короткими цилиндрическими роликами, но хорошо работают в условиях качения одного из колец; весьма чувствительны к взаимным перекосам колец(однорядные без модификации профиля допускают перекосы до 1', смодификацией – до 4').
Роликоподшипники радиальные с витыми роликами (тип 5000) предназначены для восприятия радиальных нагрузок ударного характера. Обладают пониженной жесткостью и увеличенным радиальным зазором. Менее чувствительны к загрязнению. Допускают незначительный перекос внутреннего кольца относительно наружного.
Область применения: опоры со средними радиальными нарузками ударного характера, с пониженной точностью вращения. В ответственных узлах не применяются.
Кроме основного (5000), есть четыре дополнительных типа, различающихся размерами роликов.


Шариковые радиально-упорные подшипники предназначены для восприятия радиальных и осевых нагрузок. Регулируемые подшипники типов 6000, 36000, 46000 и 66000 способны воспринимать осевую нагрузку только в одном направлении, без осевых нагрузок вопорах работать немогут. При определении этих нагрузок следует учитывать осевые силы, возникающие под действием радиальных нагрузок из-за наклона контактных линий. Нерегулируемые подшипники (с разрезнымнаружным или внутренним кольцом, а также двухрядные подшипники) могут воспринимать осевую нагрузку любого направления и работать без осевых нагрузок. Номинальный угол контакта уподшипника типов 6000и 36000 равен 12º, а у подшипников типов 46000 и 66000 – соответственно 26º и 36º. Номинальный угол контакта подшипников с разрезными- кольцами составляет 26º. Чем меньше угол контакта, тем больше радиальная и меньше осевая жесткость и грузоподъемностьподшипников. С ростом угла контакта снижается предельная быстроходность из-за отрицательного влияния гигроскопического эффекта. Радиально-упорные шарикоподшипники отличаются от радиальных бó льшим числом шариков, поэтому их жесткость и грузоподъемность выше. Регулируемые подшипники собирают в узлах машин так, чтобы при установившемся температурном режиме радиальные и осевые зазоры в них приближались к нулю, а в некоторых случаях ихсобирают с предварительным натягом. Допустимые взаимные перекосы колец – 4'...6' (бó льшие значения соответствуют малым углам контакта).
Роликовые радиально-упорные однорядные подшипники с коническими роликами предназначены для восприятия радиальной и односторонней осевой нагрузок. Без осевых нагрузок в опорах, как и регулируемые радиально-упорные шарикоподшипники, работать не могут. Для восприятия двухсторонних осевых нагрузок они применяются в паре. Подшипники выпускают с углами α = 10…18º (тип 7000) и α = 20…30º (тип 27000). Пару подшипников типа 27000 рекомендуется устанавливать в одной фиксирующей опоре. В узле с радиально-упорными роликовыми подшипниками должна быть предусмотрена регулировка осевого зазора подшипников. По сравнению с шариковыми радиально-упорными подшипникамиэти подшипники отличаютсябольшей грузоподъем - ностью, меньшими точностью вращения и предельной частотой вращения. Допускается раздельный монтаж наружного и внутреннего колец с комплектом роликов. Подшипники смодифицированным контактом могут иметь взаимные перекосы колец до 4' (без модификации до 2'), до 8' (с модификацией контакта на рабочей поверхности наружного кольца).
Шариковые упорные одинарные подшипники (тип 8000) предназначены- для восприятия односторонней осевой нагрузки, они применяются при значительно меньших по сравнению сдругими шарикоподшипниками частотах вращения, очень чувствительны к перекосам (допускают взаимный перекос колец до 2').
Роликоподшипники упорные (тип 9000) предназначены для восприятия больших осевых нагрузок. Используют эти подшипники в основном в узлах с вертикальным валом. По конструкции подшипники различаются формой роликов: с цилиндрической – тип 9000 и конической – типы 19000 и 39000. Подшипники типа 19000 по сравнению с типом 9000 имеют бо́ льшую грузоподъемность, но допускают меньшую частоту вращения. Подшипники типа 39000 – самоустанавливающиеся.
Пример № 1 Характеристика подшипника № 1
Роликовый радиально-упорный конический (тип 7000)
|
| № 7307
07 – внутренний номинальный размер подшипника
07× 5 = 35 мм
3 – серия средняя узкая
7 – тип роликовый радиально-упорный конический
(тип 7000)
D = 80, 07 c =18, 10
d =35, 02 T = 22, 75
B = 21, 15
α = 12º
| Предназначен для восприятия одновременно действующих радиальных Fr и односторонних осевых Fɑ нагрузок.
Допустимые окружные скорости значительно ниже, чем у подшипников с короткими цилиндрическими роликами. Различаются углом конусности α (10º, 20º, 30º), от которого зависит несущая способность подшипника в различных направлениях
|
Пример № 2 Характеристика подшипника № 2
Шариковый радиально-упорный (тип 36208)
|
| № 36208
08 – внутренний номинальный диаметр подшипника
08× 5 = 40 мм
2 – серия легкая узкая
6 – тип шариковый радиально-упорный (тип 6000)
3 – конструктивная разновидность с углом контакта
α = 12º
D = 80, 05
d = 40, 01
B = 18, 00
| Предназначен для восприятия радиальных Fr и осевых Fɑ нагрузок. Способность воспринимать осевую нагрузку Fɑ определяется углом контакта α шарика и дорожки кольца. По скоростным характеристикам не уступают шариковым радиальным однорядным. Подшипники этой группы разделяются на 18 типов и отличаются от основного типа 6000 способностью воспринимать радиальные, осевые и комбинированные нагрузки
|
Содержание отчета
1. Отчет должен быть составлен в соответствии с общими требованиями. Кроме того, в отчете должны быть представлены итоги определения основных конструктивных и эксплуатационных характеристик двух подшипников по образцам примеров № 1 и № 2.
Контрольные вопросы
1. По каким признакам классифицируются подшипники качения?
2. Что означают цифры (и буквы) в номере подшипника?
3. Какие подшипники предназначены для восприятия только радиальных нагрузок, какие – только осевых, какие – комбинированных (одновременно для радиальных и осевых)?
|