Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социально-психологический уровень развития группы
Показатели профессиональной зрелости группы
¨ прочные связи между ее членами, возникающие на основе общих ценностных ориентации и позитивно окрашенных неформальных отношений.
¨ личные разногласия быстро устраняются
¨ дисциплина носит сознательный характер
¨ появляется чувство гордости за свой коллектив
¨ складываются устойчивые традиции
¨ есть возможность раскрыть свой творческий потенциал
¨ сотрудники с энтузиазмом относятся к решению поставленных задач.
|
Показатели профессиональной незрелости группы
o активный поиск виновных в случае неудачи;
o стремление работников обезопасить себя при помощи инструкций и докладных записок;
o недостаточную информированность конкретных исполнителей;
o неясность и недоступность целей деятельности сотрудникам;
o первым о допущенной ошибке узнает не сам работник, а его начальник или коллега;
o групповой эгоизм;
o работник редко отождествляет себя с принятыми решениями;
o дефицит времени для спокойной планомерной работы;
o недооценка коллективного руководства;
o конфликты из-за мелочей;
o совещания длительны, часто безрезультатны, сводятся к борьбе самолюбий
o работники не осведомлены о критериях оценки их труда;
o новые идеи с трудом пробивают себе дорогу;
o энтузиазм в работе — редкость;
o коллектив расколот на ветеранов и новичков;
o работа оценивается на уровне эмоций и поверхностных наблюдений;
o многие работники недовольны, так как не могут применить свои знания на практике и т.д.
|
Ограничения, препятствующие эффективной работе коллектива
(Майкл Вудкок и Дэвид Френсис):
§ Непригодность руководителя
§ Неквалифицированные сотрудники.
§ Неконструктивный климат.
§ Нечеткость целей.
§ Низкие результаты работы.
§ Неэффективность методов работы.
§ Нехватка открытости и наличие конфронтации.
§ Недостаточные профессионализм и культура сотрудников.
§ Низкие творческие способности персонала
§ Неконструктивные отношения с другими коллективами.
|
Классификация типов взаимоотношений в рабочей группе
(Блейк и Мутон)
· Невмешательство: низкий уровень заботы руководителя о производстве и о людях.
· Теплая компания: высокий уровень заботы о людях, низкий уровень заботы о производстве.
· Задача: высокий уровень заботы о производстве, низкий уровень заботы о людях.
· Золотая середина: стремление оптимально сочетать интересы дела и интересы персонала, не требовать слишком многого от сотрудников, но и не заниматься попустительством.
· Команда: высокий уровень заботы о людях, высокий уровень заботы о производстве
|
Виды отношений в системе " руководитель — подчиненный"
(Херси и Бланчард)
¨ Приказание: исполнитель не готов к самостоятельному выполнению задачи и не хочет брать на себя ответственность. Задача руководителя — инструктировать, много руководить и мало доверять
¨ Внушение: подчиненные еще не способны, но уже готовы взять на себя ответственность. Задача руководителя – руководить и психологически поддерживать
¨ Участие: подчиненные способны, и готовы взять на себя ответственность. Задача руководителя - не столько руководство, сколько психологическая поддержка
¨ Делегирование предполагает высокий уровень профессиональной зрелости. Задача руководителя - слабое управление и малая степень эмоциональной поддержки.
|
Типичные ситуации неадекватности поведения руководителя.
¨ за ошибки одного отвечает другой;
¨ решение принимается без участия сотрудника;
¨ разнос, разбирательство устраиваются при третьих лицах или в отсутствие работника;
¨ руководитель не способен признать свою ошибку, пытается найти виновного среди подчиненных;
¨ от исполнителя скрывается важная для него информация;
¨ работник, профессионально пригодный занять более высокую должность, не продвигается по службе;
¨ руководитель жалуется на подчиненного вышестоящему начальнику;
¨ поощрения за труд одного работника достаются другому;
¨ уровень требовательности не одинаков для всех сотрудников, в коллективе есть любимчики и отверженные и т. д.,
| Психологические механизмы регуляции коллективной деятельности
§ Социально-психологическая адаптация. Предполагает активное принятие и усвоение ценностей и норм, сложившихся традиций новыми членами рабочей группы.
§ Коммуникация. Предполагает активный обмен информацией и взаимное духовное обогащение членов группы.
§ Идентификация. Предполагает формирование чувства принадлежности к группе в процессе межличностного общения.
§ Интеграция. Предполагает превращение коллектива в сплоченный, саморегулирующийся социальный организм, хорошо приспособленный к совместно-индивидуальной деятельности.
|
|