Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Розыскание о убиении евреями христианских младенцев и употреблении крови их






Даль В.И.

Записка о ритуальных убийствах

(«Розыскание о убиении евреями христианских младенцев и употреблении крови их.
Напечатано по приказанию г. Министра Внутренних Дел. 1844 г.»)

Предисловие


В 1890–1900 годах в лавочках и магазинах московских букинистов и книжных торговцев часто можно было встретить благообразного старичка среднего роста, рывшегося в книжном хламе с целью отыскания каких-либо редкостей. То был начальник московского врачебного управления В.М. Остроглазов[1].

Оставшиеся у него случайно после его брата, известного библиографа И. М. Остроглазова, некоторые редкие издания заронили и в нём любовь к собиранию книжной старины; он пристрастился к этому делу и свой досуг от служебных занятий посвящал ему.

Он собирал книги по разным вопросам, и между прочим и по еврейскому. По оставлении службы, располагая ещё более свободным временем, он стал заниматься библиографическими расследованиями, помещая их в издававшемся П. И. Бартеневым Русском Архиве.

Смерть застала его над работой о редких книгах по еврейскому вопросу, переданной в Русский Архив для напечатания, но доселе ещё не появившейся в свет. Все его книжное собрание после его смерти вдовою его Т. И.Остроглазовой пожертвовано Московскому университету, в библиотеке коего, в особой комнате, и находится ныне.

В собрании много редкостей, и в том числе редчайшая книжка по еврейскому вопросу записка В. И. Даля. Это книжка в небольшую восьмушку, на 153 страницах, озаглавленная: «Розыскание о убиении евреями христианских младенцев и употреблении крови их. Напечатано по приказанию г. Министра Внутренних Дел. 1844.»

При книге имеется и следующее собственноручно писанное В. М. Остроглазовым розыскание о ней: «Эта книжка чрезвычайно редкая. Геннадий, известный библиограф, говорит, что во Всемирной Иллюстрации 1872 г., стр. 207, сказано, что В. И. Даль, служа в министерстве внутренних дел, напечатал брошюру об убиении евреями христианских младенцев (1844 году).

Она напечатана в незначительном количестве экземпляров (Справочный словарь о русских писателях и ученых, умерших в XVIII и XIX столетиях. Берлин, 1876 г., т. I, стр. 277)» Во Всеобщей библиотеке России или каталоге книг, собранных А. Д. Чертковым (Москва 1863 года, страница 743, ј. 3631) сказано, что эту книжку написал В. И. Даль по поручению графа Л. А. Перовского.

Она напечатана в самом ограниченном количестве экземпляров, которые раздавались весьма нёмногим служебным лицам. В Русских книжных редкостях, изданных Н. Березиным, М. 1903 года, часть 2-я, на странице 19, ј. 77, напечатано: «эта книжка редчайшая» и на экземпляре этой книжки, им виденном, была следующая современная изданию её надпись: «печатать десять экземпляров».

Эта книжка настолько редка, что её, насколько известно мне, нет ни в одной из московских библиотек. Мой покойный брат Иван Мих. Остроглазов не имел её в своем замечательном собрании редких книг. Я, на своем веку пересмотревший несколько сот каталогов русских и иностранных букинистов, а равно перечитавший описания всех библиотек известных библиофилов, никогда не встречал её названия.

Цены на неё нет. Но если книжка того же В. И. Даля «Исследование о скопческой ереси», напечатанная в числе менее двадцати экземпляров, как сказано в Книжных Редкостях И. М. Остроглазова, М. 1892 г., стр. 45, ј. 101, оценялась, как это видно из каталога, за ј. 339, 1903 года, известного с.-петербургского букиниста Клочкова, в двести рублей серебром, то цена этой книжки В. И. Даля, т. е. «Розыскания об убиении евреями христианских младенцев», которая никогда не встречалась в продаже, конечно, несравненно дороже.

Но независимо от вышеизложенного, мой экземпляр этой книжки представляет собою ещё и в другом отношении замечательную редкость.

Он несомненно доказывает, что евреи всеми силами и средствами стараются уничтожить эти книжки, где говорится об их деяниях, возмущающих совесть.

Так, например, «Книга кагала», составленная Яковом Брафманом и напечатанная в Вильне в 1869 году, была разом во всех экземплярах, находившихся в книжной лавке Белого, в Одессе, скуплена одним богатым евреем, чтобы прекратить обращение её в публике, о чём и напечатано в С.-Петербургских Ведомостях 1870 года, ј. 286, на 2-й стр. в статье «Евреи в Одессе».

О том же самом можно читать и в книжке: Записки о евреях в Западном крае России. М. 1882 г., изд. 3-е, стр. 165.

Но в «Книге кагала» нет того, что так всеми силами и средствами отрицают евреи: в ней нет указаний, что среди евреев существует секта (хасиды), которая действительно употребляет христианскую кровь. В книжке Даля это несомненно доказывается.

Поэтому, конечно, евреи особенно ревниво за нею следили и старались уничтожить её. Известный публицист и ученый Никита Петрович Гиляров в своей газете «Современные Известия» от 13-го июня 1875 года, ј. 160, пишет следующее: «Кто из образованных не знает и не слышал о знаменитом Велижском деле (по обвинению евреев в убиении христианского мальчика в 1823 году), бывшем сорок лет назад.

Мы и читали о нём и между прочим слышали от покойного В. И. Даля, человека в высокой степени беспристрастного и уже далеко не суеверного: он был убежден, что в этом приснопамятном деле упомянутое зверское детоубийство есть факт; он, Даль, изучавший дело, просматривавший все документы и составивший для правительства записку.

Кстати, что сделалось с этою самою запискою? Где она? Напечатана она была в нёмногих, может быть, семи, восьми, [не] более [чем] десяти экземплярах, и о удивление! Экземпляры, к которым могла иметь публика доступ, под наитием какой-то неведомой силы, стали исчезать один за другим.

Мало того: года два тому назад исчез из одной типографии даже оригинал, предназначавшийся к перепечатанию этой записки. Достопочтенного издателя, которого назвать мы не смеем без его позволения, просим откликнуться и подтвердить наши слова о пропаже упомянутого оригинала.

В нашем экземпляре есть ответ на сей вызов, предложенный покойным П. П. Гиляровым-Платоновым. Вот что написано рукою известного писателя «Русского Архива» П. И. Бартенева на нашем экземпляре: «Книжка эта написана В. И. Далем, по поручению Л. А. Перовского, по бумагам министерства внутренних дел (в 1862 году истребленным в большом пожаре) и отпечатана чуть ли не в десяти только экземплярах.

Возвратившись осенью 1869 года из первой моей поездки в Одессу, я передавал В. И. Далю об ужасах еврейского усиления в тамошнем краю, сообщенных мне там архиепископом Димитрием (Муретовым). По соглашению с Далем вздумал я перепечатать эту книжку в «Русском Архиве» с моим предисловием.

Шло печатание её в типографии Мамонтова (в Москве), как оттуда пришли мне объявить, что еврей-наборщик похитил несколько листков и скрылся из Москвы. А. И. Мамонтов нарочно ездил в С.-Петербург, чтобы достать похищенное по другому экземпляру, но не мог найти его. Позднее я списал похищенное из экземпляра князя А. Б. Лобанова-Ростовского».

В книге Лютостанского «Об употреблении евреями христианской крови для религиозных целей», Спб., 1880 г., изд. 2-е, во 2-й части, на странице 32-й, напечатано следующее: «В первом издании нашей книги многих фактов мы были лишены, которые были украдены жидами.

Сочинение Даля по вопросу крови в Москве, находилось только в Чертковской библиотеке в единственном экземпляре. Управляющий библиотекой П. И. Бартенев вздумал перепечатать это сочинение и дал [его] в типографию Мамонтова.

Когда приступили набирать и разрезали книгу на части, тогда жид, бывший наборщиком в типографии, дал знать своему кагалу и, по общему совету, тот же наборщик ночью выбил стекло в типографии, влез туда, рассыпал весь набранный шрифт, находившуюся там часть разрезанных листов сочинения Даля хапнул и канул в неизвестность, как и постоянно делается у жидов.

Полиция разыскивала в обеих столицах, но все напрасно. Затем печатание прекратилось, г. Бартенев уцелевшую книжку Даля взял обратно и уже её в библиотеке хранит очень строго под наблюдением собственного глаза. Но тут жидовская пронырливость опять понадеялась, чтобы стянуть оставшеёся сочинение от их всеобъемлющих щупальцев.

В Москве есть играющий роль ученого, казённый раввин Минор и в подобной претензии, как и профессор рабби Хвольсон. Бедняга Минорчик посвятил себя, помимо желания, литературе и около двух лет ходил заниматься в Чертковскую библиотеку.

Он приходил раньше всех и уходил позже всех, однако в продолжение этого времени не мог достигнуть, чтобы хоть взглянуть на желаемое сочинение Даля. Наконец рабби решился сойти вниз к самому г. Бартеневу (ныне издателю «Русского Архива») и просил его, чтобы Бартенев был так добр дать Минору почитать сочинение Даля, но на это получил ответ, что этого ни за какие блага сделать не может. С этой минуты рабби Минор оставил навсегда Чертковскую библиотеку.

В моём экземпляре, в конце его, в виде приложения, вклеено восемь печатных страниц из «Русского Архива», издания 1870 года, на которых перепечатаны первые страницы из книжки В. И. Даля «Розыскание о убиении евреями христианских младенцев и употреблении крови их» и, кроме того, предпослано к ним (страницам) предисловие П. И. Бартенева, о котором он упоминает выше.


В. М. Остроглазов 1906 г. сентября 15 дня.


Этой книжки, как Ю.И. Гессен пишет в своем труде Евреи в России, Спб. 1906 г., на странице 406, нет ни в Чертковской библиотеке, ни в С.-Петербургской императорской Публичной библиотеке, по любезному сообщению ему библиотекаря А.И. Браудо.

Голицын Н.Н., князь, пишет, что записку Даля ему не случалось видеть. («Употребляют ли евреи христианскую кровь», Варшава, 1879, стр. 131.)

Таковы результаты расследования о сей книжке В. М. Остроглазова, произведенного им тотчас по поступлении её к нёму. Он продолжал ею заниматься до своей смерти и нужно желать, чтобы поскорее увидала свет его работа, переданная редакции «Русского Архива».

Эта редчайшая книжка к В. М. Остроглазову поступила от П. И. Бартенева: «Куплена сия книга у Петра Ивановича Бартенева, который продал её мне по моим усиленным просьбам. Книга эта подарена Бартеневу Далем. В. Остроглазов. 1906 г.» записал В. М. Остроглазов на её переплете.

К книге приложен один печатный лист набора её, долженствовавшего войти в состав шестой книги «Русского Архива» за 1870 год (лист 35-й, стр. (coll.) 1105–1136 и содержащего текст первых 38 страниц книги). Тексту книги предпослано было П. И. Бартеневым следующее предисловие: «Розыскание о убиении евреями христианских младенцев и употреблении крови их.

Перепечатывая на страницах «Русского Архива» это интересное исследование, составляющеё величайшую библиографическую редкость, не можем не обратить внимания читателей на то обстоятельство, что оно имеёт значение не только историческое, но и современное.

Не далее, как в 1852–1853 годах в Саратове возникло дело об умерщвлении евреями двух христианских мальчиков при обстоятельствах, совершенно схожих с теми, на которые указывает автор «Розыскания». Никто не может поручиться за то, чтобы подобные дела не возникали и впредь.

Не оглашаемые официально, но оглашающиеся народною молвою и лицами, вовлечёнными в исследование преступления, они оставляют по себе смутное впечатление отвращения и ужаса, питающее и укрепляющее сильные и без того народные предрассудки против евреев.

Евреи, со своей стороны, упорным отрицанием всех фактов, обнаруживаемых делами подобного рода, усиливают это впечатление, и в глазах народа становятся все как бы причастными безумному злодейству некоторых крайних фанатиков».

О несправедливости подобного мнения распространяться совершенно излишне; но здравый смысл и история религиозных преследований показывает нам, каким страшным орудием оно может служить для возбуждения народного фанатизма.

Единственным путем для прекращения и предотвращения неисчислимых зол, проистекающих от подобных таинственных огульных обвинений, может служить полное и строгое разъяснение фактов, подавших к ним повод.

Чудовищная секта, которая, смеем надеяться, замирает в настоящее время в каких-нибудь захолустьях нашего Западного края (этих притонах еврейского фанатизма я невежества), во всех отношениях заслуживает внимательного изучения и точного описания. В оглашении её истории, её особенностей всего более заинтересованы сами евреи.

Для них же несравненно легче, чем для писателей-христиан, собрать нужный для того материал. Будем же надеяться, что именно между евреями найдутся люди, которые окажут своим соплеменникам эту важную услугу и вместе с тем присовокупят новую поучительную главу в истории человеческих заблуждений.

Гласность отымет у зла фантастические размеры, придаваемые ему таинственным полумраком, до сих пор его прикрывавшим, и, конечно, обнаружит и в самой среде еврейства энергическое противодействие учениям, не имеющим ничего общего с верою, послужившеё преддверием христианству.

Розыскание о убиении евреями христианских младенцев было составлено по поручению Министра Внутренних Дел (графа) Л. А. Перовского В. И. Далем и в 1844 году напечатано в нёмногих оттисках, из коих один подарен самим достоуважаемым сочинителем в Чертковскую библиотеку, а ныне перепечатывается с его же обязательного дозволения.

Экземпляр этой книжки В. И. Даля, находящийся ныне в собрании В. М. Остроглазова, очевидно, тот самый, по которому производился набор в 1870 году. На 1-й странице рукою П. И. Бартенева помечено: «NB. Эти заголовки набирать круп. курс. и поместить в начале абзаца» (так и сделано в наборе 1870 г.). На экземпляре имеются отметки фамилий наборщиков, между коими были распределены разные отделы книги (Матюшкин, стр. 1–17, 51–62; Шибаев, стр. 17–50, Пахомов, стр. 63–72, 106; Бахар... стр. 83–93, Пашков, стр. 93–106). Страницы 73–82 вырваны и заменены листками, писанными: 5 рукою П. И. Бартенева, остальные писцами.

Датчанин родом, сын доктора, служившего в Лугани Екатеринославской губ. на заводе, В. И. Даль родился 10 ноября 1801 г. Окончив курс в морском корпусе, он первоначально служил в Черноморском флоте; но вскоре оставил эту службу и поступил в 1821 г. в Дерптский университет, где и получил степень доктора медицины.

Несколько лет он был затем военным врачом (в армии и военном госпитале) вплоть до знакомства с Л. А. Перовским, который убедил его перейти к нёму на службу в Оренбург. Здесь он пробыл 7 лет, а в 1841 г. вследствие назначения Перовского Министром Внутренних Дел, переехал в С.-Петербург, будучи определён чиновником особых поручений при нём.

В 1849–1859 гг. был управляющим удельной конторой в Нижнем Новгороде, а по выходе в отставку жил в Москве и занимался окончанием и изданием своего Толкового словаря великорусского наречия. Умер 22 сентября 1872 г. (См. Словарь Геннади, т. I, стр. 276).

В 1844 году, когда была написана им издаваемая далее «Записка», ему было 43 года от роду, следовательно он находился в полном расцвете своих физических и умственных сил. Записка эта, составленная для министра внутренних дел, вскоре получила ещё другое назначение.

Почти без всяких изменений она в том же 1844 году появилась под другим названием: «Сведения о убийствах евреями христиан для добывания крови». Сочинение её приписывалось тайному советнику Скрипицыну (директору департамента иностранных исповеданий), исполнявшему эту работу по распоряжению Министра Внутренних Дел графа Перовского, для представления Государю Императору Николаю I, наследнику цесаревичу, великим князьям и членам Государственного Совета.

(Перепечатана была в 1878 г. в Гражданине, јј 23–25, стр. 485–495; ј. 26, стр. 513–522; ј. 27–28, стр. 546–556. Продолжение исторических сведений после 1844 г. см. там же јј. 35–37, стр. 638–640; јј. 38–40, стр. 649–655. См. также за 1879 г. јј. 23–28, 35–37).

В. И. Даль после вступления и обзора литературы по вопросу об употреблении евреями христианской крови (стр. 1–40) переходит к исчислению бывших случаев злодейского изуверства евреев и к разбирательству важнейших из них, или, по крайней мере, ближайших к нам и посему более достоверных, взятых из подлинных делопроизводств и из разных книг, писанных об этом предмете (стр. 40–86).

В хронологическом порядке он приводит известия обо всех этих случаях, начиная с IV столетия: в IV веке 1, V веке 1, VII веке 1, XI веке 3, XII веке 11, XIII веке 10, XIV веке 5, XV веке 12, XVI веке 24, XVII веке 39, XVIII веке 7, XIX веке 20, всего 134 случая, и затем переходит к разбору Велижского дела: для положительного удостоверения, что обвинение это не есть клевета или вымысел, и что не одна пытка средних веков вымогала из жидов это ужасное [приз]нание, остаётся разобрать несколько ближе одно из новейших дел этого рода, например: дело Велижское, начавшееся 24-го апреля 1823 года в Велижской городской полиции и конченное 18-го января 1835 года, через двенадцать лет, в общем собрании Государственного Совета. Разбор этого дела занимает 87–145 страницы книжки.

На последних 145–153 страницах находится заключение В. И. Даля: «Рассмотрев весь этот ряд ужасных случаев и возмущающих душу происшествий, частично доказанных исторически и юридически, обвинение жидов в мученическом умерщвлении к Пасхе христианских младенцев невозможно считать призраком и суеверием, а должно убедиться, что обвинение это основательно, как равно и общее мнение о употреблении ими крови сих мучеников для каких-то таинственных чар...

Никто, конечно, не будет оспаривать, что в странах, где евреи терпимы, время от времени находимы были трупы младенцев, всегда в одном и том же искажённом виде, или по крайней мере с подобными знаками насилия и смерти...

Тут не одно убийство, а преднамеренное мученическое истязание невинного младенца и, следовательно, или наслаждение этими муками, или особенная цель, с ними соединенная...

Откуда эти одинаковым образом и умышленно искажённые трупы невинных ребят? Почему находят их там только, где есть жиды? Почему это всегда дети христиан? И наконец, почему случаи эти всегда бывали исключительно во время или около самой Пасхи?..

Изуверный обряд этот не только не принадлежит всем вообще евреям, но даже, без всякого сомнения, весьма нёмногим известен.

Он существует только в секте хасидов или хасидым как это объяснено выше секте самой упорной, фанатической, признающей один только Талмуд и раввинские книги и отрекшейся, так сказать, от Ветхого Завета; но и тут составляет он большую тайну, может быть, не всем им известен и по крайней мере, конечно, не всеми хасидами и не всегда исполняется; не подлежит, однако же, никакому сомнению, что он никогда не исчезал вовсе со времени распространения христианства, и что поныне появляются от времени до времени между жидами фанатики и каббалистические знахари, которые с этою двоякою целью, посягают на мученическое убиение христианского младенца и употребляют кровь его с мистически-религиозною и мнимо-волшебною целью.

Польша и Западные губернии наши, служащие со времен средних веков убежищем закоренелого и невежественного жидовства, представляют и поныне самое большое число примеров подобного изуверства, особенно губерния Витебская, где секта хасидов значительно распространилась».

Розыскание В. Н. Даля перепечатывается ниже по экземпляру собрания В. М. Остроглазова, причем в примечаниях отмечаются разногласия со 2-м её изданием Сведениями Скрипицына.


 

Розыскание о убиении евреями христианских младенцев и употреблении крови их

Напечатано по приказанию г. Министра Внутренних Дел. 1844 г.

Оглавление


Вступление. 4

Талмуд.. 5

Обратившиеся евреи и писатели. 6

Бывшие случаи злодейского изуверства евреев. 11

Дело велижское. 20

Заключение. 31

 


 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал