Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Первые книги на Руси (Книги Библии, сборники житий, проповеди).






Книги Библии, проповеди:

Принятие Русью христианства сопровождалось притоком на Русь книжности, уяснявшей и развивавшей его основные религиозные положения. Прогрессивное значение крещения Руси как раз определялось приобщением ее к христианской книжности, явившейся продуктом более высокой культуры, чем культура языческая. Христианская книжность на первых порах не только расширяла кругозор древнерусского писателя и читателя, но и знакомила его с новыми общественными и нравственными понятиями, содействовала усвоению более передовых форм гражданского общежития. Она также пополняла тот запас средств словесного выражения, который уже имелся в русском языке.

Прежде всего, приобщенная к христианству Русь, воспользовалась главнейшими, давно уже выработанными и устоявшимися видами церковно-христианской литературы, без которой невозможны были укоренение и пропаганда нового вероучения и нового мировоззрения. Таковы были библейские книги Ветхого и Нового заветов и примыкавшие к ним апокрифические сказания, произведения житийной (" агиографической" - от греч. агиос - святой, графо - пишу) литературы, религиозно окрашенные исторические хроники, излагавшие исторические факты в свете церковно-христианской идеологии, сочинения по вопросам сотворения мира и устройства Вселенной, трактовавшиеся в духе той же идеологии, сочинения " отцов церкви", посвященные вопросам христианской догматики и морали, и др. По своему происхождению это была в основном литература, созданная или оформившаяся в Византии и в переводах распространявшаяся на Руси, как она распространялась и в других странах средневековой Европы.

Библейские книги Ветхого завета состояли из трех отделов: " Закон", " Пророки" и " Писания". " Закон", или " Пятикнижие Моисеево", включал в себя книги " Бытие", " Исход", " Левит", " Числа" и " Второзаконие" и содержал правила и положения, относящиеся к религиозной и общественной жизни евреев, легендарные сведения о создании мира и человека и предания о происхождении еврейского народа и его судьбах до занятия им Палестины. " Пророки" содержали сочинения, приписывавшиеся ранним пророкам (книги Иисуса Навина, Судей, Самуила, Царств) и излагавшие историю еврейского народа от поселения его в Палестине до разрушения вавилонянами Иерусалима, и писания позднейших пророков (Исаии, Иеремии, Иезекииля и двенадцати так называемых " малых пророков"), представляющие собой скорбные, патетически-взволнованные проповеди, обличения, угрозы, плачи, горестные размышления о судьбах еврейского народа, призывы к покаянию и исправлению, часто сопровождаемые рассказами о видениях и предостерегающих знамениях, наконец, обнадеживающие предсказания о конечном избавлении " богоизбранного" еврейского царства.

Наибольшей популярностью из всех ветхозаветных книг пользовалась Псалтырь. По этой книге учили грамоте. Тексты псалмов заучивались наизусть. Псалтырь сочетала аллегоризм и абстрактную обобщенность, повествовательность и лирический пафос, а также высокохудожественную форму изложения. Очень рано на Руси стали известны тексты толковой и гадательной Псалтыри. Толковая Псалтырь содержала толкования - разъяснения аллегорического смысла псалмов, а гадательная предназначалась для разрешения сомнений, она призвана была помочь человеку принять " правильное" решение.

Тексты канонических церковных книг почитали " священными" и пользовались непререкаемым авторитетом. Они считались источником " божественной мудрости ", глубоко скрытый смысл которой нужно правильно истолковать и понять. В связи с этим древнерусские книжники обращаются за помощью к патристической литературе, т.е. к творениям " отцов церкви".

Нравоучительные " слова" знаменитого константинопольского витии Иоанна Златоуста получили у нас распространение в сборниках " Златоструй", " Златоуст", " Маргарит". " Златоструй", составленный под руководством царя Симеона, был весьма популярен на Руси. Здесь в него, однако, стали вносить произведения чисто русские, авторы которых, желая придать вес своим сочинениям, приписывали их создание знаменитому византийскому ритору (приписывание текста какому-либо знаменитому человеку прошлого, например, царю Соломону, было приёмом довольно частым у авторов всех народов). Сборник " Златоуст" был посвящен толкованиям недельных апракосных евангельских текстов.

Из сочинений Василия Великого на Руси был известен " Шестоднев ", который знакомил читателя с " шестью днями" творения мира. В нем сообщались сведения о природе, растительном и животном мире, а также о человеке как венце божьего творения.

Пути нравственного совершенствования человеческой души, восхождения ее к богу указывала " Лествица" Иоанна Лествичника. Систематически излагало догматику христианского вероучения " Слово о правой вере" Иоанна Дамаскина.

Изборник 1076г. положил основание созданию оригинальных в древнерусской литературе дидактических сборников типа " Измарагд", " Златая чепь", " Домострой".

К XI в. относится ряд дошедших до нас Служебных Миней, в том числе Новгородская 1095-1097гг. Такие сборники, как " Триодь постная " (содержала службы до наступления Пасхи) и " Триодь цветная " (содержала службы на Пасху и после Пасхи), включали тексты молитв и песнопений, часть которых была создана талантливыми византийскими поэтами. Поэтические образы церковной гимнографии, входя постепенно в повседневный быт, становились арсеналом художественных средств оригинальной древнерусской письменности.

Сборники житий:

Важным средством религиозно-нравственного воспитания была агиографическая литература - житийная, посвященная жизнеописаниям святых. В занимательной форме здесь давался наглядный урок практического применения христианских догм. Она рисовала нравственный идеал человека, достигшего полного торжества духа над грешной плотью, полной победы над земными страстями.

Формирование и развитие агиографической литературы относится к первым века существования христианства. Она вбирает в себя элементы античного исторического жизнеописания, использует ряд черт эллинистического романа, и в то же время ее происхождение непосредственно связано с жанром надгробной похвальной речи. Житие сочетает занимательность сюжетного повествования с назидательностью и панегириком. В центре жития - идеальный христианский герой, следующий в своей жизни Христу.

На Руси с принятием христианства стали распространяться жития в двух формах: в краткой - так называемые проложные жития, входившие в состав Прологов (Синаксариев) и использовавшиеся во время богослужения, и в пространной - минейные жития. Последние входили в состав Четьих-Миней и предназначались для чтения вслух за монастырскими трапезами, а также для индивидуального чтения.

Особой разновидностью агиографической литературы являлись Патерики (Отечники), в которых давалось не все жизнеописание того или иного монаха, а лишь наиболее важные, с точки зрения их святости, подвиги или события. Уже, по-видимому, в XIв. на Руси был известен " Египетский патерик", созданный на основе " Лавсаика", составленного Палладием Еленопольским в 420г.

Характерными образцами патериковой новеллы могут служить рассказы о старце Герасиме, о его льве, о Таисе. Первый рассказ повествует о трогательной привязанности и любви льва к старцу, второй - о красоте подвига девушки.

Переводная агиографическая литература служила важным источником при создании оригинальных древнерусских житий. Однако древнерусские писатели внесли в разработку этого жанра много своего - оригинального и самобытного.

3. Апокрифическая литература («Хождение богородицы по мукам»).

Краткое содержание «Хождения Богородицы по мукам»:

Богородица молилась на Елеонской горе, чтобы архангел Михаил сошел с небес и поведал ей о человеческих муках – небесных и земных. Он спустился, а вместе с ним – четыреста ангелов, по сто с каждой стороны (южной, западной, восточной, северной). Чтобы показать Богородице муки, архангел велел явиться ангелам с юга, и разверзся ад. Там было множество мучающихся людей; архангел сказал Богородице, что это люди, не веровавшие во Христа – то есть язычники.

Затем они увидели великую тьму, которая должна рассеяться лишь тогда, когда придет сын Богородицы. Но Богородица взмолилась, и появился свет – и она увидела семь небес, заполненных людьми; они были очень рады видеть Богородицу, молились ей. Это были те, кто не верил в отца и сына и святого духа, в богородицу. Они не верили, что Иисус родился от Богородицы, не почитали ее.

Затем они увидели огненную реку, где было множество людей, погруженных в нее — одни до пояса, другие до подмышек, третьи по шею, а некоторые с головой. Погруженные по пояс в огонь – это те, кого прокляли отцы и матери, до подмышек - близкие кумовья, враждовавшие между собой и творившие блуд, по шею - людоеды, те, что с головой – нарушители крестной клятвы.

Потом они увидели человека, висящего за ноги, поедаемого червями - он получал прибыль за свое золото и серебро (в общем, ростовщик).

Увидела богородица и женщину, подвешенную за зубы, изо рта ее выползали змеи. Эта женщина распускала сплетни.

Затем они пошли на север. Там расстилалось огненное облако, а посреди него стояли раскаленные скамьи, и на них лежало множество людей. Это те, кто в святое воскресение не встают на заутреню, ленятся и спят.

На огненных столпах были горящие люди - те, кто не почитает попов, не встает им навстречу, когда они идут из церкви.

Потом они увидели железное дерево, а на вершине его - железные крюки, а на них людей, подвешенных за языки. Это были клеветники и сводники, разлучившие родственников, мужей с женами. Если кто-то хотел креститься и покаяться в своих грехах, эти клеветники отговаривали их и не наставляли их к спасению.

А в другом месте святая увидела человека, подвешенного за ноги и за руки с четырех сторон, за края ногтей. Он сильно исходил кровью, а его язык скрутился от огненного пламени. Это был эконом и служитель церкви – он продавал сосуды и церковную утварь, говоря: «Кто работает в церкви, тот от церкви и питается».

Потом она увидела попов, подвешенных за края ногтей, от их голов исходил огонь. Это те, кто служили литургию, и пред престолом божьим предстояли, почитая себя достойными. А когда совершали проскомидию, не хранили просвиру, роняли ее крупинки на землю.

Затем святая увидела мужа и крылатого змея с тремя головами — одна голова была обращена к глазам мужа, а другая — к его губам. Этот человек и святые книги, и Евангелие прочитал, а сам не следовал им. Учил людей, а сам жил в блуде и беззаконии.

Затем архангел показал, где мучается ангельский и апостольский чин. И святая увидела, что они лежали, объятые огненным пламенем и поедаемые червем. Это были те, кто имели образ ангельский и апостольский, на земле назывались именами патриархов и епископов, но на небесах они не звались святыми, так как не сделали ничего достойного.

Святая увидела женщин, подвешенных за ногти, и пламя выходило у них изо рта и, а змея выползала из пламени и обвивала их. Они вопили: «Помилуйте нас, так как мы одни мучаемся тяжелее всех». Это были попадьи, которые не почитали своих попов и после их смерти выходили замуж.

И увидела богородица других женщин, лежащих в огне, поедаемых змеями - это монастырские черницы, которые тело свое предавали блуду.

Потом архангел показал богородице огненную реку с грешниками. Это были блудники и прелюбодеи, воры, тайно подслушивающие, что говорят близкие, сводники и клеветники, те, кто питается чужими трудами, разлучают супругов, пьяницы, немилосердные князья, епископы и патриархи, цари, не творившие волю божью, сребролюбцы, наживающие деньги, беззаконники.

Затем они пошли на запад, там лежало много людей. Вокруг клокотало, словно в котле; людей ели черви. Грешники взмолились богородице, очень обрадовались, что она пришла к ним. Это были жиды, которые мучили Иисуса Христа; это все народы, которые крестились во имя отца и сына и святого духа и, называясь христианами, веруют в демонов и отказались от бога и святого крещения; здесь те, кто блуд творил с кумами своими, с матерями своими и дочерьми, и отравители, которые морят людей ядами, оружием убивают людей и удушают своих детей – в общем, убийцы. Богородица сказала, что эти грешники заслуживают наказания.

Затем они пришли к огненному озеру, где мучился христианский род – кто творили дьявольские дела и не успевали покаяться. Богородица сказала, что хочет мучиться с христианами, «потому что они назвались чадами сына» ее. Она взмолилась о том, чтобы архангел собрал ангелов, и они вместе помолились, чтобы господь услышал их и помиловал грешных христиан. Богородицу поставили перед невидимым отцом у престола, и она молила о прощении христиан. Господь не захотел этого делать, и она призвала к молитве апостолов. Но Господь не послушал их, сказав: «Послушай, пресвятая, если кто-то из них сделал зло, но не покаялся в рабстве — а ты верно говоришь, что они закону твоему научились, — и снова они сделали зло, когда не отплатили им за зло, что говорю — уже сказано, и воздается им по злобе их».

Тогда Богородица вновь взмолилась, и архангел Михаил пал ниц пред престолом, и с ним все небесные лики и чины. Тогда господь смилостивился ради своего сына и велел ему спуститься с престола - и тот сошел с него. Он сказал, что дал людям вечную жизнь – а они согрешили и стали смертны; он пожалел людей и спустился на землю, чтобы освободить их от первого проклятия – а его распяли. Так он закончил: «Христианами вы называетесь только на словах, а заповедей моих не соблюдаете — поэтому и находитесь в огне негасимом, и не помилую вас. Теперь же ради милосердия моего отца, который послал меня к вам, ради молитв матери моей, которая много плакала о вас, ради завета архистратига Михаила и ради многих моих мучеников, которые много страдали за вас, — я даю вам, мучающимся день и ночь, покой от Великого четверга до Троицына дня, прославьте отца и сына и святого духа». То есть он дал грешникам около двух месяцев ежегодного спокойствия.

 

К числу переводных памятников, обращавшихся на Руси еще в древности, относят памятники апокрифической литературы. «Апокрифический» - «тайный», «сокровенный», доступный лишь для особо умудренных людей, не для широкой массы. Во время раннего христианства этот род пользовался почтением и почетом, поскольку предназначался для избранных. Но с развитием ересей, ставших в оппозицию официальной церкви, апокрифы были использованы разными еретическими ответвлениями христианства и с тех пор подвергались гонениям и запрещению официальной церковью.

Потребовалось установление твердого круга религиозно-церковной литературы, которая официальной церковью считалась истинной, заслуживающей доверия – получившей название канонической. К 4 в. намечается перечень книг «священного писания», признанных каноническими – индексы; наряду с ними существовали писания, не обладающие всецело авторитетом святости, но не противоречащие канону; и апокрифы, полностью отвергаемые церковью. Запрещенные тексты церквей Запада и Востока часто различались.

То есть апокрифы в христианском понимании – легендарно-религиозная литература, которая, будучи связана с каноническим писанием Ветхого и Нового заветов, в своих сюжетах или трактовке их заключала «еретические» элементы, отвергаемые церковью.

К числу апокрифов причисляют:

- отдельные памятники житийной литературы: «мучения» Федора Тирона, Георгия Победоносца, Никиты и др.

- литература эсхатологического и апокалиптического содержания (о конце света): «Хождение Богородицы по мукам», «Откровение ап. Павла», «Откровение Иоанну Богослову на горе Фаворской», «Откровение Мефодия Патарского».

- катехизисные памятники (написаны в форме вопросов и ответов): «Беседа трех святителей»

- так называемые «ложные» молитвы, заговоры, гадательные книги и т.д.

- к апокрифам примкнули и «ложнонадписанные сочинения» - те, которые для придания им авторитета неправильно приписывались известному церковному деятелю.

Из ветхозаветных лиц наибольшее внимание уделялось Адаму и Еве, Еноху, Аврааму, Давиду, Соломону, 12 библейским патриархам. С новозаветными событиями были связаны апокалиптические евангелия Иакова, Никодима и Фомы, сказание Афродитиана о чуде в «Перской» земле, несколько легенд о Христе, хождения апостолов и т.д.

Источники апокрифов – древнееврейские предания и легенды, которые частично испытали на себе влияние философов эпохи эллинизма, а также дуалистические учения древнего и раннего христианского Востока. На основе последних в 10 в. в Болгарии возникло «богомильство», связанное с именем попа Богомила. Дуализм учения проявлялся в том, что богомилы считали: миром распоряжаются бог и дьявол; во власти бога – духовное начала мира, дьявола – материальное, злое. Богомильство отразило протест социальных низов против их поработителей и официальной церкви. В их апокрифах соединялись элементы легенды и фантастики с реалистической тематикой – черт а, вообще характеризующая апокрифическую литературу.

Именно Болгария передала русской письменности апокрифы; через ее посредство к нам пришли апокрифы, получившие литературную обработку в Византии. Апокрифы заносились на Русь и путем устной передачи (торговые и политические отношения, войны с Византией, Болгарией, Востоком; паломничество русских в Палестину).

Большинство русских апокрифических текстов читается в позднейших списках (16 в., иногда 15 и 14), но, судя по языку, значительная часть апокрифов была известная в первые века русской письменности, некоторые из них сохранились в списках 11-12 вв.: список 11 в. «Деяний апостола Павла и Фёклы», 12 в. «Возношения Исаии», «Хождения Богородицы по мукам», «Мучения трех отроков и Даниила». Позднее апокрифы доходили до русских читателей через «Толковую палею» и «Палею историческую», заменявшим читателям библейский кодекс, появившийся у нас лишь в 15 веке.

Формальное отнесение того или иного текста к апокрифам определялось занесением его в индекс. Иногда явные апокрифы не подвергались преследованию потому, что не попали в индекс.

На Руси индексы появились в 11 в. 1073 г. – «Святославов изборник», где выделялось 25 запрещенных книг и апокрифы; «Номоканон» - индекс, составленный на болгарской почве. Специально русский индекс появляется в 15 веке, основой для которого послужили византийский и болгарский; но он дополняется суеверными и гадательными русскими книгами. К концу 16 в. индекс окончательно закрепляется и входит в «Кириллову книгу».

Апокриф «Хождение богородицы по мукам» пользовался большой популярностью на Руси вплоть до 19 века. Древнейший список – 12 века. Этот апокриф был отнесен к запрещенным текстам, поскольку он заключал в себе критическую переоценку традиционных представлений о божеской справедливости, поддерживаемых канонической литературой. Живое сочувствие богородицы здесь противопоставляется суровому божьему суду. Только после мольбы богородицы бог сменяет равнодушие на милость. Апокриф проникнут свободомыслием по отношению к установленным в религии нормам: он не щадит грешников – не только рядовых, но и тех, кто были под защитой официальной церкви (цари, патриархи, епископы). Текст отразил в себе оппозиционное отношение группы верующих к православной ортодоксальной церкви и одновременно моральное переосмысление бездушной официальной христианской доктрины.

Апокриф привлекал читателя живым, реалистическим колоритом, очень красочным и декоративным. Фигуры грешников наделены реальными, бытовыми человеческими слабостями (сплетницы, лежебоки и т.д.). Даже богородица выступает отчасти как рядовая женщина-мать, которой свойственно чувство озлобления, когда она видит евреев, распявших ее сына. Картина адских мук очень реалистична, она сильно воздействовала на читателя; но одновременно апокриф в целом привлекал своей гуманной тенденцией.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал