Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Абакан - Минусинск - Шушенское - Кызыл




Автомобильное путешествие по " Саянскому кольцу"

вернуться к оглавлению книги
Схема района

Путешествия внутрь Западного Саяна начинаются в Абакане, городе, основанном в 1929 году. Абакан - столица Хакасской Автономной области, растущий промышленный и культурный центр юга Красноярского края. Имеет железнодорожное и воздушное сообщение со многими городами страны. С Красноярском связан шоссейной дорогой и водным путем по Красноярскому водохранилищу.
В Абакане есть весь комплекс культурных учреждений современного города. В Абаканском краеведческом музее - уникальные экспонаты хакасской истории.
Автобусы на Кызыл, мощные комфортабельные дизели, уходят по Усинскому тракту несколько раз в сутки с Абаканского железнодорожного вокзала. Шоссе пересекает по новым мостам реки Абакан и Енисей, тянется по всхолмленной степи на юг. Слева от дороги остается Минусинск, который непременно нужно посетить туристам.
Пройдет несколько лет, и не узнать будет старого Минусинска. Из деревянного городка он превратится в город современных жилых кварталов. Одно останется в Минусинске от старого - его превосходный музей, основанный в 1877 году Н. М. Мартьяновым. Это первый краеведческий музей Красноярского края и, пожалуй, один из первых по сибирскую сторону Урала. " Минусинский музей, - писали участники Международного геологического конгресса 1937 года, - может составить славу любой европейской столицы". В музее неоднократно бывал во время Шушенской ссылки В. И. Ленин. Он часто пользовался книгами библиотеки музея.
Много народу прошло в XIX - начале XX века через Минусинскую ссылку - декабристы и петрашевцы, народники и большевики. Помнит Минусинск, помнят минусинские села множество славных и скорбных историй.
От Минусинска шоссе идет на юг. Сухая степь перемежается большими площадями хлебов. С невысоких холмов, грядами пересекающих дорогу, подходят к ней низенькие сосновые боры. В стороне остается лечебное Тагарское озеро, давшее название первой культуре железа на территории Красноярского края.
Впереди спряталось от ветров в складку между холмами село Знаменка. Когда-то тут были стекольный завод, паровая мельница " Абакан", а ныне работает спиртозавод.
Дорога поднялась на очередную гряду; впереди, далеко на юге, призрачно засинели Саяны. Внизу речка Оя, а за мостом через нее указатель зовет направо: " Шушенское 12 км".
Да, это знаменитое Шушенское, в котором В. И. Ленин провел три года ссылки. Сейчас здесь мемориальный музей-заповедник " Сибирская ссылка В. И. Ленина". Шушенское связано автобусами с Минусинском и Абаканом, с Ермаковским и Саянской ГЭС. Летом сюда можно попасть из Минусинска на теплоходе. Воздушные линии соединяют Шушенское с Абаканом и Красноярском.
От села Казанцево, места отворота шоссе на Шушенское, Усинский тракт поворачивает на юго-восток по долине реки Оя. За селом Жеблахты уже чувствуется тайга. То яркий таежный луг, то остаток старого леса вдруг напомнят о недавнем времени, когда человек еще не вырубил этих лесов.
Ермаковское - одно из крупнейших сел Красноярского края. Здесь жил в ссылке марксист А. А. Ванеев, на квартире которого в августе 1899 года был подписан 17 ссыльными марксистами во главе с В. И. Лениным " Протест российских социал-демократов", направленный против экономистов. В Ермаковском бывал и В. И. Ленин. По его заказу была выполнена на Абаканском заводе плита на могилу Ванеева, умершего в Ермаковском от туберкулеза.
За Ермаковским шоссе покидает долину Ои и, пересекая плоское междуречье, уходит в долину Кебежа. Позади остаются Ермаковский пенькозавод, совхоз им. Щетинкина, селения Салба, Верхний Кебеж, Григорьевка. В Григорьевке - автозаправочная станция, столовая. Отсюда в хорошую погоду на юго-востоке видны острые гранитные пики Ергаков.
За Григорьевкой характер рельефа и растительности постепенно меняются. Березы в долинах уступают место елям и пихтам, холмы становятся круче.
Промелькнули село Черная Речка, Танзыбейский леспромхоз, почти сросшийся с ним поселок Кебеж и последняя деревня котловины Веселая Поляна. В ней располагается управление охотничьего хозяйства Правобережного Саяна, где нужно зарегистрировать разрешение на отстрел дичи.
За Веселой Поляной шоссе уходит в тайгу. Горы подступили вплотную. С крутых склонов сбегают вихрастые кедры. Дорога петляет, следуя прихотливому течению горной речушки. Светлые ручейки поблескивают быстрыми струями. В 20 км от Веселой Поляны шоссе крутыми петлями серпантина поползло на первый саянский перевальный хребет в 170 км от Абакана Кулумыс. На одной из петель дороги приютилось несколько домиков - станция Кулумыс. Почти на 2 км над уровнем моря поднимается дорога. А впереди перевал за перевалом. За Кулумысом следует хребет Амбук с пологой вершиной того же названия (1896 м), за Амбуком - Ойский. Между Амбуком и Ойским хребтом в самом верхнем течении реки Малая Оя расположена одноименная станция. Малая Оя - конечная станция для тех, кто намерен провести отпуск в " Каменном городе".
" Каменный город" - гряда вершинных гранитных останцов выветривания - причудливых скал самой разнообразной формы, напоминающих застывшие фигуры людей, животных, разрушенные дворцы и замки. Горное солнце, голубое небо, горный воздух, тайга, беспредельные дали и беспредельный покой нетронутой природы - лечебные факторы в таком отпуске, доступном даже малоподготовленным туристам.
За Ойским хребтом в начале подъема к станции Оленья Речка со склона Буйбинского перевала открывается вид на Ергаки. Красивая картина: зелень тайги, светлая зелень белков, яркие пятна снега, синева неба и далекие голубые пики. На Оленьей Речке - половина пути от Абакана до Кызыла. Здесь середина Саяна. Отсюда пути во все концы: на Ойское озеро, к хребту Ергаки, в цирки Араданского хребта, на реку Казырсук, а по ней хоть до Большого порога на Енисее. За Оленьей Речкой спуск в долину реки Нижняя Буйба, длинный, до самого Уса.
За Буйбинским перевалом на первом мосту через Нижнюю Буйбу (это место называют " Тармазаковским" мостом в память о погибшем тут шофере) можно сойти тем, кто направляется в Ергаки или к Буйбинским озерам. Впрочем, можно сойти и дальше, у станции Буйба.
От Буйбинского перевала шоссе спускается в ущелье и бежит по нему вниз, перескакивая с одного берега Буйбы на другой. У Буйбинского метеопоста оно выходит в долину реки Ус, давшей название тракту. От устья Нижней Буйбы байдарочники могут начать плавание по Усу и далее по Енисею к Большому порогу, к Саяно-Шушенской ГЭС, к Шушенскому и Минусинску. От устья Нижней Буйбы тропа по левому берегу Уса ведет к Черному озеру, из которого берет начало Ус. От Черного озера можно уйти на реки Хут и Амыл.
У устья Буйбы шоссе пересекает эту реку и идет по ущелью Уса вниз к поселку Арадан. Слева и справа горы вплотную подступают к реке. Некоторые вершины уходят вверх на 1 км над дном долины. Только узкая терраса между рекой и горами дает место дороге. Скальные утесы повисают над рекой, на узкой пойме между скальными прижимами растут громадные ели с вкраплениями ольхи и березы. Между деревьями ягодные кустарники - жимолость, голубика, смородина. По сплошным перекатам Уса редкие всплески хариуса.
Поселок Арадан был базой строительства дороги. Теперь тут автозаправочная станция, ремонтный пункт, столовая, клуб, школа-интернат, метеостанция, опытная станция Красноярского института леса.
Из Арадана по реке Тихая, левому притоку Уса, уходит зимний лыжный маршрут на Куртушибинский хребет и к истокам Уса. Этим путем можно воспользоваться и летом. Он легче и короче, чем по Усу.
За Араданом шоссе через 21 км приводит к станции Медвежья, пересекая по пути два правых притока Уса - Араданку и Иосифовку (Оськину речку, Оськин ключ), берущие начало в карах Араданского хребта.
Почти 300 км осталось позади. Шоссе бежит по левому берегу Уса. Впереди показался мост через речку. Справа круто падает в Ус отвесная стена утеса " Сахарная голова". В июле 1919 года авангард отступавшей в Туву партизанской армии А. Кравченко и П. Щетинкина натолкнулся у здешнего парома на кулацко-казачью засаду. Партизаны вышли по хребтам в тыл казачьей засады. Удар с тыла Тальского полка А. Марченко ошеломил усинских кулаков, засада была смята и сброшена в быстрые воды Уса. Путь на Туву оказался открытым.
Перед станцией Иджим в пейзаж тайги вторглись сосны. Над поселком высятся скалы, скалы прижимают дорогу к реке. Тайга, и Ус, и горы - все становится по-новому красивым. Тут, как и по всему тракту в Саянах, полно зверя. Медведь здесь совсем не редкость. За станцией Иджим шоссе прощается с Усом. По левой стороне реки уходит в Усинскую котловину, к селу Верхнеусинское, проселочная дорога, а шоссе медленно поднимается к границе Тувы на Куртушибинский хребет. Примерно в 20 км от Усинской развилки еще одна достопримечательность Саянских гор - большой маралий загон Усинского маралсовхоза. Маралов много, и, если набраться терпения, можно сфотографировать этого гордого зверя.
От загона до станции Саяны (раньше Пограничная) - с десяток километров, а за станцией на перевале граница - Тува. С перевала со странным названием Нолевка открывается вид на синеющие дали Туран-Уюкской котловины. Первый город котловины - Туран, центр района. В городе - АЗС, столовые, магазины, гостиница.
А дальше Уюк - село на реке того же названия. В Уюке памйтник Н. Крюкову и С. Беспалову - героям революций в Засаянье.
Впереди снова горы - Уюкский хребет, Восточный отрог Куртушибинского хребта, соединяющий Саяны с хребтом Академика Обручева. Дорога входит в ущелье и петлями ползет вверх на последний перевал дороги - Веселый. На перевале станция Тайга, окруженная кедровым лесом, а за перевалом последняя станция - Сестерлиг. Дорога бежит вниз вдоль реки Сестерлиг в Кызыл - центр Азии. Именно отсюда можно начать поход по Енисею вниз до Минусинска.
Кызыл - столица Советской Тувы - стоит на левом берегу Верхнего Енисея (Улуг-Хем - Великая река) при слиянии Большого (Бий-Хем) и Малого (Ка-Хем) Енисеев. Кызыл - молодой современный город с населением около 50 тысяч человек. Есть педагогический институт, театр с двумя труппами - тувинской и русской, несколько техникумов, Тувинский институт языка, литературы и истории, краеведческий музей.
В Кызыле на левом берегу Улуг-Хема возвышается символический обелиск - " Центр Азии". От него открывается живописная картина центра Азиатского материка - бурный Улуг-Хем, над ним сглаженная гора Тегетаг (Тоге), а еще дальше и выше громадные лиловые гольцы. Над северным горизонтом синеет Уюкский хребет. Недалеко от обелиска сливаются Бий-Хем и Ка-Хем. Над стрелкой рек высится гора Виланы.
Кызыл связан авиалиниями со всеми районами Тувы. Есть также прямые авиарейсы на Красноярск, Абакан, Новосибирск. Вверх по Ка-Хему ходит пассажирский теплоход " Заря", а вверх по Бий-Хему - грузовые суда-буксиры. От Кызыльского автовокзала ежедневно отправляются автобусы во многие населенные пункты республики.
Новая дорога на Абакан идет из Кызыла вдоль левого берега Енисея на запад, пересекая сухие степи Тувинской котловины.
В 32 км от Кызыла дорога спускается в узенькую долину реки Элегест, левого притока Енисея. На поселок Усть-Элегест надвинулся слева крутой обрыв, вырезанный Енисеем в незапамятные времена. Горы двух бортов реки сошлись, стиснув плоскую террасу. Дорога то взбегает на седловины холмов, то вновь спускается в енисейскую долину. По сухой красной щебнистой почве - сухие желтые травы. Над степью, над дорогой парит сокол-балобан, высматривая добычу.
Холмы сильно выветрены, многие увенчаны островерхими каменными останцами. По камням - накипные лишайники то красного, то салатового цвета. Кусты караганника разбросало по степи, будто зеленые овцы пасутся.
На 100-м километре от Кызыла встал над левым берегом Улуг-Хема седой трехглавый Хайыракан (Хаеркан): две крайние вершины - белые, а третья, средняя, - темно-зеленая от застарелой сухой травы. Сюда к известнякам Хайыракана, затопив Шагонарскую степь, подойдут после завершения строительства Саяно-Шушенской ГЭС воды нового Саянского моря. Город Шагонар и Ак-Довуракское шоссе вынуждены будут перебраться повыше, на холмы левого берега. А пока шоссе обогнуло Хайыракан, перескочило через низкий перевал и вылетело на дно будущего моря - Шагонарскую равнину. Город Шагонар лежит на 124-м километре от Кызыла. По ту сторону Уюкский хребет вплотную подошел к реке, поднялся над ней высокой стеной, разрезанной сверху древними разрушенными карами. Из-за гребня гор выглядывает тайга северных склонов Уюка.
На 146-м километре дорога пересекает село Чаа-Холь, еще через 3 км вправо сворачивает проселок на село Урбюн. От Урбюна Енисей течет к северу и покидает дорогу. За рекой Чаа-Холь - половина пути до Ак-Довурака. Дорога медленно поднимается вверх по древней высохшей долине. Только на 185-м километре - у поселка Ак-Хем появляются первые чахлые, иссушенные горячими ветрами деревья: сначала одинокие лиственницы, потом рощицы.
Дорога круто поползла вверх к перевалу в долину реки Чадан. Вершина перевала находится на 194-м километре на высоте 1458 м. За перевалом лес кончается. То там, то тут видны пастушьи юрты, ходит скот.
Город Чадан лежит в широкой плоской долине Чадана. На севере видна долина реки Хемчик, а за ней высокий Хемчикский хребет с гольцовыми вершинами.
В Чадане есть АЗС, столовая. За Чаданом дорога то взбирается на невысокие перевалы между долинами правых притоков Хемчика, то спускается в долины. На 238-м километре - вершина первого перевала, на 251-м - река Шеми, через 4 км - новый перевал, а на
263-м - река Чиргакы. Река Аянгаты (289-й километр) - последняя перед поселком Кызыл-Мажалык. Отсюда до Ак-Довурака всего 5 км. Между этими селениями течет Хемчик.
Долина Хемчика достигает ширины 6 - 10 км. Кое-где поднимаются над ее ровным дном каменные останцы. Три таких горки окружают Кызыл-Мажалык. Южный горизонт - три цепи гор, одна выше другой. Недалеко за Хемчиком встает первая гряда холмов, за ней - более высокая цепь предгорий; над второй грядой высятся синие далекие вершины хребтов - Шапшала, Цаган-Шибэту и Западного Танну-Ола. Почти все они сверкают белыми мазками снежников. На западе-северо-западе виден голец Бай-Тайга (3129 м) с большими массивами снега. Всю северную часть горизонта занимают горы левого борта долины Хемчика. Степь, голые горы. Только вдоль реки тянутся неширокие тополевые рощи. Над небольшим поселком Ак-Довурак дымят трубы комбината " Тува-асбест".
В Кызыл-Мажалыке и Ак-Довураке есть гостиницы, АЗС, магазины, столовые, кафе.
От Ак-Довурака до Абазы, лежащей уже по северную сторону Западного Саяна, 245 км. Путь на север начинается между Ак-Довураком и Кызыл-Мажалыком. Сразу же от поворота - пологий подъем, а через 10 км спуск в широкую степную долину небольшой речки Эдегей. Шоссе, прямое как стрела, пересекает плоскую долину, окруженную невысокими, сильноизрезанными горами. На 18-м километре дорога снова плавно полезла вверх и на 25-м, перевалив горы, спустилась к реке Алаш. Долина реки крутобортна, очень красива. По узкой террасе разбросаны одинокие лавролистные тополя, кустики караганника и астрагала. В русле - большие окатанные валуны, через которые переливается река.
За Алашем шоссе несколько километров бежит по левому берегу реки, потом круто взбирается на короткий, но тяжелый Акский перевал. Вершина его лежит на 35-м километре. С подъема хорошо смотрится ущелье Алаша, убегающее на запад. По нему уходит путь к синим вершинам северного Шапшала, к озеру Кара-Холь.
С Акского перевала виден овеществленный героизм строителей трудной трассы. Кажется невероятным, что по временной дороге, виднеющейся то справа, то слева от шоссе, могли ходить машины: настолько она крута и опасна. Еще и сейчас Акский перевал лавиноопасен.
На 37-м километре шоссе спускается к Ак-Сугу. Узкая пойма и терраса поросли тополями вперемежку с лиственницами. Лес разрежен веселыми полянами. На многих полянах стоят круглые тувинские юрты, горят костры, пасутся овцы, козы, яки-сарлыки. Над долиной высятся крутые горы. Они сначала голые, потом на них взбираются лиственницы. Лес становится гуще, постепенно превращается в светлую тайгу. с багульником, кипреем, курильским кустарниковым чаем, жимолостью, голубикой. Дорога круто поднимается, и так же круто падает навстречу белая вода Ак-Суга. Впадают в реку целых три реки Ак-Ой: просто Ак-Ой, Алды-Ак-Ой, Устю-Ак-Ой. Шоссе бежит по правому берегу, потом на 62-м километре по мосту переходит на левый, еще раз прыгает с берега на берег и на 76-м приходит в поселок строителей дороги - Передовая (Ак-Суг). Здесь АЗС, столовая, магазин. Отсюда можно по долине правого притока Ак-Суга выйти к подножию гольца Кызыл-Тайга.
Западно-Саянский перевал находится на 100-м километре и лежит на высоте более 2200 м, в зоне горных тундр. Справа и слева над ним поднимаются гольцы с пятнами снега. При подъеме на перевал со стороны Тувы в одном из распадков виден на высоте голец Мунгаш-Куль (2826 м), в восточных карах которого лежат истоки Кантегира. Далеко на западе - гольцы Каратоша. На севере внизу вьется заболоченная долина верховьев реки Большой Он.
С перевала дорога быстро спускается к Большому Ону и через несколько километров входит в кедровую тайгу. Отсюда идет на запад в седловину тропа на Курукульский перевал и далее на реки Она, Каратош или на озеро Кара-Холь.
Шоссе пересекает Большой Он в самых верховьях и по его левому берегу приходит в поселок Большой Он (АЗС, столовая, магазин). Поселок лежит на слиянии Оны и Большого Она; несколько выше справа в Большой Он впадает Малый Он, по которому уходит лучшая тропа на Кантегир.
Село Кубайка, лежащее в устье реки Анзас, не видно с дороги, которая несколько раз пересекла реку Она. У Кубайки на 188-м километре шоссе покидает Ону и поднимается на Ангольский перевал в долину реки Карасибо. От вершины перевала до города Абаза остается 40 км. Через 15 км спуска вновь начинается трудный 10-километровый подъем на последний перевал дороги - Канжульский, или Ханджульский, - по крутым петлям серпантина. Дорога делает 6 - 7 витков, из них 4 крутых. С вершины перевала открывается панорама Западного Саяна, гольцы Джебашского хребта, далеко на востоке угадывается долина Енисея.
От вершины перевала до Абазы 15 км спуска. Абаза лежит на террасах и пойме Абакана среди гор, покрытых густой, пышной чернотаежной растительностью. Тайга вокруг Абазы удивительная: кедрово-сосновый бор с мягкой травой между деревьями, на отвесных скалах Заречной Абазы растет багульник с белыми цветами.
Абаза - конечный путь многих туристских маршрутов. Она связана с Абаканом автобусом, железной дорогой, авиалинией. От Абазы до Абакана около 200 км по шоссе и один небольшой перевал на село Таштып. На шоссе много поселков, движение интенсивное.
Все " Саянское кольцо" имеет длину свыше 1200 км. Совершая путешествие, следует посетить озера центральной Тувы Чагытай, Дус-Холь, Хадын.


Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал