Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развитие культуры. В конце IX в. болгарский писатель черноризец Храбр писал о славянах до их крещения: «Они не имели книг
В конце IX в. болгарский писатель черноризец Храбр писал о славянах до их крещения: «Они не имели книг, но чертами и резами писали и гадали». Черты и резы – это значки, которые до сих пор не расшифрованы. В Беларуси есть ряд находок непонятных записей. Например, в конце XIX в. Минский археолог Генрих Татур упоминает о каменной плите, покрытой непонятными надписями. Недалеко от реки Птичь обнаружен камень, на котором имелась надпись, напоминающая птичьи лапки. На городище Московичи (около Браслава) в пластах XII–XIII в., кроме скандинавских рун, были найдены прясла (навершие для веретена), на которых зафиксированы знаки. Археолог Людмила Дучиц разделила эти надписи на 43 буквы (в кириллице тоже 43 буквы). Подобные знаки найдены и в других местах Беларуси. Самый древний памятник кириллического письма (1-я четверть X в.) – это надпись на глиняном сосуде, найденном под Смоленском («надпись Гороуша»). В Новгороде найдена вислая печатка Полоцкого князя Изяслава – на ней надпись. Также были обнаружены берестяные грамоты в Витебске, амфоры в Пинске, на р. Двине – Борисовы камни. Деятельность Ефросиньи Полоцкой (1104–1167 или 1173). Первая женщина на Руси, канонизированная церковью. Внучка Всеслава Чародея, в юности приняла монашество. Основала женский монастырь и при нем открыла школу для детей. Также основала мужской монастырь. В 1161 г. по ее заказу ювелир Лазарь Бокша сделал крест 51 см. длиной из дерева, который был обложен золотыми пластинами. На нем было 20 изображений святых. Этот крест Ефросинья подарила Спасской церкви женского монастыря. Крест исчез в 1941 г. из спецхрана г. Могилева. Он был восстановлен Николаем Кузьмичем в 1997 г. Кирилл Туровский (1130–после 1182). Из богатой семьи. В 1169 г. стал епископом Туровской епархии. Он выработал стиль торжественного церковного красноречия. Его творчество – это наивысшее достижение на древнерусской территории в жанре ораторского искусства. Он писал проповеди, повести-притчи, молитвы, каноны. Климент Смолятич. С 1147 по 1154 г. митрополит в Киеве. Знаменитый писатель и мыслитель своего времени. Дошедшее до нас произведение «Послание пресвитеру Фоме». В этом произведении есть белорусские слова сябры, ляда, пожни, злодзей. Среди представителей европейского Возрождения достойное место занимает восточнославянский и белорусский гуманист, первопечатник и просветитель, уроженец древнего Полоцка Франциск Скорина (ок. 1490–1551 гг.). Первоначальное образование он получил, как предполагают историки, в Полоцке и Вильно. В 16 лет он закончил факультет вольных искусств (факультет философии) Краковского университета. Ф. Скорина дважды стал доктором наук. Сначала он получил в Кракове степень бакалавра. Затем в 1512 г. он успешно сдал экстерном (без обучения) экзамен на звание доктора медицины в Падуанском университете (Италия). Его портрет, созданный уже в середине ХХ в., находится в так называемом «зале сорока» – среди 40 портретов знаменитых европейских ученых, которые вышли из стен Падуанского университета. Скорина имел также степень доктора свободных наук. Книгоиздательская деятельность Ф.Скорины сочетала в себе опыт европейского книгоиздания и традиции белорусского искусства. 6 августа 1517 г. Скорина первым среди восточных славян издал в чешском городе Праге книгу – Библию. Он перевел Библию на церковнославянский язык белорусской редакции, понятный простому люду. Скорина издал 20 книг Библии, в которых содержатся его предисловия и послесловия. В книгах размещена 51 гравюра – отпечатки на бумаге с рисунка, вырезанного на поверхности доски (медной пластины). Гуманист трижды дал в изданных им книгах собственный портрет. Это единственный случай за всю историю издания Библии в Восточной Европе. Книгоиздательская деятельность Скорины после Праги продолжилась в Вильно. Здесь в организованной им типографии в 1522, 1525 гг. он издал две книги: «Малую подорожную книжку» и «Апостол». Деятельность Скорины для того времени была гражданским (жизненным) подвигом. Напечатанные им Библии нарушали каноны (правила), что существовали при переписывании церковных книг: они содержали тексты от самого издателя и даже гравюры с его изображением. Настоящим святотатством был перевод Библии, за что Скорину церковь могла строго наказать. Последователем Ф. Скорины считают Сымона Будного. В 1562 г. в Несвиже он издал первую белорусскоязычную книгу на территории Беларуси «Катехизис», а также книгу «Оправдание грешного человека перед Богом». Типография в Несвиже, где печатали книги Будного, была третьей по счету в ВКЛ. Первой была Скорининская (1520-е гг.) в Вильно, а вторая – Брестская (1550–1570 гг.). Она, как и Несвижская, была открыта с помощью Николая Радзивилла Черного. Это является примером меценатства – пожертвования денег на развитие культуры. Предположительно в 1570 г. Василий Тяпинский издал на собственные средства в своем родовом имении Тяпино «Евангелие» на церковнославянском и старобелорусском языках. В 1588 г. в Виленской типографии, основанной П. Мстиславцем, на средства белорусских печатников братьев Мамоничей, был издан Статут ВКЛ 1588 г. на старобелорусском языке. В 1619 г. в местечке Евье (территория современной Литвы) была издана грамматика Мелетия Смотрицкого. Она на протяжении XVII–XVIII вв. служила учебником по церковнославянскому языку для всего восточнославянского населения. В 1631 г. в типографии в Кутейно известный белорусский просветитель Спиридон Соболь напечатал «Букварь». Основателем литературы о путешествиях считают одного из представителей магнатского рода Радзивиллов, сына Николая Радзивилла Черного Николая Криштофа по прозвищу «Сиротка». В 1601 г. в Пруссии был издан дневник путешествий Николая Криштофа Радзивилла Сиротки, написанный во время путешествия в Египет, на Ближний Восток в святые места (Палестина, Иерусалим). «Хождение» Сиротки – первое в Беларуси научно-популярное географическое издание и единственный до XIX в. справочник по Ближнему Востоку для жителей Речи Посполитой. В XVI в. получила развитие публицистическая (от лат. – «общественный») общественно-политическая литература. В ней нашли отражение события общественной жизни, Реформации. К такой литературе относятся предисловия и послесловия Ф.Скорины, «Дыярыуш» («Дневник») писателя Афанасия Филиповича, «Тренос, или Крик восточной церкви» – литературное произведение Милетия Смотрицкого, написанное в форме плача в ответ на насильственное введение униатства и погром православных церквей. Представителем латиноязычной поэзии стал уроженец белорусской земли Николай Гусовский (1470? –около 1533 г.). Будучи в составе делегации ВКЛ к римскому папе (1520–1522 гг.), он пишет на латинском языке настоящий «гимн Отечеству» – знаменитую поэму «Песню о зубре». Она посвящена описанию сцен охоты на зубров в Беловежской пуще, а также времени правления великого князя литовского Витовта. Поэма была издана в 1523 г. в Кракове благодаря помощи Боны Сфорцы – матери Сигизмунда II Августа. Система образования на территории Беларуси была представлена начальными школами при православных братствах и протестантских сборах; школами при католических орденах францисканцев, бернардинцев, августинов; иезуитскими коллегиумами, а также старейшим учебным заведением на территории Беларуси и Литвы - Виленской иезуитской академией, имевшей университетский статус. Ее первым ректором стал инициатор церковной унии, сторонник контрреформации, автор известной в 1557 г. книги «О единстве церкви Божьей», иезуит Петр Скарга. Иезуитская академия в Вильно была создана в 1579 г. Правовая культура ВКЛ (право – свод государственных законов) в XVI в. была представлена Статутами ВКЛ 1529, 1566 и 1588 гг. Статут 1588 г. был подготовлен при активном участии А. Валовича и Л. Сапеги. В статутах заложена идея правового государства, которая базируется на принципе раздела власти между законодательными, исполнительными и судебными органами. Тема 3. БЕЛАРУСЬ В СОСТАВЕ РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ
|