![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социально-экономическое развитие региона в первой половине XIX века
После разделов Речи Посполитой формируется новое территориально-административное деление белорусских земель в виде 5 губерний: Виленской, Гродненской, Минской, Могилевской и Витебской. Все многообразие различных преобразований, проводимых Российским правительством, можно свести к следующим: I. Введение российских гражданских законов. Три периода ввода российских законов: · С конца XVIII века до 20-х гг. XIX в. В этот период местное право приспосабливается к общероссийским законам. · С середины 20-х гг. до начала 30-х гг. XIX в. Наблюдаются попытки соединения российских и местных законов. · В 30–40-ые гг. XIX в. действие местного права было прекращено. II. Политика в сфере землевладения. После присоединения белорусских земель конфискации подвергались земли тех шляхтичей, которые отказались присягать императрице и не продали свои земли в трехмесячный срок, а также изымались земли у лиц, участвовавших в восстании 1794 года. Проводилась политика насаждения русского землевладения (Румянцев, Суворов). Была выработана программа льгот для пребывания русского дворянства в Беларуси. В 1841 г. правительство проводит секуляризацию церковных землевладений. В государственную казну переходят все крупнейшие землевладения за исключением земель сельских приходов. III. Политика по отношению к шляхте. Белорусская шляхта представляла собой среднюю и мелкую дворянскую прослойку. Иногда по имущественному положению шляхтич не отличался от государственного крестьянина. Он был освобожден от повинностей и не мог быть наказан телесно. Самые мелкие шляхтичи связывали восстановление своего положения с восстановлением Речи Посполитой. Поэтому шляхта представляла для властей опасный оппозиционный элемент. 2 этапа политики: Первый этап – проверка шляхты (до восстания 1830–1831 гг.). Губернские канцелярии проверяли документы, подтверждавшие дворянство. Этот процесс протекал медленно. Второй этап – разбор шляхты (после 1831 года). Целью разбора являлось исключение из состава шляхты наиболее бедных и политически неустойчивых. Из дворян исключалась шляхта, которая не предоставила документы о своем дворянстве в течение 3-х лет (указ от 19 октября 1831 г.). IV. Политика в крестьянском вопросе. 1. Политика по отношению к помещичьим крестьянам (Инвентарная реформа 1844-1857). В 1823 г. создан «Западный комитет». Его цель: улучшение положения крестьянства. После его работы был поставлен вопрос о пересмотре крестьянских инвентарей. И в 1844 г. были открыты губернские инвентарные комитеты. Проверка инвентарей и ввод новых относится к 1849 году. Однако новые инвентари не удалось ввести. Количество земли было завышено в инвентарях, следовательно, завышены повинности. Начался пересмотр. Когда крестьяне успокоились, волнения начались среди помещиков (количество земли занижено). Такое положение вещей продолжалось до 1857 г., когда реформа была прекращена, так как в это время начала разрабатываться реформа об отмене крепостного права. Таким образом, Инвентарная реформа не принесла существенных результатов. 2. Отношение к государственным крестьянам. 1839 г. – реформа Киселева (граф Киселев был министром государственных имуществ Российской империи) была представлена следующими направлениями: · реформа системы управления государственной деревней; · политика попечительства над государственными крестьянами; · проверка государственных инвентарей. До 1844 г. люстрация проводилась при сохранении барщинной системы. С 1844 г. начинается ускоренный перевод барщинных государственных крестьян на оброк, т.к. ликвидируются фольварки. Это позволяет увеличить крестьянские наделы. Перевод на оброк способствовал уменьшению крестьянских повинностей. В среднем общая сумма повинностей уменьшилась на 20%. В целом значительно вырос уровень жизни государственных деревень в отличие от помещичьих.
|