Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Культура Речи Посполитой
Сосуществование и совмещение старых и новых тенденций и течений в архитектуре, общественной мысли, литературе, естествознании, философии становится нормой и свидетельствует о том, что XVIII в. был для Беларуси местом встречи двух культурных эпох. Просветители отдавали предпочтение классицизму (барокко считали старомодным), который стремился все подчинить законам разума, красоты и величественной простоты. В 1773 г. создана Эдукационная комиссия (1-ое созданное в Европе министерство народного образования). Она отменила преподавание в рамках школьных программ религии. Во 2-ой половине XVIII в. растет интерес к наукам естествознания. Создаются кабинеты в школах для опытных работ. Научным центром Беларуси являлась Виленская академия. Также большую роль играла основанная Антонием Тизенгаузом Гродненская медицинская школа. Возглавил ее в 1775 г. французский врач и натуралист Жан Жилибер. Он создал при школе кабинет естествознания, аптеку, анатомический театр и ботанический сад. Происходят качественные изменения в гуманитарных науках, которые обуславливались отходом их от теологии. Большую роль играли произведения просветителей: Вольтера, Руссо, Радищева, Козельского, Калантая, Сташица и др. Идеи просвещения вызвали мощное противодействие церкви. В 80-ые годы XVIII в. была развернута целая антивольтеровская компания. Но основоположники Просвещения были окружены большим почетом. А. Тизенгауз даже приглашал поселиться в Беларуси Ж.-Ж. Руссо. Появилось первое на белорусской земле периодическое издание «Gazeta Grodzenska» (1776–1783). Росли личные библиотеки: Несвижская (Радзивилы) – богатейшая в РП, библиотека Сапег, Хрептовича в Щорсах. Усадьбы магнатов становятся центрами культурной жизни. Магнаты окружали себя роскошью, выписывали из-за границы лучших архитекторов, музыкантов, художников (зодчие Глаубитц, Сакко, Спампани). Крепостные театры: Радзивилов в Несвиже (1740–90-ые гг.) и с 1751 по 1760 гг. – в Слуцке; в Слониме с 1771 по 1791 гг. театр М. Огинского; в Гродно с 1769 по 1789 гг. театр А. Тизенгауза. Русские помещики также имели театры на Беларуси: Чернышов в Могилеве и Чечерске, С.Зорич в Шклове (1778-1800). Все эти театры характеризуются высоким профессиональным уровнем. Магнаты принимали в свои театры местных и европейских мастеров (композиторы Альбертини, Голанд и др.; музыканты Данези, Ситанский и т.д.). Существовали балетные и музыкальные школы в Слуцке, Слониме, Несвиже, Гродно, Шклове, где дети мещан и крепостных крестьян обучались сценическому мастерству, танцам, пению, владению музыкальными инструментами. Воспитанники Гродненской школы Тизенгауза блистали на польской сцене и сложили ядро королевского балета, а выпускники шкловских балетных и музыкальных школ пополняли труппы императорских театров в Петербурге. Литература. Постепенно начало преобладать светское направление. В конце XVIII в. на Беларуси печатались книги на польском, французском, латинском, итальянском, немецком, русском, еврейском и латышском языках. Стили: классицизм и сентиментализм. Белорусская литература проявилась в политической сатире (легальной трибуны не было): «Указ гарачы», «Праспект», «Песнь руская» и т. д. В 1794 г. возникла «Песня беларускiх жаý нераý». Это первое в белорусской литературе непосредственное обращение к народу с призывом борьбы с царизмом. Видоизменяется жанровая структура: на первый план выходит поэзия. Развивалась комедийная поэзия (в основном библейские сюжеты). В 1787 г. появилась первая многоактовая белорусская «Камедыя» Каэтана Марашэвского. Тема 4. БЕЛАРУСЬ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
|