Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Образование униатской церкви
Место церкви в ВКЛ долгое время определялось существованием двух конфессий (течений) христианства. До конца XIV в. Беларусь находилась под влиянием православия. После подписания в 1385 г. Кревской унии распространяется и постепенно укрепляет свои позиции католическая вера, особенно в верхних слоях общества. К середине XVI века в восточной части Беларуси по-прежнему господствовало православие, на западе были сильны позиции католицизма. В XVI в. христианство постиг кризис. В католицизме он проявился р еформацией, в православии – ересями. Хронологические рамки Реформации на территории Беларуси: вторая половина XVI – середина XVII вв. Особенности реформации на Беларуси: 1. В отличие от западноевропейских стран, развивалась на феодальной основе и имела другую социальную базу – магнаты, часть средней и мелкой шляхты, зажиточные горожане. Крупные магнатские роды – Радзивиллы, Ходкевичи, Сапеги – примкнули к реформационному движению из политических соображений, т.к. хотели отгородиться от католической Польши и закрепить самостоятельность ВКЛ. Шляхту и зажиточных горожан реформация привлекала возможностью расширить свои владения за счет католической церкви. 2. Реформация не имела такого размаха, как в Европе, широкие народные массы оставались к ней безразличными. 3. Основным направлением реформации в Беларуси был кальвинизм. В середине 60-х гг. из кальвинизма выделилось радикальное течение – антитринитаризм, которое требовало социальных преобразований и осуждало крепостничество. Наиболее ярким представителем реформационного движения на Беларуси, которого образно называют «отцом Реформации в ВКЛ», был Николай Радзивилл Чёрный. Крупнейшими реформационными центрами стали Брест, Несвиж, Витебск, Лоск, Слуцк и др. Вокруг них группировались известные ученые, проповедники, писатели и книгоиздатели. Деятели Реформации на Беларуси (Сымон Будный, Василий Тяпинский) стали вровень со знаменитыми европейскими мыслителями. Реформация содействовала активизации духовно-культурной жизни, развитию просвещения и организации книгопечатания, распространению гуманистических идей в белорусской культуре и её международных контактов. Во второй половине XVIв. во всех странах Европы, где были распространены идеи протестантизма, развернулось религиозно-политическое движение против Реформации – контрреформация (слово «контр» означает «против»). Её главными участниками стали иезуиты. Первые иезуиты появились в ВКЛ в 1569 г. Белорусско-украинское общество они привлекали в костёл мастерством проповеди, богословской наукой, хорошо налаженной системой образования. В 1570 г. в Вильно ими была создана бесплатная школа, так называемый коллегиум. Такие коллегиумы затем возникли в Полоцке, Несвиже, Витебске, Минске, Орше, Могилёве. В 1579 г. Виленский коллегиум был преобразован в академию. Это было первое высшее учебное заведение в Великом княжестве Литовском. К концу XVIIв. контрреформация в ВКЛ победила. Наступление католичества воплотилось в заключении церковно-религиозной унии. В конце XVIIв. в ней были заинтересованы три основные силы: Ватикан, стремящийся компенсировать потерю миллионов верующих Западной Европы в период реформации; правящие круги Речи Посполитой, рассчитывающие с помощью единой религии – католичества – консолидировать общество и укрепить государство; руководство православной церкви, которое надеялось через унию вернуть своё прежнее ведущее положение. 6 – 9 октября 1596 г. на церковном соборе в Бресте было оформлено новое направление в христианстве – униатство. Униатская, либо греко-католическая, церковь признавала верховенство папы римского и основы католического вероучения, но сохраняла прежнюю обрядность, церковно-славянский язык богослужения, традиционные праздники и юлианский календарь. В конце XVI– первом десятилетии XVIIв. униатство нередко навязывалась насильственно. Однако к концу XVIIIв. около ¾ населения Беларуси уже были униатами. Наиболее известными униатскими деятелями на Беларуси были И. Потей, К. Тарлецкий, И. Кунцевич.Основную социальную базу этой веры составляло крестьянство, городские низы и мелкая шляхта. Магнаты и в большинстве своем шляхта после подавления реформации отдали преимущество католицизму. Брестская церковная уния была ликвидирована в Беларуси в 1839 г. путем воссоединения униатов с православными. Возродилось униатство в 1920-е гг. в Западной Беларуси и существовало здесь до 1940 г. Сегодня в Беларуси действует ряд униатских церквей.
|