![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Технико-экономические особенности отдельных видов транспорта
В современном мире выделяют 6 видов транспорта: морской, железнодорожный, автомобильный, речной, воздушный и трубопроводный. Виды транспорта подразделяются на водный (морской, речной), наземный (железнодорожный, автомобильный, трубопроводный) и воздушный. Все виды транспорта, кроме трубопроводного, используются для перевозки грузов и пассажиров. У каждого вида транспорта есть своя специфика в отношении его использования для перевозок грузов. Особенности морского транспорта: 1) низкая стоимость перевозок: при транспортировке на значительные расстояния; 2) мобильность, т.е. возможность переключения судов с одного маршрута на другой; 3) большая грузоподъемность судов – перевоз значительных партий грузов; 4) неограниченная пропускная способность морских путей (при ограниченной пропускной способности портов и каналов); 5) незаменимость морского транспорта в силу географических особенностей международной торговли. Ограничения (недостатки) использования морского транспорта: 1) зависимость от работы портов; 2) небольшая скорость перевозок; 3) сезонность морских перевозок в северных районах плавания. Особенности железнодорожного транспорта: 1) высокие материальные затраты при строительстве железных дорог и затраты по эксплуатации и содержанию станционных сооружений; 2) наибольшая эффективность в использовании этого вида транспорта достигается при перевозке на расстоянии более 200 км; 3) относительная дешевизна перевозок; 4) возможность доставки «от двери к двери» за счет строительства железнодорожных веток и подъездных путей предприятий; 5) способность перевозить различные виды грузов; 6) независимость от климатических условий. Особенности автомобильного транспорта: 1) возможность доставки грузов «от двери до двери»; 2) обеспечение высокой сохранности грузов; 3) большая мобильность и скорость перевозки; 4) экономичность при перевозке грузов на небольшие расстояния (до 200 км) (в США считается целесообразным использовать автомобильный транспорт на расстоянии до 1500 км, в Западной Европе до 800 км (суточный пробег)); 5) использование автомобильного транспорта снимает необходимость накопления груза, позволяет организовать ритмичность поставок. Ограничения в использовании автомобильного транспорта: 1) зависимость от дорожной сети; 2) дороговизна перевозок; 3) ограниченность использования при перевозке массовых партий грузов на значительные расстояния. Особенности речного транспорта: 1) высокая перевозная способность по рекам; 2) невысокая стоимость перевозки, особенно массовых грузов, не требующих срочной доставки; 3) возможность перевозки крупных по объему партий грузов; 4) возможность использования в районах, где не развита железнодорожная и автомобильная сеть. Ограничения в использовании: 1) необходимость строительства гидротехнических сооружений; 2) сезонность работы на большинстве рек России; 3) необходимость считаться с естественными географическими расположениями водных путей и частым их несовпадением с направлениями грузопотоков; 4) неоднородность судоходных условий на различных реках и на участках одной реки. Особенности воздушного транспорта: 1) высокая скорость доставки; 2) сокращение (спрямление) пути (самолет летит фактически по прямой); 3) высокая сохранность грузов в пути; 4) возможность перевозки в отдаленные районы, где невозможно использовать другие виды транспорта. Ограничения: 1) самый дорогой вид транспорта, используется чаще всего при перевозках дорогостоящих грузов; 2) ограниченная грузоподъемность и невозможность перевозки массовых, навалочных и других грузов; 3) зависит от погодных условий и наземных служб обеспечения полетов. Особенности трубопроводного транспорта: 1) низкая себестоимость транспортировки; 2) герметичность труб, практически исключает потери грузов; 3) высокий уровень автоматизации операций залива, перекачки и слива; 4) независимость от окружающей среды, отсутствие ее воздействия на процесс транспортировки; 5) обеспечение непрерывности подачи и транспортировки грузов. Ограничения: 1) трудоемкость строительства трубопроводов; 2) трубопровод окупается лишь на тех направлениях, где имеется постоянный достаточный грузопоток, причем он используется только в одном направлении; 3) объемы транспортировки жестко ограничены пропускной способностью трубопроводов и их увеличение возможно лишь путем строительства другого трубопровода; 4) в случае, если месторождение иссякает, либо в использовании трубопровода нет необходимости, он не может быть использован для других целей; По возрастанию степени – речной, морской, железнодорожный транспорт, автомобильный транспорт, воздушный транспорт (трубопроводный не учитывается из-за ограниченности использования в грузовых перевозках). Выбор вида транспорта Основными критериями выбора вида транспорта являются: 1) экономическая целесообразность; 2) техническая возможность данного вида транспорта обеспечить транспортировку конкретного груза в срок и без потерь. Критерии: экономические и внеэкономические. Факторы, влияющие на выбор вида транспорта: - надежность соблюдения графика поставки; - время доставки; - стоимость перевозки; - транспортная характеристика перевозимых грузов (физические, химические свойства). Качество доставки грузов предполагает скорость и регулярность доставки, сохранность грузов, ликвидацию излишних перегрузочных операций, уровень обслуживания. В практике перевозок грузов различают 2 вида сообщений: 1) смешанное – это перевозка грузов одним или разными видами транспорта, но с перегрузкой при этом при перегрузке заключается новый договор перевозки; 2) прямое сообщение – перевозка грузов по одному документу, даже если груз перегружается в пути (документ просто передается с одного вида транспорта на другой); 3) прямое-смешанное – тоже что прямое, груз хоть и с перегрузкой, как бы в смешанном сообщении, но по единому документу.
|