Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
III. Решение задач.
Ход урока I. Организационный момент. Проверка готовности учащихся к работе. Сообщение темы урока, постановка целей и задач урока. II. Устная работа (с применением интерактивной доски). Мы изучили тему “Арифметическая прогрессия”, познакомились с новыми понятиями, терминами, вывели формулы для вычисления n-го члена и суммы n первых членов арифметической прогрессии, научились с их помощью решать задачи. Основная цель сегодняшнего урока – обобщить и систематизировать полученные знания, научиться применять их при решении нестандартных задач. Но, прежде чем приступить к их решению, давайте разомнемся и решим несколько устных задач (решаются с помощью интерактивной доски) 1. Вставьте пропущенное число: · 18, 21, 24, 27, …; · 0, 2, …, 6, …; · -10, -5, 0, …. Д2. аны четыре арифметические прогрессии. Выберите среди них ту, среди членов которой есть число -6. · an= -2n + 10; · an= -4n + 1; · an= 3n; · an= -4n + 1. 3. Из данных чисел составьте арифметическую прогрессию: · -7, -4, -1, 2, 5; · 35, 28, 21, 14, 7. 4. Найдите сумму первых пяти членов арифметической прогрессии (an), если a1=2, d=3. III. Решение задач. Говоря об арифметической прогрессии мы неоднократно повторяем слово “прогрессия”. А знаете ли вы, откуда произошло это слово? Первые представления об арифметической прогрессии были еще у древних народов. Некоторые формулы, относящиеся к прогрессиям, были известны китайским и индийским математикам. Математические прогрессии встречаются у вавилонян, в египетских папирусах, древнекитайском трактате “Математика в 9 книгах”. В одной из клинописных табличек вавилонян предлагается найти сумму первых десяти членов геометрической прогрессии 1× 2, 2× 2, …, 2× (n-1). Широко известна задача о вознаграждении изобретателя шахмат, записанная в древнеегипетском папирусе Ахмеса более 2000 лет назад. В папирусе Ринда, составленном около 2000 лет до нашей эры и являющейся списком с другого, еще более древнего математического сочинения, относящегося к 3 тысячелетию до нашей эры, имеется задача о делении хлеба. Давайте и мы решим эту задачу. Задача 1. Сто мер хлеба разделили между пятью людьми так, чтобы второй получил на столько же больше первого, на сколько третий получил больше второго, четвертый больше третьего и пятый больше четвертого. Кроме того, двое первых получили в 7 раз меньше трех остальных. Сколько нужно дать каждому? Для решения этой задачи мы использовали формулу суммы n первых членов арифметической прогрессии. Впервые эта формула была доказана древнегреческим ученым Диофантом (III век н. э.). Правило отыскания суммы n первых членов произвольной арифметической прогрессии встречается в “Книге абака” Л. Фибоначчи (1202 г). Но, несмотря на вековую давность этих формул, в школьных учебниках они появились совсем недавно. В первом учебнике “Арифметика” Л. Магницкого, изданном 200 лет назад и служившим полвека основным руководством для обучения, общих формул для вычисления суммы n первых членов арифметической прогрессии нет, и даже сам составитель не без труда справлялся с такими задачами. Между тем, вывести формулу суммы n первых членов арифметической прогрессии можно с помощью следующих несложных рассуждений. Пусть (an): a1, a2, а3…. – арифметическая прогрессия. Изобразим члены прогрессии с помощью прямоугольников площадью a1, a2, а3 …an соответственно. Площадь получившейся фигуры ABCD равна сумме n первых членов нашей арифметической прогрессии, то есть SABCD = Sn Дополним фигуру ABCD с помощью равной ей фигуры CKMD до прямоугольника SABKM = AB × BK Легко заметить закономерность, присущую арифметической прогрессии a1 + an =, a2 + an-1, то есть для любой конечной арифметической прогрессии (an): a1, a2, а3…. an имеет место равенство a1 + an = ak + an-k+-1, Обратите внимание, что сумма индексов у слагаемых в левой и правой частях одна и та же n + 1. Этим свойством интуитивно воспользовался маленький Гаусс, когда за несколько минут сложил числа от 1 до 100, тем самым немало удивив своего учителя. Запишите это свойство арифметической прогрессии в справочники. Задача 2. Найдите сумму 20 первых членов арифметической прогрессии, если: a6 + a9 + a12+ a15 = 20. Задача 3. Решите уравнение: 1+3+5+7+….+x = 625 Арифметическая прогрессия обладает еще одним интересным свойством, которое можно отнести к разряду занимательных. Рассмотрим последовательность четных натуральных чисел (an): 2, 4, 6, 8, …– арифметическая прогрессия. Из девяти первых членов этой арифметической прогрессии дома вы составили магический квадрат.
Пусть (an): a1, a2, а3…. an – арифметическая прогрессия, anÎ N
В самом деле,
Оказывается, из каждых девяти последовательных членов любой арифметической прогрессии натуральных чисел можно составить магический квадрат. Константа магического квадрата равна 3a1 + 12d. Законам арифметической прогрессии подчиняются даже стихотворения. Вспомним строки из романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин”, сказанные о его герое: “Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить”. Отличие ямба от хорея состоит в различных расположениях ударных слогов стиха. Ямб – стихотворный метр с ударениями на четных слогах стиха (Мой дядя самых честных правил), то есть ударными являются 2, 4, 6, 8 и так далее слоги. Номера ударных слогов образуют арифметическую прогрессию с первым членом 2 и разностью, равной 2: (an): 2, 4, 6, 8, … Хорей – стихотворный размер с ударением на нечетных слогах стиха (буря небо мглою кроет). Номера ударных слогов также образуют арифметическую прогрессию, но ее первый член равен 1, а разность, по-прежнему, равна 2: (bn): 1, 3, 5, 7, …
|