Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Параметр-переменная и параметр-значение.






Программист имеет дело с параметрами при описании и при использовании процедур и функций. Различают формальные и фактические параметры.

Параметры, определяемые при описании процедуры или функции, называются формальными параметрами.

Параметры, задаваемые при вызове процедуры или функции, называются фактическими параметрами.

В описании формального параметра перед именем параметра может стоять слово var, показывающее, что параметр является параметром-переменной. Отличие параметра-переменной от обычного параметра (т. е. параметра-значения) состоит в том, что инструкции процедуры или функции могут изменить значение переменной, являющейся фактическим параметром. Использование параметров-переменных позволяет использовать процедуры для изменения значений переменных основной программы.

В следующей программе для вычисления площади круга и длинны окружности по значению радиуса используется процедура программиста SqLeOkr.

Пример использования процедуры программиста

 

program sqring;

Var

{переменные основной процедуры}

r, l, s: real; {радиус, длинна окружности и площадь круга}

{процедура программиста}

procedure SqLeOkr (r: real; var s: real; var l: real);

{r - радиус, s - площадь круга, l - длинна окружности }

Const

pi=3.14159;

Begin

s: =pi*r*r;

l: =2*pi*r;

end;

{основная процедура}

Begin

Writeln (‘Вычисление длинны окружности и площади круга: ’);

Write (‘Задайте радиус и нажмите < Enter> ’);

Readln (‘r’);

l: =0; s: =0;

SqLeOkr (r, s, l);

{переменные программы – фактические параметры процедуры}

Writeln (‘Радиус окружности: ’, r: 6: 3’);

Writeln (‘Длина: ’, l: 6: 3, ’ Площадь: ‘, s: 7: 3);

end.

Локальные и глобальные переменные.

Программа на языке Pascal состоит из основной программы и, возможно, процедур и функций программиста. Каждая из них содержит раздел объявления переменных. Переменные, объявленные в основной программе, доступны всем инструкциям программы, в том числе и инструкциям процедур и функций программиста. Такие переменные называются глобальными.

Переменные, объявленные в процедуре или функции программиста, называются локальными. Локальные переменные доступны только инструкциям той программы (процедуры или функции), в которой они объединены.


Пример использования локальных и глобальных переменных:

program p;

Var

x: integer; {глобальная переменная}

procedure p1;

Var

y: integer; {локальная переменная}

Begin

{здесь можно использовать переменные x и y}

end;

Begin

{здесь можно использовать только переменную x}

{попытка использовать y приведет к сообщению об ошибке}

end.

 

В приведенном примере в процедуре p1 можно использовать переменную у, так как она объявлена в процедуре, и переменную х, так как она объявлена в основной программе и является по отношению к процедуре p1 глобальной переменной. В основной программе можно использовать переменную х. Переменная у в основной программе недоступна, так как она локальная.

Если в процедурах описаны переменные с одинаковыми именами, пусть даже одинакового типа, то это разные переменные, и изменение переменной внутри одной процедуры не меняет значение переменной другой процедуры.


Так, в результате работы программы:

 

program p;

Var

i: integer;

procedure proc;

Var

i: integer;

Begin

i: =100;

end;

Begin

i: =1;

proc;

writeln(i);

end.

 

на экран будет выведено число 1, так как процедура proc изменяет только значение локальной переменной i, которое после завершения процедуры уничтожается.

Процедура может изменить значение глобальной переменной, если внутри процедуры не объявлена переменная с таким же именем.

program p;

Var

name: string [10]; {переменная основной программы}

procedure GetName;

Begin

Write(‘Ваше имя’);

Readln(name);

end;

begin {инструкции основной программы}

GetName

Writeln(name);

end.


В результате выполнения приведенной программы на экран будет выведена введенная с клавиатуры строка, так как процедура GetName меняет значение глобальной переменной.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал