Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модель зрелости системы ценностей Кольберга






Уровень морального суждения Стадия развития
А. Предконвенциональный уровень (эгоцентричный) Моральные ценности определяются внешними факторами и возможными последствиями, а не личностными характеристиками или взаимоотношениями с другими лицами. 1. Наказание и повиновение Правильность определяется желанием соблюсти установление правила и избегать наказания. 2. Инструментальные цели индивида и обмен ценностями Правильность определяется соотнесением интересов личности с тем, что хорошо или приемлемо для других.
В. Конвенциональный уровень (конформистский) Моральные ценности находятся в сфере долга, поддержания социальных контрактов и обязательств 3. Взаимные межличностные ожидания, отношения и согласованность Правильность определяется чувствами других людей и желанием оправдать их ожидания, а также выполнить взятые на себя обязательства. Уместно выполнение Золотого правила общения: «Во всем, как хотите, чтобы поступали с вами, поступайте и вы с ними». 4. Соблюдение социальных норм и велений совести Правильность определяется долгом индивида перед обществом и его стремлением способствовать поддержанию общественного порядка.
С. Постконвенционный уровень (принципиальный) Моральные ценности находятся в сфере обязательств и свободно выбранной индивидом системы стандартов, прав и содержания понятия «долг». 5. Соблюдение прав и социальных обязательств (общественная польза) Правильность неразрывно связанна с уважением прав, ценностей и договорных обязательств. 6. Универсальные этические принципы Правильность определяется усвоением человеком универсальных этических принципов. Если законы входят в противоречие с этими принципами, то они игнорируются.

Поведение индивидов в зависимости от уровня зрелости системы ценностей

 

Тип индивида Поведение
Эгоцентричные индивиды Считают нормы и законы чем-то внешним, однако они подчиняются им, что позволяет им избежать наказания и получить некое вознаграждение
Конформисты Считают нормы и законы чем-то внешним, однако они усваивают и соблюдают их, что позволяет им обеспечить себе определенное социальное положение
Принципиальные индивиды В основе поведения лежат собственные принципы. Рассмотрев законы и нормы, они выстраивают такую систему принципов, которая представляется им правильной с точки зрения морали. При необходимости выбора между законом и принципом они всегда предпочитают принцип и стараются не отходить от него

 


Национальная культура и ценности

Модель культурных ценностей Тромпенаарса

 

Характерная особенность Описание Страны
Универсализм (всеобщность) Партикуляризм (сепаратизм) Ценятся социальные законы и нормы Ценятся личные отношения между индивидуумами США, Швейцария, Норвегия, Швеция, Корея, Венесуэла, Китай, Индонезия
Индивидуализм     Коллективизм Ценится индивидуальный вклад индивида Ценится труд команды США, Нигерия, Дания, Австрия   Мексика, Индонезия, Япония, Филиппины
Эмоциональность   Сдержанность, нейтральность Ценится выражение эмоций Ценится бесстрастная реакция Иран, Испания, Франция, Швейцария Корея, Эфиопия, Китай, Япония
Специфичность (обособленность) Диффузность (взаимопроникновение) Ценится разделение жизненных ролей Ценится интеграция, взаимопроникновение жизненных ролей Голландия, Швеция, Дания, Великобритания Китай, Нигерия, Сингапур, Корея
Достижения   Происхождение Оценка по личным достижениям Ценится происхождение, значимые социальные характеристики личности США, Норвегия, Канада, Австрия Египет, Индонезия, Корея, Чехия
Прошлое и настоящее   Будущее Будущее тесно связано с прошлым Будущее ценится, но ни с чем не связывается Франция, Япония, Великобритания США, Голландия
Интернальность   Экстернальность Ценится самоконтроль   Контроль осуществляется со стороны внешних сил США, Канада, Австрия, Великобритания Чехия, Япония, Египет, Китай

 

Влияние ценностей на поведение лидера

 

· Ценности определяют восприятие ситуаций и проблем.

· Ценности определяют отношение лидера к окружающим.

· Ценности влияют на решения и действия людей.

 

Ценности помогают выявить установки лидера по отношению к себе и подчиненным. Установка – это позитивная или негативная оценка людей, событий или вещей. По мнению психологов, установки включают в себя три компонента: когнитивный (мысли), аффективный (чувства) и поведенческий. Когнитивный компонент отражает знания человека об объекте. Аффективный компонент указывает на чувства, которые человек испытывает по отношению к объекту. Поведенческий компонент определяет действия индивидуума. Установки изменить легче, чем ценности. Они отражают фундаментальные убеждения человека.

Особое значение имеют установки лидера по отношению к самому себе. Я - концепция отражает ряд установок человека по отношению к самому себе, содержит элементы самооценки и позитивные или негативные чувства к себе. Лидеры с позитивной Я – концепцией имеют более высокую самооценку и эффективность. Психолог Дуглас Мак – Грегор (Douglas Mc Gregor), автор теории «Х» и «Y», утверждает, что существует два ряда общих установок по отношению к личности человека. Один ряд установок описывается теорией Х (люди ленивы, не мотивированы на работу и имеют естественную склонность избегать ответственности) и теорией Y (людям свойственно желание работать, они стремятся расширить круг своей ответственности, проявляют воображение, творческое начало). Лидеры, чьи установки описываются теорией Х, будут ориентироваться на жесткое структурирование задач, контроль и угрозу наказания. И, наоборот, лидеры, чьи установки описываются теорией Y, в первую очередь будут ориентироваться на формирование хороших отношений с людьми, а во вторую – на структурирование задач. Исследования подтверждают это предположение Мак-Грегора.

 

Измерения отношения к переменам

 

· Толерантность к неопределенности – это индивидуальная способность работать в неопределенных, изменчивых и непредсказуемых ситуациях, характеризующихся недостаточностью, неопределенностью или запутанностью информации.

· Локус контроля – это параметр, определяющий степень контроля индивида над собственной судьбой.

 

Виды локуса контроля

 

· Внутренний (интернальный) контроль – это убеждение в том, что событие зависит от характеристик или действий самого человека. Интерналы имеют способности к лидерству.

· Внешний (экстернальный) контроль – это убеждение, что поведение человека контролируется внешними силами.

 

Основные характеристики людей с внутренним локусом контроля (интерналы)

 

· Повышенное внимание к аспектам окружающей среды, которые позволяют им получить полезную информацию относительно будущего.

· Осуществление действий, направленных на улучшение внешних условий.

· Стремление к достижениям.

· Желание совершенствоваться и готовность к совершенствованию своих навыков.

· Стремление к новым знаниям.

· Способность запоминать больше информации.

· Отсутствие отчужденности.

· Удовлетворенность работой.

· Позиционная мобильность (перемещения и изменения содержания труда).

· Способность управлять стрессами.

· Способность убеждать и привлекать других к участию в управлении.

· Склонность к осуществлению инноваций.

 

Важным аспектом индивидуальных различий являются когнитивные различия (стили познания). Когнитивный стиль – это способ поиска, обработки, интерпретации и использования информации.

Человеческий мозг имеет два полушария:

· Левое полушарие – контролирует движения правой половины тела. С левым полушарием ассоциируется аналитическое, логическое мышление и рациональный способ решения проблем.

· Правое полушарие – контролирует движения левой половины тела. С правым полушарием ассоциируется творческое и интуитивное мышление.

Каждый человек использует оба полушария, но в разной степени. Когнитивные различия описывают:

· Модель целостного мозга Неда Геррманна.

· Индикатор типов Майерс-Бриггс.

· Теория стилей познания и циклов обучения Дэвида Колба.

 

Модель целостного мозга Неда Геррманна описывает индивидуальные предпочтения по отношению к правополушарному, левополушарному, концептуальному и эмпирическому мышлению. Целостная модель мозга позволяет определить индивидуальные стили мышления, влияющие на коммуникацию, поведение и лидерство.

Целостная модель мозга состоит из четырех квадрантов:

· Квадрант А – часть мозга, входящая в модель, связана с логическим мышлением, анализом фактов и работой с цифрами.

· Квадрант В – часть мозга, входящая в модель, связана с планированием, упорядочением фактов и тщательным, детализированным рассмотрением ситуаций.

· Квадрант С – часть мозга, входящая в модель, связана с эмоциональным и интуитивным мышлением.

· Квадрант D – часть мозга, входящая в модель, связана с концептуализацией, синтезом и интегрированием фактов и структур.


Модель целостного мозга Геррманна

 

Квадрант, тип мышления Характеристики поведения
Квадрант А Логический, аналитический стиль мышления Рациональность, реалистичность, критичность мышления, стремление к анализу фактов и работе с цифрами, стремление познать сущность явлений. Стиль лидерства - автократичный (ориентация на задачи и игнорирование человеческих эмоций).
Квадрант В Организованный и детализированный стиль мышления Стремление к планированию, упорядочению фактов, тщательному и детализированному рассмотрению ситуаций. Организованность, аккуратность, обязательность, консервативность, традиционность. Стремление избегать риски, стремление к стабильности и следование правилам и процедурам.
Квадрант С Эмоциональный и чувственный стиль мышления Чуткость, эмоциональность, экспрессивность, отзывчивость, дружелюбие, доверчивость, внимательность по отношению к подчиненным, стремление к взаимодействию и обучению подчиненных. Лидеры больше внимания уделяют чувствам людей, чем задачам и процедурам, способствуют обучению и развитию персонала.
Квадрант D Интегрирующий и творческий стиль мышления Импульсивность, творческое воображение, склонность к нарушению правил, процедур, риску. Любознательность, чувство юмора. Лидеры предпочитают изменения, эксперименты, представление свободы действий подчиненным.

 

Каждый из указанных стилей мышления может иметь как положительное, так и отрицательное влияние на лидеров и их подчиненных. Согласно Геррманну, люди способны использовать весь мозг, а не только один или два его квадранта. Топ-лидеры часто имеют сбалансированный мозг. Знание различий между способами мышления помогают лидеру налаживать конструктивные взаимоотношения с подчиненными.

Индикатор типов Майерс-Бриггс (Myers –Briggs Type Indicators – MBTI) – тест личности, определяющий индивидуальные различия через предпочтение того или иного способа сбора и оценки информации, необходимой для анализа проблем и принятия решений.

В MBTI используются четыре пары атрибутов, которые помогают определить один из шестнадцати различных типов личности.

1. Интроверсия – экстраверсия: указывает на источник ментальной энергии. Экстраверты (E-extroverts) заряжается энергией в процессе взаимодействия с окружающими, в то время как интроверты (I-introverts) черпают энергию, концентрируясь на собственных мыслях и чувствах.

2. Сенсорика – интуиция: указывает на то, как человек обрабатывает информацию. Люди с сенсорными предпочтениями (S-sensing) собирают и обрабатывают информацию с помощью пяти чувств, тогда как принадлежащие к интуитивному типу (N-intuition) исходят из целостного образа. Например, последние концентрирует больше внимания на структурах, взаимоотношениях и догадках, чем на элементах и деталях.

3. Мышление – чувства: эта пара характеристик определяет, какую роль играют эмоции в принятии человеком решений. Люди с приоритетом в области чувств (F-feeling) руководствуются своими ценностями и понятиями о «правильном» и «неправильном»; кроме того, они учитывают эмоциональную реакцию окружающих на принимаемое ими решение. Люди мыслительного типа (T-thinking) стараются быть объективными и, принимая решения, стремятся их логически обосновывать.

4. Решения - восприятие: указывает на отношение к неоднозначным ситуациям и скорость принятия решения. «Решающие» личности (J-judging) любят точность и определенность. Им нравится определять цели и подводить итоги; они принимают быстрые решения на основе имеющихся данных. Напротив, «воспринимающие» (P-perceiving) склонны к неопределенности и не любят подведения итоговых результатов; в процессе принятия решений они могут несколько раз менять свою точку зрения. Человек этого типа, прежде чем принять решение, обычно собирает и обрабатывает большое количество информации.

Теория познания и циклов обучения Дэвида Колба исходит из того, что при получении информации индивид усваивает одни виды информации в большей степени, чем другие, и по-разному оценивает ее.

 

Измерения модели Колба

 

· Сбор информации.

· Интерпретация, оценка и реакция на информацию.

 

Способы сбора информации

 

· Конкретный опыт – склонность к конкретике, участию в опыте, взаимодействию с другими людьми.

· Абстрактная концептуализация – склонность к усвоению абстрактной, символической или теоретической информации, разумному исследованию или интеллектуальному эксперименту.

 

Способы интерпретации, оценки и реакции на информации

 

· Рефлексивное наблюдение – склонность к наблюдению и тщательному анализу информации, взвешенному принятию решений.

· Активное экспериментирование – склонность к активной позиции, апробации информации опытным путем, быстрому принятию решений.

 

Стили познания по Колбу

 

· Дивергентный стиль.

· Ассимилирующий стиль.

· Конвергентный стиль.

· Аккомодационный стиль.


Характеристика стилей познания по Д. Колбу

 

Тип стиля познания индивида Характеристика поведения индивида Предпочитаемое занятие
     
Дивергентный стиль · Доминирующее значение конкретного опыта (КО) и рефлексивного наблюдения (РН) · Визуализация конкретных ситуаций с многочисленными точками зрения · Уверенность в ситуациях, требующих генерации новых идей и выработки альтернативных решений · Творческая активность, связанная с всесторонним рассмотрением проблем · Стремление к поиску разнообразной информации и проведению «мозговых штурмов» · Стремление к использованию методов индукции · Широкий круг интересов · Развитое воображение, эмоциональность, общительность · Стремление к командной работе     Искусство   История   Политические науки     Лингвистика     Психология Социология   Журналистика
Ассимилирующий стиль · Доминирующее значение рефлексивного наблюдения (РН) и абстрактной концептуализации (АК) · Стремление к обработке большого количества информации и изложению ее в точной, компактной и логичной форме · Стремление к работе с абстрактными идеями и концепциями · Отсутствие стремления к взаимодействию с другими людьми при получении информации · Широкое использование методов индукции   Наука и информатика     Исследовательская работа (педагогические исследования, законотворчество, теология)
     
Конвергентный стиль · Доминирующее значение абстрактной концептуализации (АК) и активного экспериментирования (АЭ) · Умелое использование на практике разного рода идей и теорий · Стремление к решению технических задач и сформированных проблем · Отсутствие стремления к решению социальных проблем и межличностных отношений Технологическая сфера деятельности     Инженерное дело   Вычислительная техника   Медицинское оборудование   Прикладная экономика Экология
Аккомодационный стиль · Доминирующее значение активного экспериментирования (АЭ) и конкретного опыта (КО) · Стремление к планированию своей деятельности · Стремление к экспериментированию с новым и содержащим вызов · Интуиция · Взаимодействия с другими людьми · Стремление к лидерству, руководству Предпринимательство     Маркетинг Менеджмент     Финансы     Административная работа (правительство, государственная служба, образовательные учреждения)

 


Модель учебного цикла Колба

 

 

 


Индивидуальная интерперсональная (межличностная) ориентация – это выраженная тенденция к взаимодействию с другими людьми. Сущность теории интерперсональной ориентации Шутца (1958, 1992) состоит в том, что любой человек нуждается в общении с другими людьми и что все индивиды пытаются наладить непротиворечивые отношения с другими индивидами. Стремление к внутренней непротиворечивости системы социальных отношений порождает три интерперсональные потребности:

· Потребность в участии. Индивиды отличаются друг от друга силой своих взаимных потребностей: 1) потребности включить других в свой круг; 2) потребности быть включенным в круг других людей.

· Потребность в контроле. Индивиды отличаются друг от друга силой своих взаимных потребностей в установлении удовлетворительного баланса сил и влияний во взаимоотношениях с другими людьми.

· Потребность в сочувствии. Индивиды отличаются друг от друга степенью своей потребности в выражении сочувствия другим людям и в сочувствии со стороны других людей.

 

Аспекты интерперсонльных потребностей

 

· Желание выразить потребность.

· Стремление получить от других желаемое.

 

Интерперсональные потребности

 

Потребность Желание выразить потребность Стремление получить от других желаемое
Участие Я объединяю людей и включаю в свой круг Я хочу, чтобы другие включили меня в свой круг
Контроль Я беру ответственность на себя и влияю на других Я хочу, чтобы мной руководили
Сочувствие Я устанавливаю с людьми теплые личные отношение Я хочу, чтобы другие устанавливали со мной теплые личные отношения

 

В процессе взаимодействия с другими людьми может возникнуть интерперсональная несовместимость.

 

Типы интерперсональной несовместимости

 

· Взаимная (обоюдная) несовместимость – противоречие между выраженным поведением и искомым поведением другого лица.

· Творческая несовместимость – конфликт выражаемых потребностей.

· Несовместимость по обмену – акцент индивидов на одних и тех же или на разных интерперсональных потребностях.

 

Интерпесональные потребности, а также интерперсональную несовместимость можно оценить с помощью теста FIRO-B, разработанного Шутцем (см. Дэвид А. Вэттен К., Камерон С. Развитие навыков менеджмента. – 5-е изд. / Пер. с англ. под ред. В.А. Спивака. – СПб.: Издательский дом «Нева», 2004. – С, 82 – 84).

 



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.017 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал