Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научно-исследовательской работы






В теоретической части работы студент излагает собственное понимание и осмысление вопроса на основе изучения литературы, оценки тех или других аспектов теории и концепций со ссылкой на их авторов, анализ существующей прак­тики, приводит доказательства каких-либо положений.

В каждую главу рекомендуется включать не более 2-3 параграфа, так как увеличение их числа приводит к распыленности материала, препятствующей концентрации внимания на главном.

Главы должны последовательно вытекать и дополнять друг друга, способствуя развитию высказываемых мыслей и укреплению логики проводимого исследования.

Особое внимание следует уделить формулировке названий глав и параграфов. Не следует включать в их названия слова, отражающие общие понятия или не вносящие ясность в смысл заголовка; являющиеся терминами узкоспециального или местного характера; представляющие собой аббревиатуры или сокращения.

Таким образом, названия должны быть по возможности краткими, состоящими из ключевых слов, несущих основную смысловую нагрузку. В то же время следует избегать однословных заголовков, так как, чем короче заголовок, тем шире и расплывчатее его смысловое содержание. Традиционно считается, что в научно-исследовательских работах названия глав и параграфов должны включать от 2 до 14 слов (не более 2-х строк).

Основная часть может включать:

— историко-современный аспект изучаемой проблемы;

— обзор литературы по теме дипломной работы (анализ, обобщение и критически проанализированные сведения об истории, современном состоянии, тенденциях и перспективах развития предмета обзора, обоснование выбора направления);

— сущностные характеристики исследуемого понятия, его трактовку различными авторами, собственное отношение к позициям различных авторов.

К тексту обзора литературы предъявляются следующие основные требования:

· полнота и достоверность информации;

· наличие критической оценки использованной информации;

· логичность структуры;

· композиционная целостность;

· аргументированность выводов;

· ясность, четкость и лаконичность изложения.

При ссылке на авторские высказывания и выражении своего к ним отношения можно использовать следующие глаголы и словосочетания.

Пример: автор (или ФИО ученого, деятеля, исследователя, профессора и т.п.) анализирует, возражает, высказывает мнение, добавляет, доказывает, допускает, задает вопрос, вскрывает проблему, излагает, констатирует, надеется, находит, начинает, не разделяет точку зрения, не соглашается, обнаруживает, обсуж­дает, объясняет, одобряет, отвечает, отстаивает, определяет, отмечает, пересказывает, пишет, повторяет, поднимает проблему, поддерживает, подтверждает, позволяет, полагает, понимает, предлагает, предполагает, представляет, признает, принимает точку зрения, приходит к выводу, рассматривает вопрос, разделяет позицию, размышляет, разрешает, разъясняет, рекомендует, решает проблему, следует, соглашается, сомневается, сообщает, спрашивает, ссылается, считает, указывает, упоминает, утверждает, уточняет, фиксирует.

Практикой выработан ряд основных правил построения устойчивых речевых, грамматических и стилистических оборотов в работах научно- исследовательского характера. Соблюдение ниже приведенных рекомендаций, позволит обеспечить соответствующий требованиям уровень изложения материала. Важнейшими из них являются:

1. использование специальных функционально-синтаксических средств связи, указывающих на:

- последовательность развития мысли (прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, в последствии и др.),

- противоречивые отношения (однако, тем не менее, несмотря на..., в то время как... и др.),

- причинно-следственные отношения (благодаря чему, следовательно, поэтому, по причине того, что, вследствие чего и др.),

- переход от одной мысли к другой (необходимо оценить, перейдем к...., следует остановиться на...),

- итог или вывод (таким образом, следует отметить, итак, в итоге, в заключение следует сказать... и др.),

- объект или предмет (данный, этот, следующий, указанный, названный, отмеченный и др.);

2. использование характерных для научной речи оборотов, характеризующих свойства предметов или явлений, а также степень развития процессов.

Как правило, при характеристике свойств предметов или явлений для образования превосходной степени используются слова «наиболее», «наименее», «максимально» в сочетании с прилагательными (наиболее высокий, максимально результативный), а для характеристики развития процессов - причастия, образованные от прилагательных с помощью суффиксов «-ущ-», «-ющ-» (растущий, доминирующий).

Не следует употреблять сравнительные прилагательные или наречия, образованные с помощью приставки «по» (повыше, помедленнее и др.), суффиксов «-еньк-», - «-иные-», «-айш-», «- ейш-» (маленький, огромнейший, высочайший).

3. использование указательных местоимений (этот, тот, такой), не конкретизирующих предмет, а выражающих связи между частями высказывания (например: «на основании анализа значений этих показателей можно дать оценку...»). В то же время неопределенные местоимения (что- то, кое-что и др.) в научной речи использовать не принято;

4. использование специальных вводных слов или словосочетаний (по сообщению..., согласно мнению..., по данным...), указывающих на источник данных и обеспечивающих объективность изложения материала;

5. избежание экспрессивных языковых элементов, придающих эмоциональную окраску излагаемому материалу;

6. использование специальных терминов, позволяющих в краткой форме давать развернутые характеристики установленных фактов, понятий, явлений и процессов;

7. использование местоимения «мы», формально подчеркивающего, что излагаемая точка зрения отражает мнение группы людей, принадлежащих к определенному научному течению (научной школе). В то же время в исследовательских работах практически не используется личное местоимения «я».

8. не следует при составлении предложений:

- злоупотреблять причастными и деепричастными оборотами;

- употреблять очень длинные предложения;

- допускать различное толкование;

- применять для одного и того же понятия различные термины (синонимы);

- употреблять без цифр вместо слов математические символы, например: > (больше), < (меньше), а также знаки № (номер), % (процент).

Разрешается часто повторяемые термины писать их аббревиатурой. В этом случае при первом употреблении этого термина он воспроизводится полностью, а в скобках — его аббревиатура. Пример: ишемическая болезнь сердца (далее - ИБС).

Соблюдение этих правил позволяет избежать ряда ошибок при изложении материала наиболее часто совершаемых исследователем при написании работ.

При выполнении исследовательских работ необходимо широко использовать дополнительную литературу, которую студент подбирает самостоятельно в библиотеке. В первую очередь необходимо подобрать литературу изданных за последние 3 – 5 лет. Использование в работе только старой литературы ведёт к снижению качества, содержания её, отрывает рассматриваемую тему от сегодняшней практики.

Подобрав соответствующую литературу, необходимо изучить её: сначала учебники, монографии, затем дополнительную литературу. При этом важно делать выписки со ссылками по тому материалу, который относится к избранной теме, продумывать прочитанное. В дальнейшем этот материал послужит основой для составления плана, написания текста и оформления курсовой работы.

В заключении главы следует сформулировать теоретические выводы, из которых автор будет исходить в изложении содержания второй части работы.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал