Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Раздел 2. Горнолыжное снаряжение
Высокие технологии позволяют постоянно и стремительно совершенствовать горнолыжное снаряжение. Начинающему горнолыжнику, оказавшемуся в специализированном магазине, нелегко сделать выбор. Сейчас горнолыжное снаряжение выпускают более 40 производителей. В 1996 году прекратился выпуск «классических» лыж. Новые «карвинговые» лыжи намного легче в освоении, их профиль позволяет выполнять резаные повороты широкому кругу катающихся. Внутреннее и внешнее строение лыжи обеспечивают ее динамические свойства. Лыжа обязана должным образом реагировать на прогиб, скручивание, удары. Внешние характеристики лыж: ширина носка, ширина талии, ширина пятки, радиус бокового выреза, длина лыжи. Механические характеристики: продольная жесткость (показывает, каким образом лыжа изгибается в продольной плоскости при статической нагрузке, и является отношением приложенной силы к деформации), торсионная жесткость (показывает, как скручивается лыжа относительно продольной оси при статической нагрузке, что важно для катания по жесткому, леденистому склону), упругость (одно из главных свойств лыжи во время ведения поворота), гибкость (свойство лыжи мягко прогибаться пропорционально приложенным усилиям), виброустойчивость (устойчивое движение лыжи во время поворота, способность гасить вибрацию на жестких, леденистых и крутых склонах). Кроме того присутствуют встроенные системы: виброгашение, скручиваемость, равномерность прогиба. Функциональные возможности лыжи: скорость, поворотливость, устойчивость (способность держать поворот) Строение лыжи: Скользящая поверхность («подошва») обеспечивает оптимальное скольжение лыжи. Желоб, применявшийся в классических лыжах, уступил место насечке, которая обеспечивает лучшее скольжение. Канты (металлические полоски, проходящие по краям лыж) позволяют врезаться в поверхность склона на поворотах и предотвращают быстрый износ лыж. Поверхностный слой и боковые грани («рубашка») защищают от механических повреждений и носят декоративный характер. Сердечник (внутренняя часть лыжи - «керн») обеспечивает оптимальное распределение динамических нагрузок и соответственно, облегчает управление лыжей. В производстве современных горных лыж используется такие многофункциональные материалы, как высоколегированные стали, углеволокно, кевлар, кварцевое волокно, композитные материалы, пластмассы, стеклопластик, дерево и др. В различных комбинациях друг с другом они обеспечивают оптимальное распределение динамических нагрузок и соответственно легкое управление лыжей. Основным материалом, воплотившим лучшие качества современных лыж является титанал. Он позволяет сочетать высокую торсионную жесткость с продольной гибкостью лыжи, что для карвинговых лыж является непременным условием. Конструкции лыж (внутреннее строение): «сендвич» - многослойная структура (дерево, углеволокно, кевлар и другое). В основе этой конструкции один слой ложится на другой; «кеп» - торсионная коробка; «монокок» - динамические функции обеспечиваются за счет взаимодействия цельноформованной поверхности и нижней пластины. Очень часто используются комбинированные конструкции: «монокок» + «сендвич»; «сендвич» + «кеп»; двойной «монокок». Все это направленно на улучшение динамических характеристик лыж.
Рис.1 Конструкция лыжи
Ширина талии (waist width) в районе креплений (измеряется в миллиметрах). Ширина талии определяет, насколько хорошо будут вести себя лыжи в глубоком снегу и на льду. В общем случае узкие лыжи (65 мм. и меньше) предназначены для жесткого снега, а широкие (72 мм. и больше) лучше ведут себя в глубоком снеге. Если ты катаешься как на подготовленных трассах, так и на нераспаханных склонах, можно попробовать лыжи со средней шириной талии (66-71 мм.). Боковой вырез (sidecut). Этот параметр определяет радиус поворота лыжи. При более глубоком вырезе лыжи имеют меньший радиус поворота, а при малом вырезе лыжи поворачивают по большему радиусу и при этом гораздо проще сбрасываются пятки (проскальзывают задники лыжи, если угодно). Один из способов измерить величину бокового выреза: измерьте расстояние (обычно измеряется в миллиметрах) между краем талии лыжи и линией, проходящей через края лыжи в наиболее широких местах носка и пятки (не ваших, а лыжи). У традиционных лыж глубина бокового выреза примерно 7-8 мм (могул и некоторые слаломные лыжи). Современные лыжи для высоких скоростей делают с вырезом около 12-15 мм. Длина (length). Традиционно, длина лыжи определяет ее устойчивость, но длинные лыжи (более 200 см. для мужчин и 190 см. для женщин) не подходят для начинающих лыжников. Однако, современные материалы и большая ширина обеспечивают нормальную устойчивость (стабильность) даже коротких лыж. Поэтому при выборе лыж, исходят из массы тела и того, как быстро ты желаешь кататься. Причем, чем быстрее хочешь ездить, тем длиннее нужны лыжи.
Рис.2 Характеристики лыжи
Жесткость (flex pattern). «Мягкие» лыжи гнутся легче, «жесткие» - тяжелее. Как правило, мягкие лыжи используются начинающими, а жесткие рекомендуются для более подготовленных горнолыжников. От жесткости лыж зависит то, как лыжа будет работать на снегу. Например, лыжи с жесткими пятками хороши на жестком снегу и наоборот. Но если лыжи слишком жесткие, то при попытке встать на кант последствия могут быть непредсказуемыми. Слишком мягкие лыжи эквивалентны не очень хорошим ощущением на жестком снегу. Прогиб (camber) это дуга, которую образует лыжа, лежащая на плоскости. Прогиб добавляет лыже мягкости и влияет на гашение вибрации. Лыжа с большим прогибом ведет себя более уверенно. Поэтому рекомендуется не использовать лыжи, если прогиб у них практически отсутствует. Конструкция сердцевины (core construction) в основном лыжи изготовляются из фибергласа (fiberglass) с добавлением кевлара (kevlar) или карбона (carbon) для прочности. Наиболее устойчивые лыжи изготовлены из фибергласа и дерева (в форме торсионной коробки). Другие лыжи используют многослойную конструкцию («сэндвич») - слои фибергласа присутствуют в верхней и нижней части сердцевины. Многослойная конструкция обеспечивает более мягкое катание, но она более хрупкая по сравнению с торсионной коробкой. Эксперты очень уважают лыжи из металла за их устойчивость на девственных склонах. Сплавы алюминия, такие как «Zic-ral» и Titanal используются при изготовлении лыж для высоких скоростей. Материал базы (base material) во всех лыжах используется база из полиэтилена. Дешевые модели имеют базу из литого пластика (легко повреждаемый материал, но так же легко восстанавливаемый). Такие лыжи не держат смазку в течение длительного срока и хуже скользят на очень жестком или мокром снегу. Более дорогие модели имеют базу из пластика, который не плавили при изготовлении. Такие лыжи хорошо держат смазывающие материалы и более надежны. Однако в этом случае ремонт обойдется гораздо дороже. Структура (structure) микроскопическая текстура базы, которая формирует каналы, которые служат для отвода размельченного снега для плавного скольжения. Кант (edge) обычно изготовляется из стали с высоким содержанием углерода, что обеспечивает хорошую жесткость и, следовательно, хорошую работу на жестком склоне. Дешевые лыжи имеют толстый, прочный кант, который не особенно удобен для лыжников. У хороших же лыж кант тонкий и гибкий, что способствует хорошему катанию. Классификация лыж
Характеристика горных лыж. К первой группе относятся лыжи для тех, кто только начинает осваивать горные склоны, а также и для тех, кто катается неторопливо, не выходя за пределы подготовленных трасс. Мягкие укатанные склоны, неглубокая легкая целина являются наиболее подходящими условиями для использования лыж группы, которую часто называют EASY CARVING. Модели, входящие в эту группу, как правило, достаточно мягкие, прощающие ошибки в технике. На лыжах этой группы одинаково легко можно кататься, используя традиционную технику поворотов с боковым проскальзыванием, а так же осваивая резаное ведение лыж. Наилучшим образом модели этой группы подойдут тем, кто к занятиям горными лыжами относится, как к возможности отдохнуть с друзьями или семьей, немного покататься, при этом не особо себя утруждать и испытывать перегрузки и высоких скоростей на крутых склонах. Такие модели подойдут не только начинающим или неуверенно катающимся, но даже умелый и опытный лыжник с довольно большим стажем получит большое удовольствие от легкости управления этими лыжами. Горные лыжи для начинающих и более опытных рекомендуется подбирать по формуле: L= Рост - 10-15 см. (рис.3) Лыжи следующей группы ориентированы на более опытных любителей, которые обладают определенным техническим арсеналом. И хотя на лыжах этой группы, которая в последние годы носит название CARVING в коллекциях практически всех производителей, можно кататься и, используя традиционную технику с дозированным боковым проскальзыванием лыж в процессе поворота, наилучшим образом все их свойства проявляются при катании в технике резаного ведения. Лыжи этой группы неплохо проходят и не слишком ровные склоны, хотя в полной мере их качества проявляются именно на просторных укатанных трассах с достаточно плотно утрамбованным снегом, где можно позволить себе не задумываться о том, что на пути внезапно окажется " выросший" бугор. Группа RACE CARVING уже относится к группе лыж для лыжников экспертного класса, катающихся на максимально высоких для свободного катания на скоростях по жестким склонам, любящих точность ведения лыжи и ощущение отдачи лыж при выходе из поворота. Нельзя сказать, что средний лыжник на этих лыжах кататься не сможет или не справится - это не так. Точнее будет сказать, что «среднему» лыжнику лыжи этой группы имеет смысл покупать для того, чтобы, не меняя снаряжения, он мог и повышать скорость, и наращивать свой технический арсенал. ALLROUND CARVING, ALL MOUNTAIN CARVING - группа лыж несколько более универсальных, чем CARVING. Лыжи эти уже обеспечат уверенное катание на достаточно высокой скорости не только на подготовленных склонах, но и на плохом снегу да и в целине тоже, благодаря несколько увеличенной ширине. Радиус бокового выреза у лыж этой группы около 20 м. Необходимо отметить, что эта группа является как бы переходной от группы CARVING к группе FREERIDE и зачастую не выделяется в самостоятельную. Следующие две группы также разделить достаточно трудно, поскольку ряд производителей объединяет их под общим названием. Но все-таки объединять столь разные по свойствам модели не совсем удобно, поэтому в данном случае используется более детальное разбиение: EXTREME CARVING, HYPER CARVING - довольно широкая группа, в которую входят достаточно " рослые" (до 160 - 170 см) лыжи с разнообразными радиусами бокового выреза в диапазоне от 7 до 17 метров. Объединяет эти модели назначение - получение максимального удовольствия от крутых резаных поворотов на средних скоростях, при этом именно геометрия лыж обеспечивает катание с большими углами наклона тела в повороте, когда лыжник практически ложится на склон. Необходимо отметить, что хотя справиться с этими лыжами вполне сможет и недостаточно опытный лыжник, для полного использования возможностей лыж этой группы надо иметь достаточно приличный опыт катания. В зависимости от технического уровня катающегося можно кататься как с палками, используя маневренность этих моделей для того, чтобы кататься практически без усилий, так и (по мере роста технической подготовки лыжника) без палок. FUN CARVING, SHORT SKIING, TOYS, SNOW BLADES, BIG FOOT - группа моделей для взрослых лыжников длиной около 130 см, а также " коротышки" длиной меньше метра и с радиусом бокового выреза около 5-7 метров. Благодаря своей минимальной длине эти лыжи больше похожи на игрушки, и большинство считает их предназначенными для баловства и развлечения, а также для первого опыта в горных лыжах. На самом деле диапазон использования этих минилыж гораздо шире: при определенном уровне технической подготовки владельца это отнюдь не игрушка, а довольно серьезный спортивный инвентарь, позволяющий кататься на достаточно высокой скорости резаными дугами. Таким лыжам добавляет привлекательности удобство перевозки поскольку лыжи легко входят в багажник автомобиля. Надо также отметить, что катаются на таких лыжах без палок. FREESKIING, FREESTYLE, FREERIDE NEW SCHOOL, TWIN TIP - появившаяся давно но развивающаяся интенсивно в последние годы группа лыж ориентированных на молодежь - любителей трюков, прыжков, катания задом наперед, паркуре. Высокоманевренные лыжи, часто с загнутыми пятками. Характеризуются укороченной по сравнению с лыжами для карвинга длиной (максимальная ростовка - 180 см) и увеличенной шириной. FREERIDE - группа лыж достаточно универсальных: весьма надежно держат в поворотах на жестком подготовленном склоне и в тоже время позволяют уверенно спускаться в самых сложных снежных условиях: пушистая целина, мокрая каша или ветровой наст с застругами - вот поле деятельности этих лыж. Еще чуть шире, чем лыжи ALLROUND CARVING, для любителя внетрассового катания на высокой скорости. Несмотря на свою универсальность, модели этой группы тоже имеют ограничение: как правило, на малой скорости они достаточно тяжелы и неповоротливы, исключение составляют лишь самые «младшие» модели в коллекции каждого производителя. Радиус бокового выреза у лыж этой группы около 20 м. POWDER - группа лыж, предназначенных для тех лыжников, которые любят целину до самозабвения и приобретают специализированные широкие лыжи. При приобретении креплений для подобных лыж надо позаботиться о замене тормозов – «ski-stopы» используются модифицированные, рассчитанные на лыжи такой неимоверной ширины. RACING - лыжи для спортсменов, участвующих в соревнованиях. Лыжи этой группы ориентированы на леденистый жесткий и очень ровный склон. Эти жесткие лыжи для максимальных скоростей и мощных техничных лыжников не склонны прощать ошибки в технике, так что прежде чем остановить свой выбор на лыжах этой группы, как следует подумайте: а имеет ли смысл приобретать столь специфичный инструмент? Радиус бокового выреза у лыж этой группы от 24 м. Для полноты картины, необходимо упомянуть и уж совсем экзотические группы SKI-TOUR, MOUNTAINERING. Подобные лыжи (в зависимости от их назначения) ориентированы на тех, кто совершает восхождения или ходит в походы на лыжах. Специализируются на подобных лыжах компании TUA, HART и другие. Поскольку детские и юношеские лыжи, то есть лыжи группы JUNIOR, очень редко делят на группы, то подробно на них останавливаться не будем. Отметим только, что теперь не только себе, но и ребенку можно выбрать не просто лыжи, а специализированную юношескую или детскую модель с нужным названием и расцветкой. Платформа - устройство виброгашения и амортизации. Она необходима для лучшего контакта ботинка с лыжей, более эффективной передачи усилия, более быстрой перекантовки. Может быть встроена в лыжу, в крепления и отдельно. Функции платформы: поднимает ботинок, дает возможность совершать более крутые повороты, что необходимо для карвинговой техники; уменьшает вибрацию в поворотах; способствует равномерной загрузке лыжи; уменьшает угол «закантовки». Крепления - связующее звено между ботинками и лыжами являются крепления. Современные крепления состоят из: платформы, соединяющей головку и пятку креплений, встроенных устройств виброгашения и амортизации, ски-стопы, которые автоматически тормозят лыжу. Две основные части крепления - головка (передний узел, отвечающий за высвобождение носка ботинка при падении вбок и назад) и пятка (задний узел, отвечающий за высвобождение каблука при падении вперед). Функции креплений: 1) соединяет ботинок с лыжей, 2) смягчает нагрузку на суставы, 3) не открываются в некритических ситуациях, 4) открываются в критических ситуациях. При установке креплений учитываются: анатомические данные, физические возможности, технические возможности, возраст, уровень катания. Горнолыжные ботинки. Современный ботинок состоит из: мягкого внутреннего (термосистема) сапога и жесткой внешней пластиковой оболочки, снабженной системой замков. Жесткость пластика определяется категорией катающихся и выражается в абсолютных единицах - килограмм силы на градус прогиба (кгс/град). Система регулировок ботинок - регулировка переднего и бокового наклона, уменьшение и увеличение полноты. Спортивные ботинки -120-150; для экспертов - 70-110; уверенно катающихся - 60-90; совершенствующих технику - 40-80; начинающих -15-60. Центр тяжести тела должен попадать на середину подошвы (продольная регулировка). Регулировка развала голенищ (кантинг) - для О и X образных ног. Палки. Рукоятка может быть изготовлена из пластика или резины. У спортсменов обтекаемой формы. У туристов с нижней площадкой для упора кисти. На рукоятке имеются темляки - обеспечивают хорошую фиксацию. Спортивные палки для слалома имеют специальную защиту. Древко горнолыжной палки выполнено в виде трубки, к низу переходит в трубчатый конус - изготовлено из алюминиевых сплавов, углепластика. Специальный наконечник из твердого сплава. При выборе длины палок рекомендуется, чтобы палки можно было держать в руках согнутых в локтевом суставе под прямым углом. Рекомендуемая длина палок соответствует вертикальному расстоянию от локтевого сустава, опушенного свободно вдоль корпуса, до поверхности земли в положении стоя (рис.5). Аксессуары: - очки должны иметь двойные классические или сферические линзы с максимальной защитой от запотевания, полосу поглощения ультрафиолетового излучения, гипоаллергенную подкладку оправы, защиту подавляющую блики, повышенную прочность, оптическую корректность, защиту от царапин; - одежда необходимая для катания должна быть удобной, непромокаемой, непродуваемой, дышащей. При этом выделяют несколько слоев. Первый слой - это нижнее белье, а также подкладка одежды, которая соприкасается с кожей. Этот слой выполняется из синтетических тканей. Второй слой утепляющий. К нему относятся не только утеплитель внутри куртки или брюк, это также разнообразные жилетки, свитера и прочее. Третий слой (внешний) характеризуется влагоиспаряемостью и водонепроницаемостью. Обычно используется комбинезон или брюки и куртка; -. перчатки не должны промокать, не должны продуваться, должны быть теплыми, но при этом не давать руке потеть; - шлем устроен таким образом, что обеспечивает не только защиту головы от травм при падении, но и обеспечивает комфортное катание: вентиляцию головы, защиту от холода и снега. При выборе учитываются эстетические требования горнолыжников.
|