![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Реформы и реформаторы в России второй половины XIX в.
План: 1. Предпосылки отмены крепостного права в России. Аграрная реформа: суть, итоги, значение. 2. Буржуазные реформы 60 – 70-х гг.: содержание, итоги, значение. 3. Общественно-политическое движение второй половины XIX века.
1. Предпосылки отмены крепостного права в России. Аграрная реформа: суть, итоги, значение. Приступая к изучению первого вопроса, следует вспомнить, что во второй половине XIX века произошли крупнейшие события в мировой цивилизации (в 1861-1865 гг. было отменено рабство и предоставлены гражданские права афроамериканцам в США; в 1871 г. в Германии была принята конституция, в Англии введено тайное голосование и была достигнута легализация профсоюзов, в Европе формировалась многопартийная система). Вторая половина XIX века в России была временем осознания и осуществления коренных преобразований, направленных на переход от традиционного общества к индустриальному. Главной реформаторской силой в решении этой задачи выступило самодержавие. Коренные реформы второй половины XIX века («революция сверху») связаны с правлением «царя-освободителя» – Александра II (1855–1881 гг.). Александр II (1818–1881 гг.) – старший сын Николая I вступил на престол после смерти отца 19 февраля 1855 года и правил Россией до 1 марта 1881 г., пока не был убит народовольцами. Будущий император получил хорошее образование, владел пятью языками. Среди его наставников и учителей были крупные государственные деятели, поэты и военные (генерал К.К. Мердер, известный поэт В.А. Жуковский, реформатор М.М. Сперанский, министр финансов Е.Ф. Канкрин и др.). Будучи наследником престола Александр II приобрел значительный опыт в военных и государственных делах. Вступив на престол, император осознал необходимость глубоких реформ и осуществлял их на протяжении всего своего царствования, хотя и не всегда последовательно. Уже в первый год его царствования были сделаны шаги на ослабление цензуры в России, разрешению ряда новых изданий, свободной выдачи загранпаспортов и др. В связи с коронацией царя, в августе 1856 г. была объявлена политическая амнистия декабристам, петрашевцам, участникам польского национально-освободительного восстания 1830 – 1831 гг. и другим политическим ссыльным. Предреформенное время вошло в историю как «оттепель» – первые подходы к глубоким преобразованиям среди первостепенных и неотъемлемых задач, ставших перед новым императором, была отмена крепостного права. В связи с этим, студентам необходимо выяснить: - что послужило причинами Великих реформ? - определить, почему, не будучи либералом и реформатором по духу и воспитанию, Александр II пошёл на буржуазные реформы? Изучая вопрос об отмене крепостного права (крестьянскую реформу), определить предпосылки его отмены: - положение в стране, глубокий социально-экономический кризис, - прогрессирующее обезземеливание крестьянства, - нарастание социальных конфликтов. Важно разобраться с вопросом о подготовке крестьянской реформы, создании Секретного комитета под председательством князя А. Ф. Орлова «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян». Комитет не спешил с развертыванием работы. Деятельность его в целом оказалась малопродуктивной. В связи с этим по указанию Александра II были учреждены губернские дворянские комитеты по подготовке реформы, а «Секретный комитет» 16 февраля 1858 г. был преобразован в «Главный комитет по крестьянскому делу для рассмотрения постановлений и предложений о крепостном состоянии». В него был введен убежденный сторонник освобождения крестьян, великий князь Константин Николаевич, назначенный затем его председателем вместо А.Ф. Орлова. При Главном комитете, работавшем в Петербурге, были созданы Редакционные комиссии под руководством Я.И. Ростовцева, призванные составить проект реформы, передать его для обсуждения в губерниях, а затем обобщить результат. Важную роль в подготовительной работе сыграло окружение царя: генерал-адъютант Я.И. Ростовцев, министр внутренних дел И.Л. Ланской, его помощник А.И. Левшин, великий князь Константин Николаевич, Н.А. Милютин и др. Главными спорными вопросами были: наделение крестьян землей и судьба общины. В ходе острой дискуссии, при неприятии большинством помещиков самой идеи освобождения крестьян, выявилось несколько подходов к решению этого вопроса. Выясните: - за что выступало консервативно-настроенное дворянство (П. А. Шувалов, П. П. Гагарин)? - Какой проект предлагали либералы (К. Д. Кавелин, А. М. Унковский и др.)? - Защищая интересы крестьян, за что выступали революционеры-демократы, радикалы (Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, А. И. Герцен, Н. И. Огарев)? Разберитесь с основными документами крестьянской реформы «Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости» (19 февраля 1861 г.) и Манифеста «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния сельских обывателей». Выясните: - что получил народ в результате крестьянской реформы? - Получил ли он свободу? - Сколько и на каких условиях крестьяне получили земли? - Разберитесь с выкупными операциями, отрезками земли. - Где взяли крестьяне деньги на выкуп земли, и на каких условиях? - Сколько они должны были платить за землю сами? - Сколько лет отводило им государство на полный выкуп земли? - Разберитесь, кто стал реальным собственником земли до полного ее выкупа крестьянами? - Уясните основные этапы проведения реформы, ее значение, отношения к ней самих крестьян, помещиков и российской общественности.
2. Буржуазные реформы 1860-1870-х гг.: содержание, итоги, значение. Рассматривая другие реформы 60-70-х гг. XIX в. следует понять, что наиболее значимой среди них была земская реформа. Она была вызвана необходимостью приспособить самодержавный строй России к потребностям капиталистического развития, стремлением царизма привлечь на свою сторону либералов в борьбе с революционным движением. После отмены крепостного права появился новый общественный класс – крестьянство. Если раньше им управляли помещики, то теперь эта функция перешла к государству. Все это требовало проведения реформы местного самоуправления на всесословных началах, соответствующих новому гражданскому состоянию общества. Земская реформа готовилась параллельно с крестьянской (1859 – 1861 гг.). Первоначально комиссией, по ее подготовке, руководил либерал Н.А. Милютин, но в апреле 1861 г. Александр II заменил его консерватором П.А. Валуевым. Ранее подготовленный проект реформы был пересмотрен в пользу дворянства. Он то и был изложен в «Положении о губернских и уездных земских учреждениях» подписанном Александром II 1 января 186 г. Земская реформа началась с 1 января 1864 г. и проводилась более 15 лет. В ее основу были положены два новых принципа: бессословность и выборность. К управлению губерний или уездов привлекались выборные от всех сословий. Впервые получили такое право и крестьяне. По реформе создавались всесословные, выборные, представительные органы местного самоуправления в уездах и губерниях (уездные и губернские земства). Разберитесь: - на каких условиях проводились выборы в уездные и губернские земства? - Какими правами наделялись земства? - Могли ли они решать политические вопросы? Если нет, то почему? - Была ли защищена земская реформа? - Выясните плюсы и минусы земской реформы. В итоге вы должны прийти к следующим выводам: · Земства были прогрессивными учреждениями. Они способствовали развитию хозяйства, активизации общественной жизни на местах, национальному развитию страны в целом. Они наладили статистику по хозяйству, культуре и быту, распространяли агрономические новшества, устраивали сельхозвыставки, строили дороги, развивали местную промышленность и торговлю, и особенно народное образование и здравоохранение, открывая больницы и школы, пополняя кадры учителей и врачей. Уже к 1880 г. на селе было открыто 12 тыс. земских школ, что составило почти половину всех школ в стране. Число врачей увеличилось на селе в четыре раза. Земские врачи (как и учителя) заслуженно считались лучшими. · Лишенные политических функций они начали играть важную роль в политической жизни страны. В этих органах местного самоуправления зародилось и ширилось либеральное движение, появилось целое направление либерализма – земский либерализм. Земства дали либеральному движению то, чего ему так не хватала – организационную форму. Именно земства становятся очагами скрытой оппозиции правительству. Однако эта реформа имела целый ряд недостатков: - засилье в земствах дворянства, - ограниченность в средствах, - отсутствие прав у земств изучать опыт соседних территорий и делиться своим, - отсутствие у них прав решать политические вопросы, - реформа распространялась далеко не на всю территорию страны. - Но самым главным недостатком этой реформы была ее незавершенность. О ней будут говорить, что у нее не было крыши (общероссийского земства, а это и была бы Дума) и фундамента (а это отсутствие земств волостных). Из всех реформ 1861 – 1874 гг. Александра II наиболее последовательной была судебная реформа, поскольку в ней буржуазное начало было выражено с наибольшей силой. Подготовка к реформе началась осенью 1861 г. и завершилась к осени 1862 г. Александр II поручил готовить судебную реформу комиссии из лучших законоведов, которых возглавлял замечательный юрист, статс-секретарь Государственного совета С.И. Зарудный. Реформе предшествовал закон (1863), отменяющий телесные наказания шпицрутенами, кнутами, клеймением и т.д. От телесных наказаний полностью освобождались женщины. Но сохранялись розги для крестьян (только по приговорам судов!), ссыльных, каторжников и штрафных солдат. Пока процветало крепостное право и преобладание дворянства во всех государственных учреждениях, старый суд, начиная со времен Екатерины II, был судом с раздроблением судебных мест по сословиям и по роду дел, с полным подчинением суда администрации, с рассмотрением дел в закрытых заседаниях. Судьи получали ничтожное жалованье, зачастую не имели высшего образования, царило страшное взяточничество и безусловное господство силы над правом. Еще до начала реформы следствие было изъято из ведения полиции и передано специальному институту судебных следователей. Уже в 1862 г. Александр II одобрил «основные начала» судебных уставов. После доработки 20 ноября 1864 г. Александр II утвердил новые «Судебные уставы». Судебная реформа 1864 г. в основу судебного устройства положила практику цивилизованных стран. В России впервые утверждались четыре краеугольных принципа современного права: - независимость суда от администрации; - несменяемость судей; - гласность; - состязательность в судопроизводстве. Изучая судебную реформу, разберитесь: - что такое внесословный суд (Мировой, Коронный), судебные палаты. - В чем состояла независимость суда, гласность судопроизводства, его состязательность? - Что такое суд присяжных, институт адвокатуры? - Чем обеспечивалась состязательность судебных процессов? - Выясните плюсы и минусы судебной реформы. В итоге вы должны понять, что, несмотря на ряд минусов, судебная реформа 1864 г. проводившаяся около 30 лет была самым крупным шагом России к правовому государству. Еще более радикальными были преобразования в армии, которые растянулись на 12 лет (1862 – 1874), но были столь взаимосвязаны, что исследователи и специалисты воспринимают их как единую военную реформу. Инициатором и руководителем военной реформы был Д.А. Милютин (генерал по службе и либерал по убеждениям), военный министр (1861 – 1881), умный и широко образованный практик, и теоретик военного дела. Главным из всех военных преобразований была реформа комплектования армии. 1 января 1874 г. был принят закон, который заменял систему рекрутских наборов (введенную Петром I в 1705 г.) всеобщей воинской повинностью. Отныне все мужское население империи, достигнув 20-летнего возраста, обязано было служить, без различия сословий. Выясните, сокращались ли сроки службы в армии и флоте. Для чего были введены военные округа. Почему была проведена переподготовка офицерских кадров, перевооружение армии. Определите значение реформы.
|