Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Реформа просвещения и цензуры.
При разборе данной реформы прежде всего необходимо остановиться на причинах преобразований в системе просвещения, связать их с индустриализацией страны. Следует отметить, что правительство прекрасно понимало, что перестройка всего хозяйственного коплекса страны потребует многочисленных специалистов разного профиля. Дворянская среда решение данной проблемы обеспечить не могла (слишком масштабные затевались перемены), именно поэтому был открыт более широкий доступ к получению высшего образования представителям низов общества. Необходимо выяснить на каких условиях принимали в университеты. Реформа просвещения имела комплексный характер, в связи с этим, следует рассмотреть все ее составляющие: преобразования средней школы и высшего звена. С реформой системы образования страны теснейшим образом связана реформа цензуры: вузам требовалась в большом количестве литература учебного и научного содержания, цензура сдерживала процесс издания книг, именно поэтому цензуру ослабили и упростили, что, в свою очередь, привело к несколько неожиданным результам... Каким — выяснить!
В итоге изучения всех реформ 60-70 гг. XIX в. студенты должны прийти к выводу, что главный результат реформ заключался в смене общественного строя России. В результате реформ Александра II вместо России феодальной родилась Россия капиталистическая. Итогом реформ стала модернизация страны: строительство железных дорог, усиление миграционных процессов, развитие рынка рабочей силы, рост частной собственности. Все это свидетельствовало о существенном повороте России в сторону европейской цивилизации. В результате реформ Александра II российская жизнь приобрела относительно демократический характер: - всесословное земство, - всесословные суды, - всесословная школа, - всеобщая воинская повинность. Но представительных учреждений на государственном уровне создано не было, так как в политической области царизм не пошел ни на разработку конституции, ни на созыв парламента (печально судьба проекта Лорис-Меликова, предусматривающего создания органа власти из выборных от земств). Созданы были органы самоуправления только на местном уровне – (земства). В связи с этим в России усилилось «брожение умов»: с одной стороны, проснулось чувство свободы, а с другой – росло недовольство умеренностью реформ, их половинчатостью, что способствовало усилению в послереформенное время радикализации значительной части разночинной интеллигенции. Если исходить из того, что реформы – это результат разумного компромисса между новым и старым, то в реформах 60–70-х гг., наряду со стремлением модернизировать Россию, традиционной была основная цель – укрепление самодержавия. Влияние государства в результате реформ Александра II не ослабло. Государство сохраняло самостоятельность и независимость по отношению к обществу. Оно контролировало многие стороны жизни, имело колоссальную собственность. Бюрократия по-прежнему играла огромную роль. И темпы развития России по западному типу во многом сдерживались наличием этого главного пережитка – самодержавия.
|