Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общественная мысль и особенности общественного движения России Х1Х в.






Рассматривая данную проблему, следует помнить, что до Х1Х в. Россия не знала общественных движений, а политическая мысль носила персонифицированный характер (Радищев, Новиков и др.).

В первой четверти Х1Х в. оформилось дворянское движение – декабризм.

Формирование идеологии декабризма происходило в последние годы царствования Александра 1 под воздействием передовых западноевропейских идей и заграничных походов русской армии в 1813-1814 гг.

Целью декабристов было введение конституции и отмена крепостного права. При этом они признавали радикальные средства борьбы: вооруженное восстание, военный переворот, смещение царя.

Студентам следует обратить внимание на то, что декабризм был неоднороден, он имел два крыла: радикальное (Павел Пестель, автор «Русской правды»), и умеренное (Никита Муравьев, автор проекта Конституции).

Радикальное крыло признавало республиканский строй с разделением властей и президентским правлением.

Умеренное крыло выступало за Учредительное собрание, конституционную парламентскую монархию с признанием за императором только исполнительной власти.

Оба крыла объединяла борьба с крепостничеством и самодержавием. Декабристы впервые открыто выступили против самодержавия. Именно дворянство, дворянские офицеры руководили борьбой за буржуазное преобразование страны и проиграли. Вооруженное восстание 14 декабря 1825 г. потерпело поражение.

К 40-м гг. Х1Х в. складываются общественно-политическиетечения: консервативно-охранительное, либерально-оппозиционное и революционно-демократическое.

Консервативно-охранительное направление стояло на позиции незыблемости самодержавия и отрицания западного пути развития России, имело широкую социальную базу в лице дворянско-помещичьих кругов и русской бюрократии.

Важно понять, что российский либерализм был заимствован на Западе и использовался государственной властью в ходе разработки и реализации реформ. Первыми либералами были цари (Александр 1, Александр II) и прогрессивная часть царской бюрократии. Либерализм в России не имел широкой социальной поддержки, и его опорой стала интеллигенция (дворянская и буржуазная), часть государственной бюрократии. Опора на самодержавную власть – отличительная черта русского либерализма Х1Х в.

Спор о прошлом, настоящем и будущем России разделил в 30-40-е гг. интеллигенцию на славянофилов и западников.

Славянофилы (философы и публицисты – А.С. Хомяков, И.В. и П.В. Киреевские, И.С. и К.С. Аксаковы, Н.Я. Данилевский) считали Петра 1 виновником ошибочного пути развития России, а его реформы – злом. Они идеализировали допетровскую Русь, настаивали на ее самобытности, которую усматривали в крестьянской общине и православии. Славянофилы предлагали мирный путь общественных преобразований через возврат к Земским соборам (собрание представителей всех сословий), но без крепостного права.

Западники (историки и литераторы – И.С. Тургенев, Т.Н. Грановский, С.М. Соловьев, К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, М.Н. Катков) были сторонниками европейского пути развития, идеализировали реформы Петра 1, полагая, что они положили начало вхождению России во всемирную историю Запада. Они считали, что Россия, как и Европа, идет тем же историческим путем с некоторым отставанием. Западники были сторонниками прогресса, свободы личности, индивидуализма, выступали за мирный переход к парламентскому строю, за конституцию, парламентскую монархию по типу английской.

Позиции западников и славянофилов совпадали в главном: они выступали за проведение политических и социальных реформ сверху, за ограничение власти императора, за освобождение крестьян с землей, за свободу печати, гласный суд и отмену телесных наказаний.

Земский либерализм 60–70–х гг. был порожден реформами Александра II и существовал в условиях отсутствия крепостного права. Опорой в борьбе за продолжение либеральных реформ становятся земские учреждения. Главное требование земцев-либералов – созыв выборных представителей и просвещение народа.

Либеральное народничество 80-90-х гг. Х1Х в. (В.П. Воронцов, Н.К. Михайловский, А.Ф. Анненский, С.Н. Южаков) представляло собой перерождение революционного народничества и выступало за реформы, за мирное переустройство общества. Они были сторонниками умеренного утопического либерализма и просили царское правительство провести ряд общегосударственных мероприятий, чтобы задержать рост стачечной борьбы, процесс капитализации деревни.

«Легальный марксизм» 90-х гг. Х1Х в. был либеральным течением более радикального толка. Радикальные либералы (университетские ученые, философы П. Струве, П. Милюков, С. Булгаков, Н. Бердяев) считали капитализм обязательной ступенью в развитии России, но в отличие от марксистов отказались от идеи революции, были противниками насилия. Они выступали за демократические реформы, которые гарантировали бы основные свободы и обеспечили созыв парламента путем всеобщих, прямых, тайных выборов.

Революционно-демократическое направление сложилось на рубеже 30-40-х гг. Х1Х в. Его идеологами были В. Белинский, А. Герцен, Н. Огарев, Н. Добролюбов, Н. Чернышевский. Они были сторонниками «общинного социализма» и крестьянскими демократами, выступали за свержение монархии при помощи крестьянской революции, учреждение республики и передачу земли крестьянам.

Революционные народники 70-х гг. Х1Х в. действовали в условиях пореформенной России, отмены крепостного права и капиталистического развития страны. Они отстаивали идею общины, идею крестьянской революции и идею социализма, считали капитализм случайным явлением, признавали ведущей силой исторического прогресса интеллигенцию. Они были практиками: признавали хождение в народ с целью его подготовки к революции, террористические акты.

Народничество 1870–х гг. имело несколько течений: бунтарское (М. Бакунин), пропагандистское (П. Лавров) и заговорщицкое (П. Ткачев), которые расходились в вопросах тактики.

В 1876 г. была создана организация народников «Земля и воля», которая выступала за создание в деревне постоянных поселений народников, вхождение в жизнь крестьян и овладение необходимыми в деревне профессиями. Однако эта тактика потерпела поражение.

В 1879 г. «Земля и воля» распалась на две организации: «Народная воля» и «Черный передел». Народовольцы (А. Михайлов, Н. Морозов, С. Перовская) стояли на позиции террора, начали охоту за царем и в 1881 г. убивают его. Чернопередельцы (Г. Плеханов, П. Аксельрод, Л. Дейч, В. Засулич) выступали против тактики террора, за широкую пропагандистскую работу среди крестьян. После убийства Александра 11 революционное народничество постепенно перерождается в либеральное.

Социал-демократическое (марксистское) течение появилось в России в 80-е гг. В этот период в Россию начинает проникать марксизм и его распространение связано с именем Г. Плеханова и группы «Освобождение труда». Члены группы (П. Аксельрод, Л. Дейч, В. Засулич, П. Игнатьев - бывшие народники) занимались распространением марксизма в России путем перевода произведений К. Маркса и Ф. Энгельса на русский язык и нелегальной пересылки их в Россию, сами разрабатывали теорию марксизма применительно к России.

В 1895 г. марксистские кружки Санкт-Петербурга были объединены в социал-демократическую организацию «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» под руководством В. Ульянова-Ленина. В руководство организации входили Ю. Мартов, В Старков, Н. Ванеев, Г. Кржижановский. «Союз борьбы» выступал за соединение рабочего движения с теорией марксизма, переход от узкой пропаганды к широкой агитации на базе марксизма в рабочей среде, за создание партии нового типа, которая была окончательно сформирована на II съезде в 1903 г. (Российская социал-демократическая рабочая партия).

Таким образом, к концу Х1Х в. радикализм вступил на новый этап своего развития: на первый план выходит рабочее движение при ведущей роли социал-демократической партии.

 

Преподавателю необходимо обратить внимание студентов на следующие термины и понятия:

Временнообязанный крестьянин – лично свободный крестьянин, вынужденный выполнять все свои повинности перед помещиком до перехода на выкуп. Известно, что и в 1881г. 15% бывших крепостных крестьян не были переведены на выкуп, т.е. были временнообязанными. В 1881г. было издано «Положение» об обязательном переводе крестьян на выкуп.

Группа «Освобождение труда» (1883) – в состав группы вошли Г.В. Плеханов (руководитель), В.И. Засулич, П.Б. Аксельрод. Ближайшая задача: буржуазно-демократическая революция (ликвидация крепостнических пережитков), введение конституции, демократических свобод. Конечная цель: коммунистическая революция, замена капиталистического строя социалистическим (завоевание пролетариатом политической власти), а потом коммунистическим.

«Дарственный надел» - ¼ часть от высшей нормы земельного надела, которую крестьянин по реформе об отмене крепостного права (1861 г.) мог получить бесплатно.

Десятник – надсмотрщик над рабочими при земляных, строительных и других видах работы.

«Диктатура сердца» М.Т. Лорис-Меликова – в феврале 1880 г. после очередного покушения Александр создал «Верховную распорядительную комиссию по охране государственного порядка и общественного спокойствия». Во главе был поставлен активный участник русско-турецкой войны, харьковский генерал-губернатор М.Т. Лорис-Меликов, который получил неограниченные полномочия. В задачу Верховной распорядительной комиссии входило прекращение террористических актов, усовершенствование полицейских органов, которые показали свою неэффективность в борьбе с участниками революционного движения.

Лорис-Меликов полагал, что против революционеров нужно действовать жесткими репрессиями, однако они не должны затрагивать невиновных. Было упразднено III отделение. Отныне наведением порядка в стране должен был заниматься Департамент полиции, который входил в Министерство внутренних дел.

Однако, по мнению Лорис-Меликова, наводить порядок в стране нужно не только карательными мерами. Произошел ряд важных кадровых перестановок. Вместо министров-консерваторов назначались либеральные сановники. Был снят с поста министра народного просвещения (он же обер-прокурор Синода) консерватор Д.А. Толстой. Цензурный устав был значительно смягчен, прекратилось давление на земства.

Лорис-Меликов старался привлечь к сотрудничеству с правительством земства, иные общественные организации, журналистов, т.е. все либеральные силы России. Началась разработка проекта новых реформ, которые предусматривали снижение выкупных платежей, отмену подушной подати.

Лорис-Меликов предоставил на рассмотрение Александру II проект, предусматривавший создание двух комиссий из представителей земств и назначенных правительством чиновников для выработки преобразования губернского управления, пересмотра земского и городового положений. Далее предлагалось выдвинуть 10-15 представителей земских и городских органов самоуправления для рассмотрения этих законопроектов в Государственном Совете. Этот проект получил название «Конституция» М.Т. Лорис-Меликова.

«Земля и воля» (1876 – 1879) – революционная народническая организация. Цель – передача земли крестьянам, введение демократических свобод, распространение принципов общинного самоуправления через захват власти в стране в результате народного бунта.

Имущественный ценз – требование избирательного закона, согласно которому избирательное право предоставляется только гражданам, имеющим имущество определенной стоимости или вносящим налоги не ниже определенной суммы.

Капитализм, капиталистический строй – форма экономического развития и народного хозяйства, которая характеризуется тем, что орудия производства отчуждаются от рабочих и становятся собственностью сравнительно небольшой группы лиц (буржуазии), предпринимателей-капиталистов; производство принимает товарный характер. Все изделия производятся для рынка с многочисленными его посредниками – торговцами; разделение труда, применение машин и механических двигателей достигает высшей степени развития; регулятором производства является рынок с его колебаниями спроса и предложения. Условиям рынка подчиняются не только товарные цены, но и цены на рабочую силу человека, которая покупается предпринимателем-капиталистом на таких же основаниях, как и всякий другой товар. Отношения между предпринимателем и рабочим строится на условиях договора о найме, т.е. купли-продажи рабочей силы.

Кружок «Чайковцев» (1871 – 1874) – организация сложилась в Петербурге, названа по имени одного из ее руководителей – Н.В. Чайковского. Члены кружка занимались самообразованием, изучением и распространением социалистической и марксистской литературы. Также они вели революционную пропаганду среди студентов, крестьян, рабочих. Довольно быстро организации удалось создать сеть филиалов по всей России. Именно «чайковцы» в 1873г. выступили инициаторами «хождения в народ». Вследствие арестов 1874г., а затем 1877 1878гг. организация была разгромлена. Среди ее членов были А.И. Желябов, П.А. Кропоткин, С.Л. Перовская.

Либеральное народничество – считали, что капитализм в России еще не укоренился. Они ратовали за развитие коллективных форм производства, дабы избежать капитализма в России. Коллективная собственность, как они полагали, лучше всего соответствовала российским условиям, психологии крестьянства. Они предлагали увеличить крестьянское землевладение за счет колонизации и закупок земли у помещиков; организовать дешевый кредит для крестьян и т.п. Наиболее видным представителем этого течения стал философ и публицист Н.К. Михайловский.

Либерально-оппозиционное направление общественной мысли – сторонники демократических свобод.

Марксизм – научная система философских, экономических и социально-политических взглядов, возникшая в середине XIX в., учение о революционной борьбе рабочего класса за свержение капитализма, построение социалистического и коммунистического обществ.

Мировые посредники – должностное лицо в период проведения крестьянской реформы 1861г. Назначался из дворян для составления и утверждения уставных грамот и разбора споров между крестьянами и помещиками. Обладал судебно-административной властью.

Модернизация общества – (от фр. – «современный») – обновление социально-экономических, политических, культурных, религиозно-нравственных и других основ жизни общества путем различных нововведений и усовершенствований.

Надельное землепользование – земельный участок, предоставлявшийся в пользование крестьянину помещиком или государством за различные повинности. После крестьянской реформы 1861г. превратился в общинную собственность.

Народничество – политическое течение русской радикальной интеллигенции, рассматривавшее народ, крестьянство как реальную политическую силу и стремившееся сделать эту силу сознательной и организованной в борьбе против самодержавия и установления в стране народовластия. Считали, что крестьянская община – готовая ячейка будущего социалистического общества, ей и предполагали отдать власть в стране после свержения монархии.

«Прирезки» - производились, если надел превышал высшую норму, установленную «Положением …» от 19 февраля 1861г.; земля, которая добавлялась к крестьянскому наделу при освобождении, если он был меньше низшей нормы.

Пролетарии – потомственные наемные рабочие.

Радикально-демократическое направление общественной мысли – сторонники проведения демократических изменений, направленных на коренное переустройство государства. Причем эти изменения часто планировалось проводить крайними, насильственными методами.

Система отработок - крестьянин обрабатывал землю бывшего барина своими орудиями труда за взятые у помещика в аренду пахотные угодья.

Социализм – учение, выдвигающее в качестве цели и идеала установление общества, в котором отсутствует эксплуатация человека человеком и социальное угнетение; утверждаются социальное равенство и справедливость, созданы условия для свободного творческого развития каждой личности.

Стачка, забастовка – единовременное по предварительному соглашению прекращение рабочими работы на предпринимателя с целью достижения от него более выгодных условий труда.

Теократия – (от греч. – «церковная власть») – форма государственного правления, при которой светская и политическая власть принадлежит главе церкви. Теократический характер носило правление имама Шамиля в 1834 – 1859 гг. в Дагестане и Чечне.

Теория «малых дел» - При Александре III вновь назначенный на пост министра внутренних дел Д.А. Толстой повел новое наступление на земства. Прекратил существование «Земский союз». В этих условиях либеральное движение принимает новые формы. От политических вопросов его внимание обращается к проблемам человека, отдельной личности. На смену конституционных требований приходит идея «незаметного служения», тактика «малых дел» - деятельность учителей, врачей, агрономов – их повседневная, кропотливая работа, способствующая улучшению жизни народа, помогающая ему освободиться от безграмотности, нищеты, невежества.

«Хождение в народ» - в этом движении приняли участие несколько тысяч пропагандистов. В основном это была учащаяся молодежь, вдохновленная идеей М.Бакунина о возможности поднять народ на «всеобщий бунт». Толчком к этому походу послужил тяжелый голод 1873-1874гг. Пропагандисты разбредались по России и толковали крестьянам о революции и социализме в надежде поднять их на восстание.

«Циркуляр о кухаркиных детях» (1887) – запрещал принимать в гимназии и прогимназии «детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей».

Студентам важно обратить внимание на следующие даты:


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал