Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 2. Понятия сбора, налога и налогообложения .Стр 1 из 26Следующая ⇒
Тема 1. Введение Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и граждан по ставкам, установленным в законодательном порядке. Налог является начальной формой аккумуляции денежных средств бюджетом. Существовало много видов поступлений в казну: дань с побежденных; контрибуции; домены- государственные имущества, приносящие доход (земля, лесы, вещные права); пошлины с вывоза и ввоза. Введение налогов предполагает более высокий уровень развития правосознания и экономики. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождалось преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства (в доходной части бюджета РФ в последние годы налоговые поступления составляют значительную часть около 60%) Помимо этой сугубо фискальной функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса. Налоговая система РФ постоянно продолжает реформироваться, ежегодно в нее вносятся изменения и дополнения. Определены основные направления налоговой реформы на будущее: совершенствование налогообложения субъектов малого предпринимательства, разработка законодательной базы для снижения с 2005 года эффективной ставки единого социального налога; совершенствование администрирования налога на добавленную стоимость; совершенствование системы поимущественных налогов за счет сокращения перечня имущества, относящегося к объекту налогообложения. Теория налогообложения всегда пыталась решить вечный вопрос: что целесообразнее, обеспечить формирование бюджета число фискальными методами или снижением налогов добиваться стимулирования предпринимательской деятельности и расширения налоговой базы. В 70-80 годы ХХ века в западных странах получила распространение бюджетная концепция А. Лэффера. Он исходил из того, что налоговые поступления являются продуктом двух факторов: налоговой ставки и налоговой базы. Рост налогового бремени может приводить к увеличению государственных доходов только до какого-то предела, пока не начнет сокращаться облагаемая налогом часть национального производства. Когда этот предел будет превышен, рост налоговой ставки приведет не к увеличению, а к сокращению доходов бюджета. В связи с этим задачу оживления деловой активности предстоит решать путем облегчения налогового гнета. Снижение ставки налогообложения приводит к росту производства и временному уменьшению поступлений налоговых платежей в бюджет. Повышение роста в производстве без инфляции достигается главным образом умелым маневрированием налоговыми ставками, налоговыми льготами и прогрессивностью налогообложения. Тема 2. Понятия сбора, налога и налогообложения. Обязанность по уплате законно установленных налогов и сборов установлена Конституций РФ (ст. 57). Налоговый кодекс РФ дает следующие определения: · налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. · сбор - это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Согласно ст. 8 НК РФ основными отличительными признака налога являются:
Сущность налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т.е. централизованных финансовых ресурсов. Налоги и займы – два определяющих источника существования любой страны. От их соотношения в значительной степени зависит ее платежеспособность и общее положение в мировом сообществе. В последние годы сформировалась примерно следующая картина налоговых взаимоотношений предприятий промышленности с государством: внешние заимствования – 5, 3%; внутренние заимствования – 21, 2%; неналоговые доходы – 5, 7%; налоговые поступления – 67, 8%. Следовательно, налоги – важнейшая форма аккумуляции денежных средств бюджетом. В России доля налогов примерно соответствует мировым показателям (около 60%). Наибольшую часть составляют поступления от НДС, акцизов, налога на прибыль, а с учетом таможенных платежей доля в бюджете составляет около 80%. С середины 80-х гг. ХХ века наметились повсеместно либерализация систем подоходного налога. Основной путь – снижение налоговых ставок с одновременным расширением налогооблагаемой базы и сокращением льгот. В 80-е – начало 90-х гг. ХХ в. ведущие страны мира провели налоговые реформы, направленные на ускорение накопления капитала и стимулирования деловой активности. Это нашло выражение в снижении ставок корпорационного налога. В результате проведенных налоговых реформ наметились две важные тенденции фискального реформирования: 1) одна группа стран (США, Англия, Япония и др.) сделали акцент на преобразовании прямого налогообложения; 2) страны – члены ЕЭС основные усилия направили на повышение значения косвенного налогообложения. С середины 80-х гг. ХХ в. наметились и динамично развиваются еще два направления: по гармонизации налоговых систем и гармонизации налоговой политики. Тенденции гармонизации охватывают: основные показатели налоговых систем, налоговое право разных стран, проблемы международного двойного налогообложения и налогообложения инвестиционной деятельности.
|