Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные пределы доз
Примечания: * Допускается одновременное облучение до указанных пределов по всем нормируемым величинам. ** Относится к дозе на глубине 300 мг/см2. *** Относится к среднему по площади в 1 см2 значению в базальном слое кожи толщиной 5 мг/см2 под покровным слоем толщиной 5 мг/см2. На ладонях толщина покровного слоя — 40 мг/см2. Указанным пределом допускается облучение всей кожи человека при условии, что в пределах усредненного облучения любого 1 см2 площади кожи этот предел не будет превышен. Предел дозы при облучении кожи лица обеспечивает непревышение предела дозы на хрусталик от бета-частиц. Требования «Норм» не распространяются на источники излучения, создающие при любых условиях обращения с ними: – индивидуальную годовую эффективную дозу не более 10 мкЗв; – индивидуальную годовую эквивалентную дозу в коже не более 50 мЗв и в хрусталике не более 15 мЗв; – коллективную эффективную годовую дозу не более 1 чел.-Зв, либо когда при коллективной дозе более 1 чел.-Зв оценка по принципу оптимизации показывает нецелесообразность снижения коллективной дозы. Требования «Норм» не распространяются также на космическое излучение на поверхности Земли и внутреннее облучение человека, создаваемое природным калием, на которые практически невозможно влиять. В отношении всех источников облучения населения следует принимать меры как по снижению дозы облучения у отдельных лиц, так и по уменьшению числа лиц, подвергающихся облучению, в соответствии с принципом оптимизации. Ограничение облучения населения осуществляется регламентацией или контролем следующих параметров: · радиоактивного загрязнения объектов окружающей среды (воды, воздуха, пищевых продуктов и т.п.); · радиационной безопасности технологических процессов, которые могут привести к загрязнению радионуклидами объектов окружающей среды; · доз облучения, полученных при проведении медицинских диагностических и лечебных процедур; · техногенно-повышенного фона, обусловленного строительными материалами, химическими удобрениями, сжиганием органического топлива и т.п.; В соответствии с законом Республики Беларусь «О радиационной безопасности населения» одним из элементов обеспечения радиационной безопасности населения является создание и эффективное функционирование единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения, в рамках которой осуществляется контроль и учет индивидуальных доз облучения населения при проведении медицинских рентгенологических исследований. Этот вид радиационного воздействия определяет более 40–50 % дополнительно к фоновому облучению населения. В ст. 15 Закона «О радиационной безопасности населения» указано, что при медицинском облучении не должны превышаться установленные нормативы, должны использоваться средства защиты пациентов, врач должен проинформировать пациента о дозе облучения и возможных последствиях, пациент имеет право отказаться от медицинских рентгенорадиологических процедур. Эти положения находят дальнейшее развитие в 10 главе НРБ-2000 и 23 главе ОСП-2002. В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь «О единой государственной системе контроля и первичного учета индивидуальных доз облучения» организация контроля и первичного учета индивидуальных доз облучения при проведении рентгенологических исследований осуществляется администрацией лечебного учреждения. Во избежание необоснованного переоблучения пациентов рекомендуются допустимые контрольные уровни для трех категорий обследуемых, нуждающихся в рентгенологической помощи разной степени. В зависимости от цели и показаний к проведению рентгенодиагностических исследований выделяют три категории пациентов: АД, БД, ВД. Отнесение обследуемых лиц к той или иной категории определяет индивидуальную предельную дозу, устанавливаемую по значению эффективной дозы. Категория АД — пациенты, которым рентгенодиагностические исследования назначаются в связи с наличием или подозрением онкологического заболевания, а так же в ургентной практике (травмы, кровотечения и др.). Для этой категории дозовый контрольный уровень рекомендован таким образом, чтобы облучение не могло вызвать непосредственных лучевых поражений. Категория БД — пациенты, которым рентгенодиагностические исследования проводятся по клиническим показаниям с целью установления (уточнения) диагноза или выбора тактики лечения при заболеваниях неонкологического характера. Для этой категории дозовый контрольный уровень рекомендован в 10 раз ниже, чем для категории АД, для предотвращения риска появления стохастических (соматических и генетических) последствий облучения. Категория ВД — пациенты, которым рентгенодиагностические исследования проводятся с профилактической целью, а также периодические исследования после радикального лечения по поводу злокачественных опухолей. В категорию ВД также включены группы риска: работающие во вредных условиях, связанных с воздействием ионизирующих излучений, с предопухолевыми заболеваниями (фиброаденоматоз, лейкоплакия и др.). Величины дозовых контрольных уровней, рекомендуемых для пациентов при рентгенодиагностических исследованиях представлены в таблице 2. Таблица 2
Допускается многократное обследование пациентов в течение года при условии, что суммарное значение эффективной дозы не превысит рекомендуемого контрольного уровня для данной категории. Рентгенодиагностические исследования не проводятся (за исключением жизненных медицинских показаний) женщинам, относящимся к категориям БД и ВД в период установленной или возможной беременности и детям до 15 лет, относящимся к категории ВД. Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСП-2002) являются документом, регламентирующим требования по защите людей от вредного радиационного воздействия при всех условиях облучения от ИИИ, на которые распространяется действие НРБ-2000. Выполнение требований ОСП-2002 обеспечивает непревышение установленных основных пределов доз. ОСП-2002 регламентируют требования к обеспечению радиационной безопасности персонала и населения при эксплуатации техногенных и природных ИИИ и радиационных авариях. В частности: · требования к размещению и проектированию радиационных объектов, зонированию территорий; · правила организации работ с закрытыми и открытыми источниками ионизирующих излучений; · правила обращения с радиоактивными веществами и отходами; · требования к дезактивации помещений и оборудования; · мероприятия по предупреждению и ликвидации радиационных аварий; · правила использования средств индивидуальной защиты и личной гигиены; · порядок проведения радиационного контроля. Основные требования безопасности при работе с источниками ионизирующего излучения зависят от типа используемого на предприятии источника: закрытый или открытый ИИИ. Закрытый источник — радионуклидный источник излучения, устройство которого исключает поступление содержащихся в нем радионуклидов в окружающую среду в условиях применения и износа, на которые он рассчитан. Кроме радионуклидных источников к закрытым ИИИ относят устройства, генерирующие ионизирующее излучение (например, рентгеновский аппарат). При работе с закрытыми ИИИ человек подвергается только внешнему облучению. Открытый источник — радионуклидный источник излучения, при использовании которого возможно поступление содержащихся в нем радиоактивных веществ в окружающую среду. При работе с открытыми ИИИ возможно загрязнение окружающей среды и попадание радионуклидов внутрь организма, поэтому человек подвергается не только внешнему, но и внутреннему облучению. Все работы с открытыми радиоактивными веществами подразделяются на три класса. Класс работ устанавливается в зависимости от: · степени радиационной опасности нуклида как потенциального источника внутреннего облучения (по степени радиационной опасности в зависимости от минимально значимой активности нуклиды делятся на четыре группы — А, Б, В, Г); · фактической активности источника на рабочем месте. Классом работ определяются требования к размещению, набору и оборудованию помещений, в которых проводятся работы с открытыми источниками. Наиболее жесткие требования по обеспечению радиационной безопасности предъявляются для помещений с первым классом работ. Все объекты, использующие ИИИ, находятся на учете в органах Государственного санитарного надзора и МЧС Республики Беларусь (департамент по ядерной и радиационной безопасности – Госатомнадзор). Радиационный дозиметрический контроль (контроль за соблюдением допустимых уровней облучения и индивидуальный дозиметрический контроль) проводится службой радиационной безопасности, либо специально выделенным лицом. Радиационному контролю подлежат: – радиационные характеристики источников излучения, выбросов в атмосферу, жидких и твердых радиоактивных отходов; – радиационные факторы, создаваемые технологическим процессом на рабочих местах и в окружающей среде; – радиационные факторы на загрязненных территориях и в зданиях с повышенным уровнем природного облучения; – уровни облучения персонала и населения от всех источников излучения, на которые распространяется действие НРБ-2000.
Основными контролируемыми параметрами являются: – годовая эффективная и эквивалентная дозы; – поступление радионуклидов в организм и их содержание в организме для оценки годового поступления; – объемная или удельная активность радионуклидов в воздухе, воде, продуктах питания, строительных материалах и других; – радиоактивное загрязнение кожных покровов, одежды, обуви, рабочих поверхностей; – доза и мощность дозы внешнего излучения; – плотность потока частиц и фотонов. При радиационных авариях нормы не должны применятся. При этом, учитывая опыт аварии на ЧАЭС, аварийные нормы смягчены в НРБ-2012- для населения с 5 мЗв/ год до 30 мЗв/год, для персонала с 20 мЗв/год до 50 мЗв/год. Облучение персонала Повышенное облучение аварийных работников выше установ- ленного дозового предела 50 мЗв не допускается, кроме случаев: -с целью спасения жизни или предотвращения серьезного поражения; при осуществлении действий, направленных на предотвращение возникновения серьезных детерминированных эффектов, и действий, направленных на предотвращение возникновения катастрофических условий, которые могут оказать значительное воздействие на людей и окружающую среду; -при осуществлении действий, направленных на предотвращение вы- сокой коллективной дозы.
Облучение населения
В случае возникновения аварии должны быть приняты практи- ческие меры для восстановления контроля над источником излучения и сведения к минимуму доз облучения, количества облученных лиц, радио- активного загрязнения окружающей среды, экономических и социальных потерь, вызванных радиоактивным загрязнением. При радиационной аварии или обнаружении радиоактивного загрязнения ограничение облучения осуществляется защитными меропри- ятиями, применимыми, как правило, к окружающей среде и (или) к чело- веку. Эти мероприятия могут приводить к нарушению нормальной жизне- деятельности населения, хозяйственного и социального функционирова- ния территории, т.е. являются вмешательством, влекущим за собой не только экономический ущерб, но и неблагоприятное воздействие на здо- ровье населения, психологическое воздействие на население и неблаго- приятное изменение состояния экосистем. Поэтому при принятии реше- ний о характере вмешательства (защитных мероприятий) следует руко- водствоваться следующими принципами: предлагаемое вмешательство должно принести обществу и, прежде всего, облучаемым лицам больше пользы, чем вреда, т.е. уменьшение ущерба в результате снижения дозы должно быть достаточным, чтобы оправдать вред и стоимость вмешательства, включая его социальную сто- имость (принцип обоснования вмешательства); форма, масштаб и длительность вмешательства должны быть опти- мизированы таким образом, чтобы чистая польза от снижения дозы, т.е. польза от снижения радиационного ущерба за вычетом ущерба, связанно- го с вмешательством, была бы максимальной (принцип оптимизации вмешательства).
Ситуация существующего облучения Решение о переходе к ситуации существующего облучения принимается правительством или уполномоченным им органом государ- ственного управления по предложению Национальной Комиссии Белару- си по радиационной защите. Требования, относящиеся к ситуациям существующего облу- чения, применяются к: облучению, обусловленному радиоактивным загрязнением территорий остаточным радиоактивным материалом, образовавшимся в результате: деятельности в прошлом, которая никогда не была под регу- лирующим контролем или которая была охвачена регулирующим контро- лем, но не в соответствии с требованиями настоящих Норм; ядерной или радиационной аварийной ситуации после объ- явлений об окончании ситуации аварийного облучения; облучения от предметов потребления, включая пищевые про- дукты, корма для животных, питьевую воду и строительные материалы, которые содержат радионуклиды, поступившие из остаточного радиоак- тивного материала облучению от естественных (природных) источников, вклю- чая: 222Rn, 220Rn и их дочерние продукты, на рабочих местах кро- ме тех, для которых облучение, обусловленное другими радионуклидами в цепочках распада урана или тория, контролируется как ситуация планиру- емого облучения, в жилищах и в других зданиях с высокими коэффициен- тами заполнения лицами из населения; радионуклиды естественного происхождения, независимо от концентрации активности, в предметах потребления, включая пищевые продукты, корма для животных, питьевую воду, сельскохозяйственные удобрения и вещества, улучшающие или мелиорирующие почву, и строи- тельные материалы, а также остатки, присутствующие в окружающей сре- де; концентрация активности ни одного из радионуклидов цепочек распада урана или тория не превышает 1 Бк/г или концентрация активности 40К не превышает 10 Бк/г; облучение экипажей воздушных судов и космических лета- тельных аппаратов вследствие воздействия космического излучения. Допустимое значение эффективной дозы, обусловленной сум- марным воздействием природных источников излучения, для населения не устанавливается. Снижение облучения населения достигается путем установления системы ограничений на облучение населения от отдельных природных источников излучения. В случае облучения, обусловленного присутствием радона, ти- пы ситуаций, включаемые в число ситуаций существующего облучения, будут включать облучение на рабочих местах, когда облучение от радона не является необходимым для выполнения данной работы или непосред- ственно связанным с ней и когда можно ожидать, что годовые средние концентрации активности, связанные с 222Rn, превысят референтный уро- вень, Такие меры включают восстановительные меры, например, удаление или уменьшение источника, вызывающего облучение, а также другие более долгосрочные защитные меры, такие как ограничение ис- пользования строительных материалов, ограничение потребления пище- вых продуктов и ограничение землепользования или доступа к территори- ям или зданиям. В ситуациях существующего облучения, не подпадающих под юрисдикцию уполномоченного органа государственного управления, пол- номочиями по осуществлению мер по обеспечению защиты и безопасно- сти может быть наделен другой соответствующий компетентный орган, такой как орган здравоохранения.
|