Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Политическая ситуация в мире в 1990-е гг. – начале XXI в.
Цели: 1) показать новую модель мира – однополярность; 2) проанализировать факты, которые характеризуют окончание холодной войны; 3) выделить основные цели и направления внешней политики России. Опора на пройденный материал: знать основные вехи международных отношений в предшествующие периоды, особенно период начала холодной войны, а также внешнеполитические устремления США в 1990 г. - начале ХХI в. (материал 9 класса). Основные понятия: однополюсный мир, многополярный мир.
На рубеже 1980-1990-х гг. произошло коренное изменение геополитической карты мира. Именно в этот период, по мнению большинства историков, завершается холодная война, которая приводит к ликвидации биполярной системы международных отношений. Выделим основные факты, которые подтверждают этот тезис (по ходу изложения этого материала можно использовать доску, изобразив модель международных отношений, которая сложилась к концу 1940-х гг. – смотри тему 9 класса «Итоги второй мировой войны» и на этой схеме отображать все указанные изменения): - 1989 г. – революции в европейских странах социализма и приход к власти после свободных демократических выборов сторонников западных стандартов; - 9 ноября 1989 г. – разрушена Берлинская стена, которая была олицетворением раскола Европы и мира; - декабрь 1989 г. – встреча Дж. Буша – старшего и М.С. Горбачева на острове Мальта, на которой они заявили, что холодная война завершилась; - 3 октября 1990 г. – объединение Германии на базе западных стандартов; - ноябрь 1990 г. – Парижская встреча в верхах, была принята Хартия для новой Европы, в которой отмечалось, что эра конфронтации и раскола закончилась; - январь-февраль 1991 г. – совместные действия стран против агрессии Ирака в отношении Кувейта (август 1990 г.); - июнь-июль 1991 г. – ликвидация Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского договора; - декабрь 1991 г. – распад Советского Союза; - июнь 1992 г. – государственный визит Президента России Б.Н. Ельцина в США, подписана Хартия российско-американского партнерства и дружбы, которая фактически определяла, что страны отказываются от идеологического раскола мира. Таким образом, модель международных отношений, которая существовала с конца 1940-х гг., рухнула и возник однополярный мир с доминирующей ролью США. По мнению многих специалистов, первые десятилетия ХХI в. пройдут под знаком доминирования в мире США. Это будет определяться следующими обстоятельствами: - во-первых, США контролируют основные международные инструменты влияния на мировую экономику – Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Всемирная торговая организация; - во-вторых, эта страна является главной мировой лабораторией массовой культуры, происходит «американизация» образа жизни в других странах и тем самым США расширяют и упрочивают свое влияние; - в-третьих, преобладающая военная мощь США, это подтвердили две войны США против Ирака (1991 г. и 2003 г.) и война против Югославии (1999 г.). Эта страна имеет самые большие военные расходы – более 340 млрд. долл. в год, следующие за ним страны Япония и Китай имеют военные расходы в пределах 40-50 млрд. долл.; - в- четвертых, США являются признанным лидером блока НАТО; - в-пятых, США производят почти 21 % валового внутреннего продукта современного мира; - в-шестых, США доминируют в информационной сфере. На базе этих обстоятельств у США начинает проявляться комплекс «самонадеянности силы». В начале ХХI в. США стали руководствуются новой внешнеполитической доктриной. Ее суть: США принимают самостоятельные решения и осуществляют самостоятельные превентивные действия в том случае, если ими самостоятельно выявляется угроза для американской безопасности (доктрина унилатерализма). Единственная страна, которая может составить конкуренцию США – Китай. - Имеет мощную армию. - Проводит независимую внешнюю политику. - Идет ускоренное экономическое развитие. - Увеличивается численность населения. Что касается России, то, по мнению ученых, в течение ближайших 20 – 30 лет она не сможет выйдет на ведущие позиции в мире. Ее экономические показатели не могут говорить о преимуществах, но существуют и позитивные моменты для России: - Мощный ядерный потенциал. - Множество энергоносителей, огромный сырьевой экспорт (30 % ресурсов планеты). - Самая большая территория. - Очень образованный и выносливый народ. - Сохраняется и передается память о великом прошлом. Но есть факторы, которые могут изменить ситуацию в мире и привести к формированию многополярного мира: 1. США не в состоянии играть роль единого организующего центра: а) не хватает мощи, происходит медленное, но неуклонное понижение удельного веса США в мировой экономике. Доля США в мировом производстве сокращается (в 1950 г. ВВП США составляла 27%, а к 2003 г. снизилась на 6%); б) США начинает терять моральный авторитет на мировой арене, это связано с тем, что в области внешней политики сильно стали ощущаться национальный эгоизм, двойные стандарты. Определенный урон авторитету США нанесло силовое решение косовской (1999г.) и иракской (2003 г.) проблем. 2. Против однополярного мира активно выступает целый ряд стран (Китай, Индия, Россия, Германия, Франция). Для иллюстрации этого тезиса можно привести следующие факты: В апреле 1997 г. Президент России Б. Ельцин и Председатель КНР Цзян Цзэминь подписали в Москве Совместную декларацию, в которой провозгласили главную цель внешней политики двух стран – формирование многополярного мира. В октябре 2000 г. во время визита Президента России В. Путина в Индию была подписана Декларация о стратегическом партнерстве, в которой указывалось, что две страны исходят из убеждения в необходимости построения многополюсной структуры мира на основе суверенного всех государств и народов.
Дадим определение многополярного мира – это система международных отношений, которая характеризуется множественностью центров силы. Далее следует остановиться на проблемах, которые возникли в результате изменений в мире. 1. Проблема нераспространения ядерного оружия. 2. Распад многонациональных государств. 3. Появление новых “центров силы” на международной арене. 4. Обострение между промышленно развитым Севером и отсталым Югом. 5. Региональные конфликты. В завершении урока выделим основные положения, связанные с внешней политикой России. В основу внешнеполитической доктрины нашей страны после появления суверенной России в 1991 г. были положены следующие принципы: - недопустимость ядерной войны как средства достижения политических, экономических, идеологических, каких бы то ни было целей; - поиск путей к всеобщей безопасности на основе политических решений, взаимовыгодных соглашений и компромиссов; - признание за каждым народом права выбора собственного пути социального развития; - учет собственных национальных интересов и уважение интересов других государств; - создание наилучших внешних условий, благоприятствующих укреплению территориальной целостности нашей страны; - отход от конфронтации, развитие равноправных, взаимовыгодных, партнерских отношений с бывшими противниками по холодной войне; - необходимость поддержки реинтеграционных процессов на территории бывшего СССР, в первую очередь в экономической области (48, с.119-120); 28 июня 2000 г. Президент России В. Путин утвердил Концепцию внешней политики Российской Федерации, в которой определялась стратегия современной России на мировой арене. Разработанная Концепция определила главные цели внешней политики России, методы их претворения в жизнь. В документе говорится: «Высшим приоритетом внешнеполитического курса России является защита интересов личности, общества и государства. В рамках этого процесса главные усилия должны быть направлены на достижение следующих основных целей: 1. Обеспечение надежной безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, которые в наибольшей степени отвечают интересам Российской Федерации как великой державы, как одного из влиятельных центров современного мира. 2. Воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка, строящегося на общепризнанных нормах международного права, включая, прежде всего цели и принципы Устава ООН, на равноправных и партнерских отношениях между государствами. 3. Поиск согласия и совпадающих интересов с зарубежными странами и межгосударственными объединениями в процессе решения задач, определяемых национальными приоритетами России, строительство на этой основе системы партнерских и союзнических отношений, улучшающих условия и параметры международного взаимодействия. В данном документе указывается, что трансформация международных отношений, прекращение конфронтации и последовательное преодоление последствий холодной войны, продвижение российских реформ существенно расширили возможности сотрудничества на мировой арене. Сведена к минимуму угроза глобального, ядерного конфликта. В то же время в международной сфере зарождаются новые вызовы и угрозы национальным интересам России. Усиливается тенденция к созданию однополярной структуры мира при экономическом и силовом доминировании США.. Россия будет добиваться формирования многополярной системы международных отношений, реально отражающей многоликость современного мира с разнообразием его интересов. Гарантия эффективности и надежности такого мироустройства — взаимный учет интересов». Наряду с определением общих целей международной политики России, утвержденный президентом РФ документ содержит характеристику приоритетных направлений отечественной внешней политики. «Россия, — подчеркнуто в документе, — выступает за дальнейшее снижение роли фактора силы в международных отношениях при одновременном укреплении стратегической и региональной стабильности. В этих целях Российская Федерация: 1. Будет неукоснительно выполнять взятые на себя обязательства по действующим договорам и соглашениям в области ограничения и сокращения вооружений и участвовать в разработке и заключении новых договоренностей, отвечающих как ее национальным интересам, так и интересам безопасности других государств. 2. Подтверждает неизменность своего курса на участие совместно с другими государствами в предотвращении распространения ядерного оружия, других видов оружия массового уничтожения, средств их доставки; 3. Намерена и далее содействовать региональной стабильности путем участия в процессах сокращения и ограничения обычных вооруженных сил, а также применения мер доверия в военной области. 4. Считает международное миротворчество действенным инструментом урегулирования вооруженных конфликтов и выступает за укрепление его правовых основ в строгом соответствии с принципами Устава ООН. 5. Рассматривает как важнейшую внешнеполитическую задачу борьбу с международным терроризмом, способным дестабилизировать обстановку не только в отдельных государствах, но и в целых регионах». Хотя Концепция основное внимание, естественно, уделяет процессам формирования в XXI в. нового миропорядка, важнейшим глобальным проблемам, но в ней есть и рад конкретных указаний на заинтересованность России в развитии отношений с теми или иными отдельными государствами. В Концепции говорится: «Приоритетным направлением внешней политики России является обеспечение соответствия многостороннего и двустороннего сотрудничества с государствами — участниками Содружества Независимых Государств. Главной целью российской внешней политики на европейском направлении является создание стабильной и демократической системы общеевропейской безопасности и сотрудничества.. Реально оценивая роль Организации Североатлантического договора (НАТО), Россия исходит из важности сотрудничества с ней в интересах поддержания безопасности и стабильности на континенте и открыта для конструктивного взаимодействия... Взаимодействие с государствами Западной Европы, в первую очередь с такими влиятельными, как Великобритания, Германия, Италия и Франция, представляет собой важный ресурс для отстаивания Россией своих национальных интересов в европейских и мировых делах, для стабилизации и роста экономики России... Российская Федерация готова к преодолению значительных трудностей последнего времени в отношениях с США, сохранению создававшейся на протяжении почти 10 лет инфраструктуры российско-американского сотрудничества. Несмотря на наличие серьезных, в раде случаев принципиальных разногласий, российско-американское взаимодействие является необходимым условием улучшения международной обстановки и обеспечения глобальной стратегической стабильности... Важное и все возрастающее значение во внешней политике Российской Федерации имеет Азия, что обусловлено прямой принадлежностью России к этому динамично развивающемуся региону, необходимостью экономического подъема Сибири и Дальнего Востока... Одним из важнейших направлений российской внешней политики в Азии является развитие дружественных отношений с ведущими азиатскими государствами, в первую очередь с Китаем и Индией... Российская Федерация выступает за устойчивое развитие отношений с Японией, за достижение подлинного добрососедства, отвечающего национальным интересам обеих стран» (24). Таким образом, данный документ носит программный, директивный характер для МИД РФ и всех других внешнеполитических организаций, участвующих в развитии сотрудничества России с зарубежными странами. После ознакомления с основными положениями этого документа можно, используя два пособия автора (30, 31), рассмотреть конкретные шаги нашего руководства по реализации в жизнь Концепции внешней политики РФ. Задание. Закончите высказывание. Приведите не менее трех вариантов окончания фразы: Историки и политологи утверждают, что мир в 1990-х гг. перестал быть двухполюсным вследствие... Вывод: За последние 10-15 лет мир кардинально изменился: завершилось биполярная конфронтация СССР и США, мир стал однополярным, в котором доминирующие позиции заняли США.
|