Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мир после второй мировой войны
Цели: 1) подвести итоги второй мировой войны и охарактеризовать ее уроки; 2) рассказать о новой биполярной расстановке сил на международной арене; 3) обратить внимание учащихся на факты существования между союзниками разногласий по проблемам послевоенного устройства; 4) проанализировать позиции Великобритании, СССР и США по вопросу о будущем Германии и дать оценку принятым решениям. Опора на пройденный материал: знания материала по истории второй мировой войне за 11 класс и знание материала по итогам второй мировой войны за 9 класс. Основные понятия: коалиционные правительства, гегемонизм, гонка ядерных вооружений, ракетно-ядерное оружие.
2 сентября 1945 г. завершилась вторая мировая война. Выделим основные аспекты послевоенной ситуации: 1. Произошло общее ослабление позиций западного мира. Если до второй мировой войны шесть стран Запада (Великобритания, Франция, Германия, Италия, США, Япония) играли активную роль в мировой политике, то после войны наблюдается следующая ситуация: Германия – потерпела сокрушительное поражение в войне, ее фактически нет в мировой политике, она не представляет какой-либо силы, у нее даже нет своего правительства. Италия – поражение в войне привело к резкому упадку ее влияния на мировую политику. Англия – экономическое ослабление. Франция – в годы войны была оккупирована, на ее территории велись боевые действия, потеряла международную роль. Япония – оккупирована американскими войсками. США – укрепила свои позиции. Какие факторы этому способствовали? Вспомним материал 9 класса по теме «итоги второй мировой войны». США стали единоличным лидером западного мира: их экономическая, социальная и политическая модель, система ценностей и культура стали активно внедряться во все регионы мира. Доминирующая роль США в западном мире продолжалась до конца 1950-х гг. Таким образом, после второй мировой войны произошло ослабление ведущих стран Запада, за исключением США. 2. Укрепление позиций СССР. Какие факторы этому способствовали? Вспомним материал 9 класса по теме «итоги второй мировой войны». Таким образом, происходит резкое укрепление позиций СССР, растет его политическое влияние в мире (в 1940 г. СССР имел дипломатические отношения с 29 странами, в 1945 г. – с 51 государством). 3. В Азии и Африке происходит подъем освободительного движения (2, с.158, 160). В ходе войны в мировой экономике и политике значительно возросла роль развивающихся и колониальных стран. Этот факт, а также японская агрессия в Азии привели к началу деколонизации в странах Востока. Получили независимость: Вьетнам, Бирма, Индонезия, Филиппины. В этом регионе начинается активный процесс освобождения от зависимости. Вновь возникшие страны начинают выходить на арену мировой политики (СССР и США пытаются привлечь их на свою сторону). 4. В мире возникает широкое движение за глубокие социально-экономические и политические изменения. В общественном сознании происходит сдвиг влево, все больше и больше людей встают на позиции левых партий, в том числе на позиции коммунистов. Можно предложить учащимся заполнить следующую таблицу: Таблица 21 Ситуация в освобожденной Европе – (выделяем восточную и западную часть)
Можно предложить составить таблицу по отдельным странам, но это будет очень сложно для учащихся и это можно сделать только с привлечением дополнительного материала. Особо следует выделить, что в 1944-1947 гг. практически во всех странах Европы у власти находились коалиционные правительства, в состав которых входили партии антифашистского толка (2, с. 146-149, 151-153, 155-156). 5. В международных отношениях возник новый фактор – гонка ядерных вооружений. Прежде дадим определение «гонка вооружений». Это наращивание вооружений, к которому прибегают две или более страны с целью достигнуть безопасности и защиты друг от друга. Было создано оружие нового поколения – оружие массового поражения (ядерное, химическое, бактериологическое). Первыми атомную бомбу создали США, а в 1949 г. СССР создал свою ядерную бомбу, разрушив монополию США на это оружие. В 1952 г. была создана водородная бомба, а затем появился новый класс вооружений – ракетно-ядерные (в том числе межконтинентальные баллистические ракеты с ядерными боеголовками). 6. В мире возникло огромное число экономических проблем. Особенно в Европе накапливается огромное количество этих проблем: разруха, беженцы, недостаток продовольствия и сырья.
Главное, что необходимо было сделать после войны: урегулировать послевоенные проблемы, победителям необходимо было проводить согласованную политику. Мир зависел от позиции двух стран: США и СССР. И эти две страны нашли точки соприкосновения, начинается этап их плодотворного сотрудничества. Выделим основные послевоенные проблемы и проанализируем, как они решались: 1. Германская проблема. Здесь следует рассмотреть следующий аспект: - сравнить ее разрешение с тем, как ее решали после первой мировой войны. Можно предложить учащимся заполнить таблицу по германской проблеме: Таблица 22
Используя учебник Л.Н. Алексашкиной (2, с.161) можно подискутировать на тему: Кто виновен в расколе Германии. 2. Создание новой международной организации (2, с.155). Создание Организации Объединенных Наций - желательно использовать Устав ООН, из которого следует зачитать основные цели этой организации. После этого можно обсудить с учащимися насколько эти цели были реализованы, а также сравнить деятельность ООН с деятельностью Лиги Наций. Можно предложить учащимся следующий тест. Отметьте основные цели и принципы деятельности ООН (19, с.311): а) поддержание международного мира и безопасности; б) подавление актов агрессии; в) исключительно моральное осуждение актов агрессии; г) осуществление международного сотрудничества в различных сферах; д) осуществление международного сотрудничества исключительно в политической сфере; е) суверенное равенство всех членов; ж) исключительные права и полномочия СССР, Великобритании, США; з) право вмешательства во внутренние дела стран мира в целях урегулирования любых кризисных ситуаций; и) право вмешательства во внутренние дела стран мира исключительно в целях поддержания мира; к) высшим органом ООН является Генеральная Ассамблея; л) высшим органом ООН является Совет Безопасности; м) постоянно действующим органом ООН является Генеральная Ассамблея; н) постоянно действующим органом ООН является Совет Безгласности; о) право Совета Безопасности применять санкции против агрессора; п) принятие решений в Совете Безопасности большинством голосов участников; р) принятие решений в Совете Безопасности единогласно; с) принятие решений в Совете Безопасности единогласно всеми его постоянными членами; т) постоянными членами Совета Безопасности являются Россия, США, Англия; у) постоянными членами Совета Безопасности являются Россия, США, Англия, Франция, Германия; ф) постоянными членами Совета Безопасности являются Россия, США. Англия, Франция, Китай. Курсивом обозначены правильные ответы.
3. Договоры победителей с союзниками Германии. (2,. с. 154). Здесь предполагается широкое использование атласов и карт. В помощь учителю: Таблица 23
|