Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Соотношение двух моделей экономического развития стран Запада в ХХ в.






 

Основные понятия Социально-ориентированная модель (неолиберализм) – левая модель Неоконсервативная модель – правая модель
Отношение государства к экономическим процессам Активное вмешательство государства в экономические процессы; регулирование и регламентация государством правил игры на рыночном поле Минимальное вмешательство государства в экономические процессы, предоставляется широкая свобода предпринимательству
Отношение государства к вопросам собственности Национализация определенной доли частной собственности, существование довольно значительного государственного сектора (15-35 %) Приватизация государственной собственности, доля которой сокращается до минимума
Налоговая политика Высокие налоги Низкие налоги
Социальная политика Правительство принимает широкие программы социальной поддержки самых различных слоев населения, увеличивает ассигнования на просвещение, здравоохранение и другие сферы; предоставление человеку гарантий со стороны государства Свертывание ряда социальных программ; основной принцип – работающий человек должен обеспечить себя, свою семью и свою старость сам, а государственный патернализм распространяется только на нищих, инвалидов, больных и обездоленных

 


В помощь учителю:

Более усложненная схема 19 « Соотношение двух моделей экономического развития стран Запада в ХХ в.»предложена в приложении.

Отметим, что в каждой из стран Запада есть сторонники той или иной модели экономического развития. Следовательно, придя к власти, они реализуют свои концепции в конкретные дела.

Можно предложить таблицу 13 по ведущим странам Запада: США, Великобритания, Германия, Франция. Учитель называется страну, а учащиеся указывают основные партии этого государства, которые придерживаются разных концепций, используя пособия автора (30, 31).

Таблица 13

Страна Сторонники социально-ориентированной модели Сторонники неоконсервативной модели
США Демократическая партия Республиканская партия
Великобритания Лейбористская партия Консервативная партия
Германия Социал-демократическая партия Германии Христианско-демократический союз / христианско-социальный союз (ХДС/ХСС)
Франция Французская социалистическая партия Объединение в поддержку республики (ОПР), Союз за французскую демократию СФД)

 

Если проследить процесс развития передовых стран Запада после первой мировой войны, то мы заметим, что происходила постоянная смена этих двух экономических моделей.

Рассмотрим схему 20 приложения «Смена моделей экономического развития в странах Запада в ХХ в.», вспомнив схему 4 приложения.

Комментарий к схеме.

Особо следует выделить годы первой мировой войны (1914 – 1918 гг.), когда в политике правительств Запада появляются элементы регулирования экономикой. Это время ускоренного развития государственно-монополистического капитализма, то есть именно в эти годы начинают проявляться некоторые черты левой модели. После окончания войны подобная тенденция сохраняется, но к ней добавляется очень важный элемент – под давлением широких народных выступлений правящие круги большое внимание начинают уделять социальным проблемам.

В 1920-1921 гг. страны Запада были поражены экономическим кризисом, что заставило правящие круги пересмотреть свой курс. И на вооружение берется правая модель, которая позволяет передовым странам благополучно вступить в период стабилизации (1924-1929 гг.). Очень показательно в этом плане события США. На президентских выборах в 1920 г. победу над кандидатом от демократов одерживает представитель республиканской партии У. Гардинг, ставший президентом в марте 1921 г.

Мировой экономический кризис, наступивший в 1929 г., заставил правящие круги Запада вновь переосмыслить свои экономические концепции и отказаться от принципов неоконсервативной модели. В начале 1930-х г. популярным становятся лозунги социально-ориентированной экономики, и как следствие появление «нового курса» Ф. Рузвельта в США. В этом же направлении проводится экономическая политика А. Гитлера в Германии, политиков шведских социал-демократов, а также правительств Народного фронта во Франции и Испании. Конечно, в каждой стране эти изменения имели свои особенности, свои национальные черты, но основное направление – это усиление роли государства в экономической жизни государства.

Данная модель благополучно проработала до начала 1970-х г., расширив свою зону влияния на ряд других стран. Но 1970-е гг. – это десятилетие, когда страны Запада встретились с целым рядом экономических, финансовых, энергетических и политических проблем. Стало очевидным, что необходима смена курса.

В 1979 г. в Великобритании к власти приходят консерваторы во главе с М. Тэтчер, в 1981 г. президентом США становится республиканец Р. Рейган, с 1982 г. правительство ФРГ возглавляет лидер ХДС/ХСС Г. Коль. Что сближает этих политиков? Все они в своей экономической деятельности руководствуются идеями неоконсервативной модели. В эти годы появляются такие понятия, как «рейганомика», «тэтчеризм», которые являются ее разновидностью.

В начале 1990-х гг. в странах Запада в экономическом развитии произошел спад, что привело к тому, что новые политики (Б. Клинтон - США, Т. Блэр - Великобритания, Г. Шредер - Германия, Л. Жоспен - Франция) начинают проводить новый курс – берут лучшее у каждой из двух моделей и идут по т.н. «третьему пути».

Особо следует сказать о развитии нашего государства и стран Центральной и Юго-Восточной Европы. После первой мировой войны в нашей стране были определенные аналогии с развитием стран Запада. В 1917 г. большевики, став во главе государства, проводят преобразования в духе именно социально-ориентированной модели. В 1921 г. – это год начало новой экономической политики, для которой характерен отказ от жесткого экономического регулирования. На рубеже 1920-1930-х гг. в СССР происходит свертывание новой экономической политики, и страна переходит на путь широкого вмешательства государства в экономику. Начинается коллективизация сельского хозяйства, принимается первый пятилетний план. А вот в 1970-е г. наша страна, да и наши союзники по системе социализма, с изменениями, которые произошли на Западе, не спешили, хотя именно в эти годы у нас стали проявляться первые симптомы экономического неблагополучия.

Пройдет определенный период времени, и в странах бывшего социалистического лагеря, в том числе и в России, начнется переход на неоконсервативную модель: Польша в 1990 г., Венгрия, Чехословакия, Болгария, Румыния в 1991 г., Россия в 1992 г.

Сравнив эти два варианта экономического развития стран, указав на общие и различные черты, отметим, что главное в них – это признание всеми странами принципов государственного регулирования экономики как необходимого дополнения к рыночному.

3. Рассматривая территориальные итоги, выделим распад ряда государств и появление новых государств (используем таблицу 1 темы «Итоги первой мировой войны» - 9 класс). Показываем на карте эти государства.

Далее указываем на раскол мира по горизонтали и по вертикали (используем доску), подчеркиваем, что главный раскол – это раскол по горизонтали: победители – побежденные. Немалое внимание на этом уроке необходимо уделить созданию Версальско-Вашингтонской системы (2, с. 65-67).

Особое внимание следует уделить отношению немцев к Версальскому договору (2, с. 70) и об этом следует сказать гораздо больше и шире, т.к. это позволит учащимся лучше осознать последующие события в самой Германии, да и политику западных держав по отношению к ней в последующие годы.

Раскол мира по горизонтали – Советская Россия – остальной мира. Почему он произошел? Посмотрим отношение стран Запада к позиции большевиков (противоречивость декрета о мире, отказ Советской России воевать, национализация иностранной собственности, отказ платить долги, угроза мировой революции).

4. Политические последствия – вспомним существующую партийно-политическую систему в странах Запада (см. схему 3 приложения): к этому времени доминировали следующие политические течения: консервативное, либеральное и социалистическое (2, с. 26-28). Все эти течения занимали центристские позиции, либо чуть правее или левее центра. После первой мировой войны появляются радикальные политические силы – крайне левые – коммунисты (2, с. 64-65, следует обратить внимание на вопрос 3 на с. 67), а также крайне правые – фашисты и нацисты (о них будем говорить на следующих уроках).

Выделим еще одно последствие – ХХ век еще называют веком масс. Почему? (см. 2, с. 73). Это связано, прежде всего, с расширением избирательного права.

Выводы:

1) первая мировая война – это самая важная веха в истории ХХ в.;

2) это точка отсчета нового исторического периода – новейшей истории.

Страны Запада в 20-30-е гг. Исторический выбор: демократия,

тоталитаризм, авторитаризм (первый вариант)

Цели:

1) объяснить выбор различных моделей развития и дать представление о демократическом, тоталитарном и авторитарном режимах;

2) указать процесс трансформации демократических режимов на примере США;

3) рассмотреть причины установления тоталитарного режима в Германии;

4) сравнить три типа политических режимов.

Опора на пройденный материал:

вспомнить итоги первой мировой войны для Германии (9 и 11 классы), вспомнить «Новый курс» Ф. Рузвельта (9 класс) и нацистский режим в Германии (9 класс), вспомним понятие «тоталитаризм».

Основные понятия:

авторитаризм, демократия.

Даем характеристику тоталитарных режимов (экономика, политика, идеология, партийно-политическая система) и рассматриваем на примере отдельных стран: Германия (2. с. 82-87), Италия (2. с. 64).

Германия после первой мировой войны – формирование демократического режима (принятие Веймарской конституции) – очень сильны позиции центристов (левые радикалы значительно ослаблены после событий января 1919 г., правые радикалы еще не сформировались организационно). Отвечаем на вопросы 1 – 5, 8 и выполняем задания 1 (2, с. 90), 3 (2, с. 91), 4 (2, с. 92).

Пути формирования авторитарных режимов на примере Венгрии:

выделяем три важные даты:

16 октября 1918 г. - власть у центристов, своей бездеятельностью они себя дискредитировали;

23 марта 1919 г. - приход к власти левых радикалов, их политика вызвала у большинства населения отторжение (2 – можно использовать задание 2 на с. 68);

1 августа 1919 г. - выход из предшествующих проблем – установление жесткого режима, который опирается на армию, установление авторитарного режима (см. 2, с. 87-88).

Даем характеристику демократических режимов (экономика, политика, идеология, партийно-политическая система) и рассматриваем на примере отдельных стран: США (2, с. 74-76, вопрос 3 на с. 78 и задание 2 на с. 79-80), Франции (2, с. 76-77, задание 4 на с. 81).

Изучив главу Х, сделаем сравнение ситуации в области культуры в тоталитарных и демократических обществах (2, с. 101 – 112, вопросы 5 и 6 на с. 113).

Вывод:

В данный период произошло формирование трех типов политических режимов.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал