Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Итоги и последствия первой мировой войны






 

  Послевоенные проблемы Пути решения существующих проблем Влияние произошедших процессов на ХХ в. Конкретные проявления этих изменений и в каких странах
Социальные Революционный подъем: демонстрации, восстания, революции Правительства больше внимания начинают уделять социальной поддержки населения Формируется социальная политика в странах Запада «Новый курс» Ф. Рузвельта в США, Народный фронт во Франции
Экономические Экономический спад, распад финансовой системы, разрыв торгово-экономических связей Правительства усиливают регулирующую роль государства в экономике Формируется две модели экономического развития: социально-ориентированная и консервативная, которые сменяют друг друга на протяжении всего ХХ в. США, Великобритания, Франция, Германия, Италия и т.д.
Территориальные Распад Австро-Венгрии и России, появление новых государств, унижение Германии Версальский и Вашингтонский договоры Возникает раскол мира по горизонтали (победители и побежденные) и по вертикале (Советская Россия (СССР) –остальной мир) Вторая мировая война, холодная война
Политические Рост радикализма в ряде стран Запада, расширение избирательного права Появление и рост влияния фашистского, нацистского и коммунистического движений Возникновение тоталитарных и авторитарных режимов, трансформация демократических режимов Германия, Италия, Венгрия, Польша, Испания, Португалия, Румыния и т.д.

 

Кроме того, отметим, что на предыдущем уроке в качестве домашнего задания учащимся предлагалось посмотреть по учебникам «Новейшая история» для 9 и 11 классов материал, связанный с развитием США и Германии в межвоенный период. Можно использовать учебники: Л.Н. Алексашкиной (1; 2), А.А. Кредера (27) и учебник под редакцией О.С. Сороко-Цюпы (36). Для лучшего усвоения понятий, связанных с политическими режимами, учитель может рекомендовать учебники «Введение в обществознание» под ред. Л.Н. Боголюбова (8) и Л.Н. Боголюбова «Человек и общество» (5).

После рассмотрения содержания таблицы особо выделим политические последствия войны. Мы видим, что наряду с демократическими режимами, которые начали формироваться еще в предшествующие эпохи, после первой мировой войны возникают еще два типа режимов: тоталитарный и авторитарный.


А теперь определим три проблемы, которые нам следует решить:

Первая - почему в первой половине ХХ в. происходит трансформация демократических режимов?

Вторая - почему возникли два новых типов политических режимов – тоталитарный и авторитарный?

Третья - найдем характерные черты, которые отличают друг от друга эти три типа режимов?

Но прежде чем начать рассмотрение этих проблем, дадим определение политическому режиму.

Политический режим – это совокупность методов, способов, приемов и средств осуществления власти в данном государстве.

Начинаем с анализа демократического режима. Прежде всего, вспомним слова А. Линкольна, президента США в 1861-1865 гг.: «демократия – это правление народов, избранное народом и для народа».

Вопрос: Как Вы думаете, что главное в этом высказывании?

Ответ: Главная мысль: источник власти – народ. Да и само слово «демократия» с греческого переводится как «власть народа».

Таким образом, демократия – это способ функционирования политической системы, организации общественной жизни, основанной на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных и общественных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод.

Вопрос: В каких странах после первой мировой войны были демократические режимы? Назовите страны и покажите их на карте.

Ответ: Франция, США, Великобритания, Швеция, Норвегия, Дания, Голландия, Бельгия, Германия.

Укажем, что по форме правления это разные страны: республики и монархии.

А теперь выделим некоторые наиболее характерные черты демократических режимов:

Итак, вновь обратимся к уже рассмотренному понятию: главный источник власти – народ. И именно от этого понятия начнем анализ этого режима.

В демократических государствах существуют единые правовые нормы, которые провозглашают и гарантируют личные, политические, социально-экономические и культурные права и свободы граждан. Особо выделим право на обладание частной собственности и ее неприкосновенность от внесудебной конфискации.

Если мы обратимся к современным конституциям ряда стран Запада, то увидим, что в них права и свободы граждан изложены в первых главах этого важнейшего документа государств (Конституции Италии 1947 г., ФРГ 1949 г., Испании 1976 г. и т.д.).

Вторая характерная черта - многопартийность, что означает наличие в партийной системе государств политических партий, как стоящих на почве существующего строя, так и отрицающих его, но действующих в рамках конституции. Партии функционируют в странах свободно, если они не подрывают демократических основ общества.

Подчеркнем очень важный момент, что именно партии выражают интересы отдельный категорий населения, то есть вновь отметим, что народ через поддержку тех или иных партий реализует свои устремления.

Третья характерная черта тесно связана со второй - свободные многопартийные выборы, т.е. борьба партий за власть, которую формирует народ путем всеобщих, равных и прямых выборов при тайном голосовании.

Четвертое - ограничение роли государства, которое раньше рассматривалось как потенциальный источник угрозы правам и свободам граждан, то есть происходит расширение демократических свобод.

Еще выделим такой момент: чтобы предотвратить злоупотребления властью в демократических странах реализуется принцип разделения властей, т.е. создание трех независимых друг от друга ее ветвей: законодательной, исполнительной и судебной. Ее классический вариант существует в США. Еще один момент - произошло разделение полномочий центральной власти и органов местного самоуправления.

Можно назвать еще целый ряд черт, которые характеризуют демократические режимы, но оставим это на самостоятельную работу дома.

Отметим, что в межвоенный период происходит эволюция демократических режимов. Это связано с появлением целого ряда проблем в экономической и политической сферах.

Вопрос: Какие проблемы мы можем выделить в этот период, и с какими событиями они связаны?

Ответ: Первая мировая война, экономические кризисы 1920-1921 гг. и 1929-1933 гг. Кроме того, в 1920-е гг. растет влияние монополий на жизнь общества, что подрывает основы свобод граждан.

Все эти проблемы приводят к коррективам демократических режимов.

Для понимания этого суждения вспомним материал учебников по новейшей истории и обществознанию и подумаем, что предпринимают демократические правительства стран Запада для разрешения возникших проблем и, прежде всего экономических.

В первую очередь, обратимся к истории США в 1930-е гг. и «новому курсу» Ф. Рузвельта, который вносит коррективы в экономическую и социальную жизнь общества.

В «новом курсе» Ф. Рузвельта можно выделить две стороны:

Первая: усиление регулирующей роли государства в экономике.

Вопрос: Приведите конкретные примеры этого явления.

Ответ: НИРА - Закон о восстановлении национальной промышленности, ААА - Закон о регулировании сельского хозяйстваи т.д.);

Вторая сторона политики Ф. Рузвельта: усиление роли государства в социальной сфере, которое выразилось в двух направлениях:

а) помощь самым разным категориям населения через введение различных пособий и выплат;

б) попытки найти компромиссы между предпринимателями и рабочими, если между ними возникают конфликты.

Предполагается, что учащиеся вместе с учителем дадут развернутую характеристику указанных законов, а также проиллюстрируют конкретными примерами деятельность Ф. Рузвельта, используя школьные учебники (5, с.84-85; 5, с. 75-76, 79-80; 10, с. 113-118; 13, с. 39-42; 11, с. 116-119).

А теперь вспомним историю XVIII-XIX вв.

В любой демократической стране роль государства в экономической и социальной сферах была незначительной. Когда мы говорили о характерных чертах демократических режимов, мы выделяли, что главное – это свобода, а в деятельности Ф. Рузвельта мы видим вмешательство государства в экономику и социальную сферу.

А разве это не ограничивает свободы. Это отход от демократии или нет? Нужен ли был этот курс?

Попытаемся дать ответ на следующий вопрос: «новый курс» Ф. Рузвельта, это мероприятия, которые подрывают устои демократического режима или это меры, которые спасают американскую демократию?

Если мы внимательно проанализируем «новый курс» Ф. Рузвельта, то для нас станет очевидным: все основные демократические основы остались незыблемыми, какого-то ограничения прав и свобод граждан не произошло. Более того, происходит их расширение (27, с. 117).

Таким образом, государство помогает сохранить в обществе демократию и стабильность без ущемления прав и свобод человека и гражданина.

Главная задача «нового курса» Ф. Рузвельта – реформы с целью спасения демократии.

Такие процессы можно было наблюдать и в других демократических странах (Франция, Великобритания, Швеция и т.д.), в которых выросла роль государства, но основы демократии остались незыблемыми.

Но все же вмешательство государства в социально-экономическую жизнь общества может привести к его усилению в политической сфере, а это может иметь самые негативные последствия для этих стран.

И можем привести примеры, когда демократические режимы были ликвидированы и в них были установлены тоталитарные режимы?

Вопрос: Какие это страны?

Ответ: Германия и Италия.

Вопрос: В чем суть тоталитарного режима?

Ответ: Повышение роли государства по многим направлениям.

Но ведь эти тенденции наблюдались во многих странах Запада, но одни страны остались в рамках демократии, а другие встали на путь тоталитарного развития.

Вполне закономерно возникает вопрос: Почему США не перешли к тоталитаризму, а Германия встала на этот путь развития?

Значит, там были особые условия, которые привели к установлению тоталитарного режима.

Учитель вместе с учащимися выявляет причины установления этого режима в данной стране, указывая, что для лучшего понимания этого процесса необходимо вновь обратиться к итогам первой мировой войны для Германии. Для подтверждения этих суждений обращаемся к тексту учебника (1, с. 61-62; 2, с. 66-70 и т.д.).

Вновь отмечаем, что германская нация - это униженная войной нация, и на этой основе в стране широкое развитие получает идеология реваншизма и национализма.

Кроме того, в стране начинается так называемый «разгул демократии», то есть Конституция Германии, которая вступила в силу в 1919 г., создает в стране достаточно либеральный режим, который многими слоями населения отвергается, как режим беспорядка. И в этих условиях зреет тенденция, которая указывает на необходимость прихода к власти сильной личности для наведения порядка в стране.

Особо выделим ухудшение экономического положения населения в связи с экономическим кризисом 1929-1933 гг. В результате этого происходит размывание среднего класса, который всегда является опорой существующего режима. Этот средний класс голосовал в Германии за те партии, которые выступали за стабильность, за сохранение существующих порядков при определенном реформировании тех структур, которые существовали в стране. К этим партиям относились социал-демократы, партия Центра, демократическая партия и т.п.

И еще один аспект необходимо иметь в виду – все эти политические партии в разные периоды докризисного развития страны входили в состав правительства и в них немцы видели главных виновников ухудшения своего материального положения в результате кризиса.

Соответственно в стране становится все больше обездоленных людей, которые расширяют электорат радикальных партий, таковыми в Германии в тот период были национал-социалистическая рабочая партия и коммунистическая партия. Эти партии выступали за немедленную ликвидацию существующего порядка вещей и выступали за создание нового общества, в котором будут решены все существующие в этот период проблемы.

Таким образом, в стране возник кризис существующей политической власти и это можно показать схематично, а также с помощью таблиц, которые приводятся в ряде учебников (2, с. 90).

Вспомним материал 9 класса (схемы 5 и 6 приложения) в теме: Основные пути выхода из экономического кризиса 1933-1939 гг. (Германия).

После этого составим более подробную схему 21, предложенную в приложении.

Таким образом, к власти в стране могли придти либо коммунисты, либо нацисты. И мы знаем, что в данных условиях представители крупной буржуазии Германии делают ставку на нацистов.

В связи с достаточно сложной политической ситуацией в Германии, можно вновь обратиться к США, в которой сама партийно-политическая система является гарантом стабильности. Речь идет о двух политических партиях страны – демократической и республиканской, которые являются сторонниками существующего режима и они попеременно находятся у власти, что стабилизирует ситуацию в стране.

Значит, лучшая политическая система – это двухпартийная система, когда выбор идет не между левыми, правыми и центристами, а между левоцентристами и правоцентристами. Такая партийно-политическая система в настоящее время существует, кроме США, в Великобритании, ФРГ, Франции и в ряде других стран Запада.

Бесспорно, еще одной причиной установления тоталитарного режима в Германии является отсутствие демократических традиций, что сильно влияет на умонастроения населения. Кроме указанных причин можно выделить еще ряд других, которые учащиеся выявляют с помощью учебников.

И следствием всего этого является назначение 30 января 1933 г. президентом Германии П. Гинденбургом А. Гитлера канцлером страны, после чего начинается процесс формирования тоталитарного режима.

При наличии времени учитель вместе с учениками, используя материал учебников, выделяет характерные черты этого режима (1, с. 91-95; 2, с. 85-87; 36, с. 111-112).

Можно отметить следующий факт: ХХ в. дал два варианта тоталитаризма: «правый» (фашизм, национал-социализм) в Германии и Италии и «левый» в СССР.

Приведем таблицу, в которой выделяются их отличия (16, с. 114):

Таблица 15

 

«Левый тоталитаризм» «Правый тоталитаризм»
Провозглашает приоритет рабочего класса Провозглашает приоритет нации, расы, этноса
Идеологическую основу составляет марксизм-ленинизм Идеологическую основу составляет расизм, национализм
Основополагающая идея – равенство, построение коммунизма Одна из основополагающих идей – идея биологического неравенства людей, народов
Доминируют классовые ценности Доминируют националистические ценности

 

Можно также предложить следующий тест:

Отметьте черты тоталитарных идеологий:

а) безусловное уважение традиционных общественных институтов;

б) признание насилия как основного средства для достижения цели;

в) стремление к огосударствлению общественной жизни;

г)утверждение индивидуалистических ценностей;

д) утверждение коллективистских ценностей;

е ) отрицание возможности достижения идеального обществен­ного устройства;

ж) провозглашение главнейшей целью построение идеального общества;

з )стремление направить или исправить ход исторического про­цесса;

и) приверженность традиционным христианским ценностям;

к ) культивирование образа врага;

л) отрицание либеральных прав и свобод;

м) признание демократии идеальной формой политического уст­ройства;

н)признание монархии идеальной формой политического уст­ройства;

о) стремление к милитаризации всей жизни общества;

п)пацифизм;

р) создание культа вождя;

с)признание человеческой жизни высшей ценностью;

т) отрицание абсолютного характера моральных требований;

у) стремление подчинить экономику интересам государства;

ф)признание незыблемости принципа экономической свободы;

х ) стремление к подчинению жизни людей служению общей идее;

ц) безусловное уважение роли традиционной элиты в жизни об­щества и государства.

Курсивом обозначены правильные ответы.

В этот же период в ряде стран Европы устанавливаются авторитарные режимы (Венгрия – 1920 г.; Болгария – 1923 г.; Испания – 1923 г.; Польша – 1926 г.; Югославия – 1929 г. и т.д.).

Причинами установления данного политического режима можно считать почти те же, что у тоталитарного режима, хотя есть определенные особенности.

Мы с вами не будем рассматривать особенности этих политических режимов. Дома, составляя таблицу, вы попытайтесь на основе изучения этой проблемы в курсе новейшей истории и обществознания охарактеризовать этот режим, сравнивая с другими типами режимов (тоталитарный и демократический).

Особо выделим, что есть такая точка зрения, что переход от тоталитарного режима к демократическому, должен проходить через авторитарный режим. Таким образом, этот режим является как бы средним между демократическим и тоталитарным, следовательно, при анализе его характерных черт можно идти по пути сравнения.

Задание на дом:

Подготовить таблицу, в которой следует отобразить основные принципы, признаки, приемы и способы деятельности трех типов политических режимов. При этом предлагается два варианта задания:

1. Сами учащиеся выделяют необходимые критерии для сравнения и характеризуют их при разных типах режимов (этот подход можно использовать в хорошо подготовленных классах);

2. Учитель выделяет эти критерии, а учащиеся дома заполняют подготовленную таблицу.

На следующем уроке учитель совместно с учащимися уточняет основные элементы таблицы, которая может выглядеть следующим образом.

Таблица 16


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал