![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Осмысление новых подходов к обучению (в частности, различных концепций развивающего обучения) и отмеченные проблемы практической перестройки традиционной
Осмысление новых подходов к обучению (в частности, различных концепций развивающего обучения) и отмеченные проблемы практической перестройки традиционной системы образования требуют новых трактовок и самого принципа преемственности. Поэтому обращение к этому принципу, все чаще встречающееся в педагогической и методической литературе, является в настоящее время весьма актуальным. Только обучение, ориентированное на закономерности целостного становления личности ребенка и формирование его готовности к дальнейшему непрерывному развитию, может быть по-настоящему преемственным и перспективным. На наш взгляд, одним из основополагающих путей решения поставленной задачи, является интеграция в дидактических и методических исследованиях современных представлений о целостности развития человеческой личности и основных положений о соотношении обучения и развития. Такой комплексный интегрированый подход требует использования самой категории «преемственность» в более широком, философском смысле как объективной и необходимой связи этапов развития, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе его определенные качественные моменты. Предложенный подход к рассмотрению преемственности в обучении может быть реализован в следующей последовательности. Вначале объектами рассмотрения становятся специфические проявления преемственности в процессах физиологического, психического, личностного и деятельного развития ребенка. Кроме того, не менее важно систематизировать знания о возрастных возможностях ребенка. Проведенная систематизация позволит последовательно обобщить исследования о формировании и развитии учебно-познавательной деятельности учащегося, адекватной его возрастным особенностям и возможностям; уточнить этапы развития этой деятельности; в соответствии с общими целями образования детализировать промежуточные подцели и разработать содержание обучения на каждом этапе непрерывного образовательного процесса; создать инструменты отслеживания эффективности обучения на каждой конкретной ступени и выработать общие критерии готовности к обучению на последующей ступени. Синтез полученных результатов должен стать основой: проектирования содержания в рамках целостного образовательного процесса; выбора соответствующих выделенным этапам оптимальных форм, методов, средств, траекторий и технологий обучения. Решение этих задач является важнейшей проблемой дидактики и педагогической психологии. Полученные результаты общих психолого-педагогических исследований должны найти свое преломление в специфической индивидуальности школьных учебных предметов и практике обучения, в том числе и по новейшей истории.
|