Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В 1990-е гг. - начале XXI в.






Цели:

1) охарактеризовать общие тенденции социально-экономических и политических преобразований в странах региона.

Опора на пройденный материал:

знания ситуации в отдельных странах этого региона после второй мировой войны (Чехословакия, ГДР, Югославия) – материал 9 класса; знание общей ситуации в этом регионе в послевоенный период (1945-1990 гг.), особенно во второй половине 1940-х гг. - материал 11 класс.

 

Рассмотрение данной темы следует начать с анализа парламентских выборов в этих странах (цифровые итоги выборов смотрите в пособии автора - 30), которые состоялись в первой половине 1990 г. (в Польше выборы прошли в июне 1989 г.).

Общий вывод, который можно сделать по итогам выборов:

а) население отнеслось негативно к социалистической идее;

б) сокрушительное поражение потерпели бывшие коммунистические партии, даже те, которые изменили свое название;

в) победу одержали партии неоконсервативного направления, проповедующие идеологию «рейганомики» и «тэтчеризма».

Далее выделяем три основных направления кардинальных преобразований в этих странах:

1. Политические изменения

В этих странах полагали, что в опоре на достижения западной демократии возможна быстрая, форсированная демократизация. Но быстро выстроить здание современной демократии в развитых формах на не подготовленной почве было очень трудно.

Но тем не менее в течение 1990-х гг. этот регион существенно изменил свой политический и идеологический облик.

Рухнула система власти, господствовавшая более четырех десятилетий. Правившие здесь коммунистические партии либо прекратили свое существование, либо, в значительной степени преобразованные, отошли на второстепенные и даже третьестепенные позиции в политической жизни стран.

Вспомним названия партий, которые играли ведущую роль в этих странах (см. тему «Страны Центральной и Юго-Восточной Европы в 50-60–е гг. – 11 класс), а затем укажем на новые названий этих партий (Венгрия – Венгерская социалистическая партия (ВСП); Румыния – Социалистическая партия труда (СПТ); Югославия – СКЮ распался на республиканские организации; Албания – Албанская социалистическая партия (АСП); ГДР – Партия демократического социализма (ПДС); Польша – Союз демократических левых сил (СДЛС); Чехословакия – сохранилось старое название партии; Болгария – Болгарская социалистическая партия (БСП).

О влиянии этих партий в политической жизни стран можно судить по итогам президентских и парламентских выборов (см. публикации автора – 30, 31).

В государствах Центральной и Юго-Восточной Европы утвердилась представительная демократия (парламентская система), созданы основные механизмы и гарантии демократического правового государства.

В настоящее время во всех странах региона существуют такие атрибуты демократии как свободные выборы, многопартийность, неправительственные общественные организации, относительно независимые средства массовой информации.

Гарантированы ответственность правительства перед парламентом, возможность смены правительств, соблюдение гражданских прав и свобод, защита прав национальных меньшинств.

Наиболее активными субъектами политики являются не бюрократия и исполнительная власть, а политические партии. В ряде стран сформировалась двух-трех партийная политическая система. В качестве примера можно привести ситуацию Венгрии. В этой стране на парламентских выборах в апреле 2002 г. за Венгерскую социалистическую партию и Союз молодых демократов - Венгерскую гражданскую партию проголосовали 90 % всех принявших участие в выборах избирателей.

Вместе с тем, становление и развитие демократии в этих странах на протяжении 1990-х гг. было сложным и неравномерным процессом.

Отсутствует сильное гражданское общество.

Существуют проблемы с общественным контролем над электронными средствами массовой информации, независимостью судей.

Государства находились и находятся на разных стадиях перехода к демократии. Между ними как существовали, так и существуют большие различия в уровне демократизации, стабильности демократической системы, консолидации демократии. Наблюдаются существенные различия между странами в балансе ветвей власти, расстановке политических сил, структуре многопартийных систем. Различаются структуры местного самоуправления.

Хотя странам этого региона еще далеко до западных эталонов, но это уже достаточно " оперившаяся демократия". Становлению западной демократии способствует и стремление стран этого региона стать членами Европейского Союза (ЕС) и Организации Североатлантического договора (НАТО), что заставляет их следовать принятым в развитых государствах демократическим ценностям, нормам и процедурам.

Наибольшие успехи в направлении демократизации достигли Венгрия, Польша, Чехия и Словакия.

Для иллюстрации вышеуказанных изменений по отдельным странам можно использовать пособия автора (30, 31).

2. Экономические преобразования

За десять лет экономических реформ в этих странах произошли кардинальные изменения.

Укажем, что страны этого региона приступили к системной трансформации экономики, имея разные стартовые условия. И это в значительной степени определило достигнутые ими на сегодня результаты. Среди важных различий на старте – накопленный опыт практического реформирования плановой экономики (Венгрия – реформы 1953-1955 гг., 1968 г., 1985 г.; Польша – реформы начала 1970-х гг., 1988-1989 гг.).

Уже на их старте административно-командная система управления, базировав­шаяся на централизованном планировании и материально-техническом снабжении, бы­ла демонтирована, ценообразование стало свободным, внешняя торговля либерализована, хозяйственные субъекты получили право самостоятельно принимать решения, касающиеся всех аспектов своей деятельности.

Затем страны приступили к другим сис­темным преобразованиям: реформированию отношений собственности; формирова­нию хозяйственных субъектов, ориентированных на максимизацию прибыли и способ­ных адекватно воспринимать рыночные сигналы; созданию свойственных современной экономике институтов, обеспечивающих эффективное функционирование рынков то­варов и услуг, труда, капитала и земли; к структурным реформам.

В результате сегодня хозяйственная деятельность в странах Центральной и Юго-Восточной Европы либерализована и экономика имеет откры­тый характер. Присутствие в ней государства резко сузилось, доминирующие позиции занял частный сектор, прошла приватизация собственности.

Таблица 44

Доходы от приватизации собственности (1990-1998 гг.)

Страны Всего млн. долл. На душу населения (долл.)
Венгрия   1252, 8
Польша   214, 1

 

Доля негосударственных предприятий в производстве ВВП составила на начало ХХI в. в Венгрии и Чехии 80%, Албании и Словакии - 75%, Болгарии и Польше - 70%, Румынии и Хорватии - 60%, Македонии и Словении - 55%, Боснии и Герцеговине 35 %.

С самого начала формирование рыночной среды в странах Центральной и Юго-Восточной Европы шло в тесной увязке с рекомендациями международных финансовых организаций, в кредитах которых они нуждались.

И средства от западных стран и банков эти страны получили. За период с 1990 г. по 1999 г. прямые иностранные капиталовложения (в млрд. дол.) в страны Центральной и Юго-Восточной Европы составляли по годам: 1990 г. – 0, 5; 1991 г. – 2, 3; 1992 г. – 3, 1; 1993 г. – 4, 1; 1994 г. – 3, 6; 1995 г. – 9, 2; 1996 г. – 8, 0; 1997 г. – 9, 3; 1998 г. – 14, 2; 1999 г. – 17, 2. Всего - 71, 5 млрд. дол. Наибольшие вложения были сделаны в такие страны, как Венгрия – 19, 6 млрд. долл. и Польша – 20, 4 млрд. дол.

В дальнейшем, после провозглашения цели присоединения к ЕС, ориентиром при изменениях хозяйственного законодательства стали стандарты, заложенные в основу аналогичного законодательства стран Европейского Союза, и требования, предъявляемые им к нормативно-правовой базе стран-соискательниц.

Это объясняет в целом высокую степень проработанности в рыночной ориентированности хозяйственных систем большинства стран Центральной и Юго-Восточной Европы. На их рынках установлены достаточно четкие и прозрачные " правила игры", регулирующие поведение экономических агентов.

Таким образом, парламенты стран сумели за короткий период создать солидную законодательную базу для экономического реформирования.

В частности, сформирована правовая база новых отношений собственности и защиты прав собственников, в том числе, иностранных.

Обеспечена свобода заключения экономических контрактов и созданию конкурентной среды (в том числе посредством антимонопольного контроля).

Обеспечено формирование новых субъектов хозяйственной деятельности (коммерческих банков, товарных, фондовых и валютных бирж, инвестиционных фондов и т.д.).

Налажен эффективный контроль на кредитно-финансовом рынке.

Созданы благоприятные условия для развития и повышения конкурентоспособности малых предприятий за счет эффективных схем кредитования, предоставления налоговых льгот и др.

Выделим проблемы в экономических преобразованиях:

Самой сложной оказалась область институциональных преобразований.

Несмотря на проделанную странами Центральной и Юго-Восточной Европы огромную работу по формированию правовых и нормативных основ функционирования рыночной системы было наивно ожидать, что за десять-двенадцать лет системной трансформации в них возникнуть институты, способные решать в полном объеме те же задачи, что и в развитых рыночных экономиках.

Скромны успехи даже самых наиболее успешно идущих по пути рыночных реформ стран Центральной и Юго-Восточной Европы в развитии фондовых и страховых рынков. Их сегодняшние масштабы здесь несравнимо меньше, эффективность ниже, а выполняемые функции и набор применяемых инструментов уже, чем на Западе.

Недостаточно развита конкурентная среда. Хотя законы о защите конкуренции во всех странах региона почти в точности приняли основополагающие принципы соответствующего законодательства ЕС, на практике барьеры на входе в рынок и выходе из него не сняты, а уровень монополизма значительно выше, чем в странах с развитой рыночной экономикой.

Наиболее слабым звеном остается институт банкротств, являющийся важным инструментом рыночной селекции в развитых экономиках. Он обеспечен во всех странах правовой базой, отвечающей нормам ЕС, однако на практике нигде до сих пор не был активно задействован (кроме неудачной попытки Венгрии в 1992-1993 гг.) особенно в отношении крупных предприятий.

Из-за опасных экономических и социальных последствий массовых банкротств, правительства стремятся не допускать их разорения. В практике борьбы с финансовой несостоятельностью многие страны использовали такие нерыночные методы, как предоставление отсрочек по выплате долгов, списание части из них, выделение новых кредитов и т.п.

В результате и после де­сяти лет системной трансформации во многих странах этого региона продолжают функциони­ровать неконкурентоспособные предприятия, не выполняющие свои обязательства перед поставщиками и кредиторами.

В помощь учителю:

Таблица 45

Динамика производства в 1989-1999 гг. (1989 г. = 100%).

Страны Годы
                   
Валовой внутренний продукт
Болгария 90, 9 83, 3 77, 2 76, 1 77, 5 79, 7 71, 6 66, 6 68, 9 70, 7
Венгрия 96, 5 85, 0 82, 4 81, 9 84, 4 85, 6 86, 8 90, 7 95, 2 99, 4
Польша 88, 4 82, 2 84, 4 87, 6 92, 1 98, 6 104, 5 111, 7 117, 1 121, 8
Румыния 94, 4 82, 2 75, 0 76, 2 79, 2 84, 8 88, 2 82, 8 78, 3 75, 8
Словакия 97, 5 83, 3 77, 9 75, 1 78, 7 84, 2 89, 7 95, 6 99, 8 101, 7
Словения 91, 9 83, 7 79, 1 81, 4 85, 7 89, 3 92, 4 96, 6 100, 4 105, 3
Хорватия 92, 9 73, 3 64, 7 59, 5 63, 0 67, 3 71, 3 76, 2 78, 1 77, 9
Чехия 98, 8 87, 3 86, 9 86, 9 88, 8 94, 1 98, 7 97, 7 95, 5 95, 3
Югославия 92, 1 81, 4 58, 7 40, 6 41, 7 44, 2 46, 8 50, 3 51, 5 41, 6
Все страны 93, 2 82, 9 79, 3 79, 0 82, 1 86, 9 90, 3 92, 2 93, 9 95, 2
  Промышленное производство
Болгария 83, 2 66, 4 54, 2 48, 8 54, 0 56, 4 59, 3 53, 4 46, 6 40, 8
Венгрия 90, 7 74, 1 66, 9 69, 6 76, 3 79, 8 82, 5 91, 7 103, 1 113, 9
Польша 75, 8 69, 7 71, 7 76, 3 85, 5 93, 8 101, 6 113, 3 117, 3 122, 4
Румыния 81, 9 63, 3 49, 4 50, 1 51, 7 56, 6 60, 1 55, 8 46, 4 42, 7
Словакия 94, 0 73, 1 66, 1 63, 6 66, 8 72, 3 74, 2 76, 2 79, 1 76, 4
Словения 89, 5 78, 4 68, 1 66, 1 70, 4 71, 8 72, 5 73, 2 75, 9 75, 6
Хорватия 88, 7 63, 4 54, 2 51, 0 49, 6 49, 7 51, 3 54, 8 56, 8 56, 0
Чехия 96, 6 75, 7 69, 8 66, 1 67, 4 73, 3 74, 8 78, 1 79, 4 76, 9
Югославия 88, 0 72, 5 57, 0 35, 7 36, 2 37, 6 40, 4 44, 2 45, 8 35, 2
Все страны 85, 9 70, 1 62, 8 61, 4 65, 3 70, 2 73, 9 77, 4 78, 0 77, 9

3. Коренным разом изменилась и система внешнеполитических приоритетов этих стран.

В основу внешней политики были положены следующие подходы:

- обеспечение реального суверенитета;

- возвращение в семью европейских государств;

- вывод иностранных войск с национальных территорий;

- переориентация внешнеэкономических связей на Запад;

- поддержка общеевропейского процесса;

- развитие равноправных сбалансированных отношений с СССР.

За прошедшие годы эти страны стали ассоциированными членами ЕС, в мае 2004 г. стали полноправными членами этой организации. Польша, Чехия и Венгрия в 1999 г. вошли в блок НАТО.

В 1991 г. прекратили свое существование СЭВ и ОВД, в этом же году из Венгрии и Чехословакии были выведены советские войска, то есть были ликвидирована Южная группа войск (ее численность – более 60 тыс. солдат и офицеров) и Центральная группа войск (ее численность – более 70 тыс. солдат и офицеров). 17 сентября 1993 г. ликвидирована Северная группа войск (около 45 тыс. человек) в Польше, а 31 августа 1994 г. – Западная группа войск (более 350 тыс. солдат и офицеров) в Германии.

Подведем итоги развития стран этого региона в послевоенный период:

Задание 1. Определите характерные черты развития стран Центральной и Восточной Европы в послевоенный период (19, с.286-287):

1. в 1945 — 1946 гг.

2. в 1947 — начале 1950-х гг.

3. в начале 1950-х — конце 1960-х гг.

4. в 1970-е — конце 1980-х гг.

5. в 1990-х гг. - начале XXI в.:

а) восстановление демократических режимов;

6) восстановление многопартийности;

в) сращивание партийного и государственного аппаратов;

г) отказ от принципа разделения властей;

д) уничтожение крупного частного землевладения;

е) смягчение форм принудительного кооперирования в области сельского хозяйства;

ж) частичное снятие ограничений для мелкого бизнеса;

з) наказание военных преступников;

и) прекращение массовых репрессий, проводимых коммунистическим; правительством, и частичная реабилитация их жертв;

к) массовые чистки и репрессии по примеру СССР;

л) утверждение у власти коммунистических партий и ликвида­ция их политических противников;

м) либерализация цен;

н) строительство социализма по советскому образцу;

о) ускоренная индустриализация, направленная на преимущественное развитие тяжелой промышленности;

п) отстранение от руководства коммунистических партий;

р) либерализация режимов;

с) «оттепель» в сфере идеологии и культуры;

т) появление диссидентов;

у) замена рыночной экономики плановой;

ф) ослабление степени жесткости административного контроля над экономикой;

х) отказ от социалистической модели развития;

ц) восстановление роли рынка в экономике;

ч) коллективизация без национализации земли;

ш) ограничение возродившихся элементов рыночных отношений;

щ) ликвидация свободных рыночных отношений;

ы) демонтаж командно-административной системы;

э) возврат к административным методам руководства экономикой;

ю) национализация всей промышленности;

Ответ: 1 – а, б, д, з,; 2 – в, г, к, л, н, о, у, (ч), щ, ю; 3 – (в), (г), е, ж, и, (н), (р), с, ф,; 4 – (в), (г), (н), т, ш, э; 5 – а, б, м, п, р, х, ц, ы.

Задание 2. Групповая работа. Предлагаем классу таблицу для изучения истории восточноевропейских стран. Класс делится на семь групп. Каждая группа, используя материал, справочную литературу и источники, готовит развернутые ответы на вопросы и предлагает формулировки для фиксации в таблице 46:


Таблица 46

Страна Особенно­сти со­циали­стической модели Роль в экономическй интеграции социалистических стран Членство в СЭВ, ОВД Внешне-политиче­ский курс. Отношения с СССР. Самые известные личности эпохи социа­лизма Выступ­ления против тотали­тарного режима
Болгария                          
Венгрия                          
ГДР                          
Польша                          
Румыния                          
Чехословакия                          
Югославия                          

 

Задание 3 (см. 2, с.213, вопросы 2, 5, 6).

Вывод:

Сегодня это достаточно подвижный, динамичный регион, который успешно реформируется, везде утверждаются и совершенствуются демократические порядки, постепенно отсекаются крайности, радикализм, национализм, хотя ряд проблем, и прежде всего экономических, решены не в полной мере. Внешнеполитическая ориентация этих стран изменилась и они постепенно возвращаются в Европу.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал