Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Динамика отраслевого распределения занятости в ведущих странах Запада в XX В.
Страна
| Сектор
| 1913 г.
| 1950 г.
| 1973 г.
| 1990 г.
|
Великобритания
| I
| 11, 0
| 5, 1
| 2, 9
| 2, 1
| II
| 44, 8
| 47, 6
| 41, 7
| 28, 8
| III
| 44, 2
| 47, 3
| 55, 4
| 69, 1
| Всего
|
|
|
|
|
Франция
| I
| 38, 3
| 27, 8
| 10, 6
| 5, 6
| II
| 33, 2
| 33, 7
| 38, 5
| 29, 6
| III
| 28, 5
| 38, 5
| 50, 9
| 64, 8
| Всего
|
|
|
|
|
Германия
| I
| 34, 6
| 23, 2
| 7, 1
| 3, 7
| II
| 37, 8
| 42, 9
| 46, 6
| 40, 0
| III
| 27, 6
| 33, 9
| 46, 3
| 56, 3
| Всего
|
|
|
|
|
Италия
| I
| 55, 4
| 43, 2
| 18, 3
| 8, 8
| II
| 26, 9
| 32, 1
| 39, 2
| 31, 9
| III
| 17, 7
| 24, 7
| 42, 5
| 59, 3
| Всего
|
|
|
|
|
США
| I
| 32, 3
| 12, 7
| 4, 1
| 2, 8
| II
| 29, 3
| 35, 6
| 32, 3
| 25, 0
| III
| 38, 4
| 51, 7
| 63, 6
| 72, 2
| Всего
|
|
|
|
|
Япония
| I
| 64, 3
| 48, 3
| 13, 4
| 7, 2
| II
| 15, 6
| 22, 6
| 37, 2
| 34, 1
| III
| 20, 1
| 29, 1
| 49, 4
| 58, 7
| Всего
|
|
|
|
| Примечание:
I – аграрный сектор,
II – промышленность и строительство,
III – сфера услуг.
Отметим, что в конце ХХ в. началась информационная революция, которая сделала информацию доступной и массовой для потребления, подобно тому, как промышленная революция сделала доступным и массовым материальные блага. Начало информационной революции относят чаще всего к концу 1980-х гг., а ее широкое развитие происходит в последующее десятилетие.
Целесообразно рассмотреть переход от индустриального к информационному обществу по каждому из приведенных параметров в таблице.
Таблица 38
Параметры
| Индустриальное общество
| Информационное общество
| Общий характер социального устройства.
| Создание национальных государств с четко очерченными границами, возникающими на основе единства экономики, языка и культуры (то есть образование нации).
| Усиление прозрачности национальных границ, а также возрастание влияния наднациональных объединений типа ООН, НАТО, ОБСЕ, СЕ и др., то есть тенденции интегрирования национальных государств в единую социальную суперсистему.
| Характер участия членов общества в управлении его делами.
| Демократическая политической жизни (предоставление населению всеобщего избирательного права, институализация политических партий и др).
| Использование компьютерных технологий в политических компаниях (конференции «он-лайн», голосование с использованием интернета и пр.).
| Господствующий характер экономических отношений.
| Безраздельное господство рыночных и товарно-денежных отношений. Максимальная коммерционализация производства. Стержнем социальных отношений становится частная собственность на капитал.
| Возрастание роли информации (знаний) и обладание ими. Снижение значения частной и возрастание роли интеллектуальной собственности. Глобализация экономики. Появление электронных денег. Постепенное превращение информации в основное средство обмена. Возникновение новой экономической категории «интеллектуальный капитал».
| Структура занятости – 4 сектора, охватывающие все виды профессиональной деятельности:
1. аграрный (сельскохозяйственный);
2. индустриальный;
3. сервисный;
4. информационный (управление, образование и др.).
| Перемещение населения из аграрного сектора в три другие. При этом быстрее всего растет индустриальный.
| Преимущественный рост 3-го и 4-го секторов (сервисного и информационного).
| Характер поселений.
| Быстрый процесс урбанизации: - рост удельного веса городского населения. Повышение социальной роли крупных городов: -как центров культурной и интеллектуальной жизни; - с высокой плотностью социальных контактов; - с интенсивным обменом разнообразной информацией; - с интеллектуализацией социальной жизни.
| Жизнь вне перенаселенных психологически и экологически вредных городов. Внедрение принципа: «ходить на работу, не выходя из дома». Общение с работодателями и клиентами по компьютерным сетям.
| Уровень и масштабы образования. Характер развития научных знаний и роль науки в жизни общества.
| Соединение науки и производства. Массовая грамотность.
| Резкое возрастание значения высшего образования.
|
4. Приватизация, т.е. перевод собственности из государственной в частную
С 1988 г. по 1997 г. в мире от приватизации предприятий правительствами и муниципальными органами получено 242 млрд. долларов:
Крупнейший сектор экономики, где была осуществлена приватизация – это производство и распределение электроэнергии (23 %), а затем телекоммуникации (21 %).
Таблица 39
|