Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Исследования. Адрианова-Перетц В.П. «Слово о полку Игореве» и устная народная поэзия // Адрианова-Перетц В.П
Адрианова-Перетц В.П. «Слово о полку Игореве» и устная народная поэзия // Адрианова-Перетц В.П. Древнерусская литература и фольклор.- Л., 1974.- С. 99-120. Борт Д. - С. Лирический элемент в «Слове о полку Игореве» // «Слово о полку Игореве»: Комплексные исследования.— М., 1988.— С. 38-45. +Гогешвили А.А. Акростих в «Слове о полку Игореве» и других памятниках русской письменности XI—XIII вв.— М., 1991. Дмитриев Л.А. К вопросу об авторе «Слова о полку Игореве» // Русская литература.— 1986.— № 4.— С. 3—24. Еремин И. П. Лекции и статьи по истории древней русской литературы.— Л., 1987.- С. 99-132. Колесов В.В. Ритмика «Слова о полку Игореве» // ТОДРЛ.— Т. 37.— Л., 1983.- С. 14-24. Кусков В. В. Исторические аналогии событий и героев в «Слове о полку Игореве» // «Слово о полку Игореве»: Комплексные исследования.- М, 1988.- С. 62-79. Лихачев Д. С. «Слово о полку Игореве»: Историко-литературный очерк.— М., 1982. Прокофьев Н.И. Функции пейзажа в русской литературе XI—XV вв. //Литература Древней Руси.— М., 1981.- С. 3-18. Ржига В. Ф. Композиция «Слова о полку Игореве» // Древнерусская литература в исследованиях: Хрестоматия.— М., 1986.— С. 205—222. Робинсон А.Н. Солнечная символика в «Слове о полку Игореве» // «Слово о полку Игореве»: Памятники литературы и искусства XI— XVII вв.- М., 1978.- С. 7-58. Рыбаков Б.А. Петр Бориславич. Поиск автора «Слова о полку Игореве».— М., 1991. Стеллецкий В. И. К вопросу о ритмическом строе «Слова о полку Игореве» // Русская литература.— 1964.— № 4.— С. 27—40. Тимофеев Л.И. Ритмика «Слова о полку Игореве» // Русская литература.- 1963.- № 1.- С. 88-104. Франчук В.Ю. 1) Посольские отчеты Петра Бориславича // Исследования по древней и новой литературе.— Л., 1987.— С. 229—233; 2) Автор «Слова о полку Игореве» по данным языка // Русская речь.— 1995.— №6.-С. 75-78
Занятие 5 Жанр хождений в древнерусской литературе Вопросы и задания 1. Назовите основные признаки жанра, хождений. 2. Какие типы хождений по содержанию выделяют исследователи? Как соотносятся документальное и художественное начала в хождениях? 3. Каковы особенности образа повествователя в хождениях? Соотношение типичного и индивидуального, различия в облике повествователей разных типов хождений. 4. Как отражаются эстетические представления авторов в путевых очерках (пейзаж, портрет, описания архитектурных сооружений)? 5. Своеобразие системы тропов в хождениях. Место и роль сравнений, эпитетов, метафор в повествовании. 6. Историческое развитие жанра и системы изобразительно-выразительных средств в нем.
Литература Данилов В.В. О жанровых особенностях древнерусских хождений // ТОДРЛ. М.; Л., 1962. Т. 18. С. 21-37. Малышева Т.Н. Эволюция художественных средств паломнических хождений XII — первой половины XVIIIв.: Автореф. дис.... канд. филол. наук. М., 1998. Опарина А.А. «Хождение» Трифона Коробейникова (историко-литературная основа и проблемы текстологии): Автореф. дис.... канд. филол. наук. М., 1997. Прокофьев Н.И. «Хождение» как жанр в древнерусской литературе // Вопросы русской литературы (Учен. зап. МГПИ им. Ленина). М., 1968. Т. 288. С. 3—24; Русские хождения XII—XV вв. //Литература Древней Руси и XVIII века (Учен. зап. МГПИ им. Ленина). М., 1970. Т. 363. С. 3 — 235; Язык и жанр: Об особенностях языка древнерусских хождений // Рус. речь. 1971. № 2. С. 16—25; Функция пейзажа в русской литературе Х1-ХУ вв. //Литература Древней Руси. М., 1981. С. 5-6, 16—17; Хождение: путешествие и литературный жанр // Книга хождений. Записки русских путешественников XI—XV вв. М., 1984. С. 5—20; Литература путешествий XVI—XVII вв. // Записки русских путешественников XVI—XVII вв. М., 1988. С. 5—20. Травников С.И. Писатели петровского времени. Литературно-эстетические взгляды. М., 1989.
Занятия 6 Жанр житий в древнерусской литературе Вопросы и задания 1. Характеристика жанра жития. Разновидности и агиографический канон. 2. Формирование жанра в XI в. Какие характерные для жанра черты композиции, изображения героев, стиля проявляются в «Сказании о Борисе и Глебе» и «Житии Феодосия Печерского»? Черты раннего психологизма в памятниках. 3. «Житие Александра Невского» как новая разновидность житийного жанра. Причины ее возникновения. Совмещение признаков жанра жития и воинской повести в произведении. 4. Своеобразие житий, написанных Епифанием Премудрым. 1) «Житие Стефана Пермского»: а) в чем отличие типа главного персонажа и приемов его изображения от более ранних житий? б) своеобразие сюжета и композиции произведения. Новые композиционные элементы в житии; в) повествователь и способы выражения его отношения к герою; г) стилистические приемы «плетения словес» (синонимы и все типы повторов, эпитеты, метафоры, сравнения, символика, риторические приемы и ритмические средства). Причины появления этого стиля и его истоки в домонгольской литературе. «Житие Сергия Радонежского»: а) история текста; б) элементы традиционной житийной формы и биографические черты в изображении Сергия; в) своеобразие композиции произведения; г) стилистика жития, новый подход к использованию стиля «плетения словес». Литература
Скрипиль М.О., Еремин И.П. Житийная литература XI—XIII вв.
Занятие 7 Эволюция жанра житий в бытовую повесть 17 века «Повесть о Юлиании Лазаревской» Вопросы и задания 1. Проследите черты жанра житий, проявляющиеся в памятнике XVII в. «Повесть о Юлиании Лазаревской». Какие нарушения жанрового канона позволяют считать это произведение биографической повестью? 2. Чем отличается агиобиография от биографии? Подберите отрывки из рассмотренных текстов, которые помогли бы вам объяснить на уроке в школе, что такое житие.
|