Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общие понятия квалиметрии. Квалиметрический анализ.
Качество - это совокупность свойств объекта потребления, обусловливающих возможность удовлетворения им требований потребителей в соответствии с назначением объекта. Объектом потребления, применительно к задачам медицины и здравоохранения может быть либо материальный объект (оборудование медицинского назначения, здание ЛПУ и т.д.), либо совокупность условий, в которых находится человек (производственных, рекреационных, при пребывании в ЛПУ), либо услуга (медицинское обслуживание, транспорт). В общем, объект потребления, - это все, что используется человеком. И только с этой, потребительской, точки зрения может быть определено качество объекта. В настоящем разделе объектом потребления является результат действия и совокупность оказываемых услуг ЛПУ. Качество материального объекта медицинского назначения или же медицинской услуги не существует объективно. Содержание, вкладываемое в это понятие и способ измерения качества, вытекают из желаний определенной категории лиц, - потребителей, предъявляющих одинаковые требования к объекту или услуге. Потребитель - отдельный человек или группа лиц, предъявляющих к объекту оценивания одинаковые требования. Существует понятие основного потребителя, - той группы людей, для использования которыми предназначается объект. Так, основным потребителем, допустим, колясок для перевозки не ходячих пациентов являются сами пациенты. Но с позиций производителя основным потребителем является медицинский персонал, т.к., медперсонал, работающий в отделении, ежедневно по несколько раз имеет дело с посадкой и высадкой больных, поэтому именно его требования по удобству пользования должны быть учтены в первую очередь. Кроме того, именно медперсонал, а не пациенты, закупает эти коляски и это уже означает (для производителя), что он является основным потребителем. Приступая к разработке методики оценивания качества объекта, необходимо составить и привести в специальном документе перечень потребителей объекта, обосновать выбор основного потребителя и с его позиций производить разработку. Количественная мера качества - количественное выражение уровня удовлетворенности потребителя проявлением свойств, составляющих качество, в оцениваемом объекте. Свойство - первичное, не определяемое понятие. Свойства выражают в одном или нескольких показателях, причем последние имеют шкалы измерения, что и позволяет, в конечном счете, перейти к количественной оценке качества. Свойства подразделяют на простые и сложные. Простые свойства раскрывают один показатель, который может быть измерен статистически, инструментально или экспертно. Сложные свойства непосредственно измерить нельзя, их для этого следует разделить на более простые - «декомпозировать». Совокупность менее сложных свойств, на которые непосредственно раскладывают сложное свойство, называют единичными (а также частными или отдельными). Все остальные показатели, рассчитываемые по единичным признакам, называют комплексными. Из большего количества показателей, характеризующих качество объекта, в окончательном расчетном алгоритме комплексной оценки качества используют лишь некоторые, называемые определяющими. Потребительские свойства - это те свойства, которые удовлетворяют потребности основного потребителя. Свойства, существенные для других групп потребителей, называют техническими. Квалиметрический анализ технологического процесса - совокупность операций с экспертами и данными инструментальных и статистических измерений на объектах, связанных с анализируемым технологическим· процессом, приводящих к выявлению факторов (причин) влияющих (положительно или отрицательно) на качество услуги или продукции, производимой с помощью этого процесса. Квалиметрическое прогнозирование - все методы прогнозирования, приводящие к получению сведений о качественных изменениях в будущем, касающихся объекта прогнозирования: требований потребителей, изменений технологии, организационных или экономических преобразований и т. п. Как правило, прогноз качественных изменений сопровождается их количественными характеристиками, - оценками сроков, масштаба преобразований и т. п.
|