Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Перевод В. Набокова 4 страница






Урок 76. «И в любви нет покоя, и она движется все куда-то вперед, вперед... „как вся жизнь“...» 8

«Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы ее выражения в романе.

Автор не случайно проводит своего героя через испытание любовью. Он проверяет его на способность к высшей человеческой ценности, считая, что это не только чувство влюбленности одного человека в другого, но и отношение к миру.
Урок может быть организован в форме семинара. Для этого следует объединить школьников в рабочие группы.
Группа 1. Обломов и Захар: любовь-вражда.
1. Проанализируйте разговор Обломова и Захара (часть I, глава VIII) со слов «Обломов быстро приподнялся и сел на диване...» до слов «...у меня поважнее есть забота».
2. Докажите, что Обломов и Захар как братья-близнецы, которые один без другого просто существовать не могут, и рабство их взаимно.
3. Есть мнение, что Захар — карикатура на своего барина. Подтвердите или опровергните эту точку зрения. Как в образе Захара выражается авторская позиция по отношению к Обломову?
Группа 2. Обломов и Штольц: любовь-дружба.
1. Проанализируйте эпизод последней встречи Обломова и Штольца из романа И. А. Гончарова «Обломов» (часть IV, глава IX) со слов «Обломов тихо погрузился в молчание и задумчивость...» до слов «...оперся руками на стол и закрыл лицо руками».
2. Почему перед встречей Обломова и Штольца автор описывает «неопределенное, загадочное состояние» Обломова? Какой смысл при этом выявляется?
3. Какими способами рисует Гончаров нравственные позиции Обломова и Штольца? Как разрешается конфликт между героями в конце эпизода? На чьей стороне автор?
Группа 3. Обломов и Ольга: любовь-любовь.
1. Проанализируйте диалог Обломова и Ольги Ильинской из романа И. А. Гончарова «Обломов» (часть II, глава VII). Какой конфликт лежит в основе диалога Обломова и Ольги? Как изменяется психологическое состояние героев к концу эпизода? Какими способами автор изображает это изменение? Какой смысл заключен в том, что в диалоге почти нет слов автора?
2. Докажите, что в Ольге интегрированы «чувство» и «дело». Почему она не может любить Обломова, не мечтая изменить его?
3. Какой символический смысл приобретает в отношениях Обломова и Ольги такая деталь, как «восточный халат» Обломова? Что погубили в Обломове Ольга и Штольц?
Группа 4. Обломов и Пшеницына: измена высоким идеалам?
1. Проследите, как шел процесс сближения Обломова с Агафьей Пшеницыной (часть IV, глава I). Чем она привлекла Обломова?
2. Отношения с Пшеницыной «развенчивают» Обломова или поэтизируют его образ? Попытайтесь найти подтверждение каждой точке зрения.
3. Докажите, что жизнь с Пшеницыной стала для героя обретением желанной точки покоя. Почему именно дом Пшеницыной помог Обломову полностью раскрыть лучшие качества своей души?
Итоговые вопросы для обсуждения
1. Кто из героев наиболее достойно прошел испытание любовью?
2. Было ли возможно счастье Ольги и Обломова? За что она полюбила героя?
3. Действительно ли «идеал его жизни осуществился» в доме Пшеницыной?
4. Верите ли вы в «вечность» счастья Ольги и Штольца?
5. Как в драматических отношениях героев романа отразилось нигилистическое восприятие культурных ценностей патриархальной России? Почему это мешает развитию России новой?
6. Как в романе символически отразился конфликт «отцов» и «детей»?
7. Почему нельзя абсолютизировать приоритет жизни «ума» над жизнью «сердца»?
Итог урока. Любовь есть смысл жизни для Обломова и — шире — для каждого человека. Но она не должна перерастать в диктат одного над другим, сохраняя самоценность духовного мира каждого человека.

Уроки 77—78*. «Обломов — это не только расчеты со своим временем и определенным социальным укладом, но и обнажение великой тайны жизни... Это произведение обязывает к долгим и сложным раздумьям человека над собой» 9

Роман «Обломов» в русской критике: оценка романа Н. А. Добролюбовым, Д. И. Писаревым, А. В. Дружининым. «Обломовщина» как общественное явление. И. А. Гончаров как литературный критик.

«Золотое сердце» или «русская лень»? Так далеко разошлись оценки главного героя романа Гончарова в критике.
Урок должен помочь сопоставить разные точки зрения на роман и образ главного героя, уточнить, скорректировать восприятие учащихся. Двойственностью характера главного героя объясняются противоположные суждения о нем первых критиков романа.

Два «лица» Обломова

«Золотое сердце» «Русская лень»
Честность, совестливость, добросердечие, кротость, стремление к идеалам, мечтательность, поэтичность, доброта Инфантильность, безволие, неспособность к действию, апатичность, медлительность, нерешительность

Список положительных и отрицательных черт Обломова, названных школьниками, можно продолжить. Это даст им возможность понять, что Обломов — сложный образ, отражающий сложность и противоречивость русского национального характера.
Работа на уроке может быть организована в группах, каждая из которых прокомментирует точку зрения одного из литературных критиков.
Группа 1. Н. А. Добролюбов. «Что такое обломовщина»?
1. Почему Добролюбов считает главными пороками Обломова его нравственное рабство, барство и неумение работать?
2. С каким чувством изображены автором эти черты Обломова?
3. Подтвердите текстом правомерность обеих позиций.
Вывод. Н. А. Добролюбов рассматривал характер Обломова с позиций революционеров-демократов. Он видит его последним в ряду «лишних людей» и обличает «обломовщину» как общественный порок. Но он увидел только одну сторону характера героя — его социальную несостоятельность, тогда как сам Гончаров рисует образ Обломова более многозначным: вневременным, «вечным», лиричным, общечеловеческим.
Группа 2. Д. И. Писарев. «„Обломов“. Роман И. А. Гончарова».
1. Какие противоречивые, взаимоисключающие черты характера Обломова видит Писарев?
2. Прав ли критик, объясняя двойственность характера Обломова неизбежностью переходной эпохи от старорусской жизни к европейской?
3. Показал ли Гончаров в романе, что таких людей, как Обломов, «нужно жалеть», потому что они «жертвы исторической необходимости»?
Вывод. В критических взглядах Д. И. Писарева заметна резкая смена отношений к образам романа «Обломов»: от положительных оценок до резкого неприятия.
Группа 3. А. В. Дружинин. «„Обломов“. Роман И. А. Гончарова».
1. Прав ли Дружинин, что «нежная, любящая натура Обломовых вся озаряется через любовь»? Подтвердите свои мысли текстом.
2. Какой смысл вкладывает критик в такую оценку: «...он любезен нам, как чудак, который в нашу эпоху себялюбия, ухищрений и неправды мирно покончил свой век»?
3. Почему Дружинин сравнивает Гончарова с фламандскими живописцами? Найдите в тексте примеры такого воссоздания жизни.
Вывод. Дружинин считает, что Обломов «любезен всем нам и стоит беспредельной любви». Критик называет его чудаком, потому что он в ущерб своему человеческому достоинству не хочет стать дельцом, потерять свое золотое сердце, которое никого не обмануло, не научило «ни одного человека ничему скверному».
Группа 4. Роман «Обломов» в критике XX в.
1. В чем видит «вечность» Обломова Ю. Айхенвальд? («Силуэты русских писателей», 1906—1908).
2. Какую оценку дает героям романа «Обломов» Ю. Лощиц? («Феномен Гончарова», 1982).
3. Прокомментируйте мысль критика В. И. Мельника, что в образе Обломова «Гончаров передает драматическую попытку человека уйти от времени» («Илья Обломов и „лишние люди“ в русской литературе», 1991).
При наличии времени каждая группа может прокомментировать и оценки в критике образов Штольца и Ольги.
В заключительной части урока учитель или подготовленный ученик сообщает классу о литературно-критической деятельности Гончарова, его оценках комедии Грибоедова «Горе от ума» в статье «Мильон терзаний».
Итог уроков. В критике XIX в. мнения о романе Гончарова разделились на два лагеря в решении вопроса, что важнее: «художественность» или «социальная значимость» произведения. Критики революционно-демократического лагеря видели в Обломове апофеоз «лишнего человека», менее радикальная критика пыталась заметить в нем и положительные черты русского национального характера. В оценках исследователей XX в. образ Обломова трактуется в диалектике «временного» и «вечного», социального и общечеловеческого, сатирического и лирического начал.
После изучения романа «Обломов» возможно домашнее сочинение или контрольная работа.

Уроки 79—80*.

Зачетная работа за первое полугодие

Итоговый контроль уровня литературного развития учащихся за учебное полугодие может быть проведен в форме зачетной работы, проверяющей начитанность, умения литературоведческого анализа и степень развития письменной монологической речи учащихся. Работа должна включать в себя задания, проверяющие знакомство школьников с произведениями, входящими в круг обязательного чтения, и задания, проверяющие уровень глубины понимания изученных произведений, знаний о литературе и умений интерпретировать художественный текст, что соответствует требованиям образовательного стандарта по литературе. В контрольную работу должны быть включены вопросы и задания по творчеству Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Гончарова, Тютчева, Фета, так как, согласно стандарту, произведения этих писателей изучаются и контролируются обязательно. В процессе выполнения работы десятиклассники не пользуются текстами, за исключением заданий, связанных с анализом эпизода или стихотворения, когда школьники получают необходимые фрагменты.
Предлагаем варианты зачетной работы для базового (А) и профильного (Б) уровней.
Уровень А
1. Каким поэтам принадлежат стихотворения:
а) «Я пережил свои желанья...», «Если жизнь тебя обманет...», «Демон». Как в них меняется отношение лирического героя к окружающему миру?
б) «Певице», «Еще одно забывчивое слово...», «На качелях». Каково авторское отношение к общей теме этих стихотворений?
в) «Полдень», «Осенний вечер», «День и ночь». Каково авторское отношение к природе в этих стихотворениях?
2. Из каких произведений эти строки:

  а) Я знал красавиц недоступных, Холодных, чистых, как зима, Неумолимых, неподкупных, Непостижимых для ума.

Назовите особенности жанра этого произведения.

  б) О чем же думал он? О том... Что мог бы Бог ему прибавить Ума и денег; что ведь есть Такие праздные счастливцы Ума недальнего, ленивцы, Которым жизнь куда легка!

Какая «сквозная» тема русской литературы отразилась в этом произведении?
в) На ближайшем кладбище под скромной урной покоится тело его, между кустов, в затишье. Ветви сирени, посаженные дружеской рукой, дремлют над могилой, да безмятежно пахнет полынь. Кажется, сам ангел тишины охраняет сон его.
По каким реалиям текста вы определили произведение?
3. Перечислите стихотворения А. С. Пушкина о любви. Докажите цитатами из них, что тема любви переплетается у поэта с темой свободы.
4. Назовите 3 стихотворения М. Ю. Лермонтова о жизни и смерти. Запишите такие строки из них, где автор говорит о философском отношении к этой проблеме.
5. Назовите стихотворения Ф. И. Тютчева о природе. Как в них проявилось философское отношение поэта к природе?
6. Назовите последовательность времен года в романе И. А. Гончарова «Обломов». Каков смысл смены времен года в романе?
7. Чем сходны и чем различаются теоретико-литературные понятия «юмор — ирония — сатира — сарказм»? Подтвердите свои мысли примерами.
8. Проанализируйте художественные образы, с помощью которых Н. В. Гоголь рисует картину Невского проспекта в повести «Невский проспект». Прокомментируйте авторские оценки и роль изобразительно-выразительных средств в создании образа Невского проспекта.
9. Проанализируйте стихотворение Фета «Одним толчком согнать ладью живую...». В чем сущность размышлений поэта о поэтическом даре?
10. Проанализируйте эпизод именин Обломова из романа Гончарова «Обломов» (часть IV, глава II). Почему Обломов не принимает предложений Штольца? Какие черты русского национального характера присущи обоим героям? Охарактеризуйте авторскую позицию по отношению к героям.
Уровень Б
1. Каким поэтам принадлежат стихотворения:
а) «Соловей», «Снигирь», «Бог». Как в них отразилось авторское отношение к духовным возможностям человека?
б) «Море», «Эолова арфа», «Певец во стане русских воинов...» Определите их жанр.
в) «Мои пенаты», «Радость», «Вакханка». Каково авторское отношение к жизни в этих стихотворениях?
г) «Против течения», «Илья Муромец», «Государь ты наш батюшка...». Как в них отразилось авторское отношение к русской истории?
2. Из каких произведений эти строки:

  а) ...Граф Хвостов Поэт, любимый небесами, Уж пел бессмертными стихами Несчастье невских берегов.

Дайте к этим строкам историко-культурный комментарий.

  б) Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней. Рояль был весь открыт, и струны в нем дрожали, Как и сердца у нас за песнею твоей.

Докажите, что особенности поэтического синтаксиса в этом отрывке помогают понять характер переживания лирического героя.

  в) Так, весь овеян дуновеньем Тех лет душевной полноты, С давно забытым упоеньем Смотрю на милые черты...

Назовите другие стихотворения поэта на эту же тему. Каково авторское отношение к ней?
3. Назовите стихотворения Пушкина, связанные с темой дороги. Докажите, что образ дороги у поэта имеет символическое и философское звучание.
4. Назовите стихотворения М. Ю. Лермонтова, связанные с «жанром» молитвы. В чем специфика его отношения к молитве как способу духовного общения?
5. Назовите произведения русских писателей XIX в., в которых развивается тема «маленького человека». Откуда появилось это название?
6. Перечислите женские образы романа И. А. Гончарова «Обломов». Назовите детали портрета, характерные для каждого образа.
7. Чем сходны и чем различаются теоретико-литературные понятия «персонаж — герой — характер — тип»? Подтвердите свое мнение примерами.
8. Проанализируйте систему образов-персонажей в повести Н. В. Гоголя «Невский проспект». Как это помогает в понимании ее идейного смысла? Аргументируйте свою позицию.
9. Проанализируйте стихотворение Ф. И. Тютчева «Тени сизые смесились...». В чем особенности его содержания и формы? Докажите, что оно носит философский характер.
10. Проанализируйте письмо Обломова к Ольге Ильинской и сцену их объяснения из романа И. А. Гончарова «Обломов» (часть II, глава X). Какими способами автор передает психологический подтекст эпизода?

Урок 81. «У нас есть свой русский, национальный театр. Он, по справедливости, должен называться: „Театр Островского“» 10

А. Н. Островский. Жизнь и творчество. Традиции русской драматургии в творчестве писателя. «Отец русского театра».

Задачи урока — определить своеобразие творчества А. Н. Островского, выражающееся в отражении проблем эпохи; показать новаторство и традиции в его пьесах, своеобразие его стиля.
На уроке следует выделить несколько ключевых моментов, которые могут быть представлены в виде небольших сообщений учащихся.
1. Страницы истории русского театра до A. H. Островского (информация). Своеобразие тем драматических произведений; особенности героев (сословия); принципы раскрытия характеров. Предшественники А. Н. Островского: Д. И. Фонвизин, А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь.
2. Особенности пьес Островского. Новый герой, которого до него не знала русская литература. «Он открыл миру человека новой формации: купца-старообрядца и купца-капиталиста, купца в армяке и купца в „тройке“, ездящего за границу и занимающегося своим бизнесом. Островский распахнул настежь дверь в мир, доселе запертый за высокими заборами от чужих любопытных глаз», — писал В. Г. Маранцман. Новый герой Островского определяет своеобразие проблем и тематику пьес, особенности характеров героев.
3. Страницы биографии драматурга: семья, Замоскворечье, учеба, служба. Жизнь в Замоскворечье, работа в совестном и коммерческом судах, где основные «клиенты» — купцы — позволили драматургу наблюдать за жизнью купечества. Все это нашло отражение в пьесах Островского, герои которых как будто взяты из жизни. Невероятная трудоспособность писателя способствовала рождению 48 произведений, в которых действуют 547 героев.
4. Творческий путь А. Островского.
— Первое произведение — пьеса «Несостоятельный должник» — появилось в 1847 г. в газете «Московский городской листок». В 1850 г. это же произведение, доработанное автором, напечатано в журнале «Москвитянин». Потом оно 10 лет находилось под арестом, потому что в нем, по словам Добролюбова, «повержено в прах и нагло растоптано самодурами человеческое достоинство, свобода личности, вера в любовь и счастье и святыня честного труда».
— «...Этим-то я теперь занимаюсь, соединяя высокое с комическим», — писал Островский в 1853 г., определяя появление нового героя, героя с «горячим сердцем», честного, прямодушного. Одна за другой появляются пьесы «Бедность не порок», «Не в свои сани не садись», «Доходное место», «Лес», «Горячее сердце», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые» и др. «И такой во мне дух сделался: ничего я не боюсь! Кажется, вот режь меня на части, я все-таки на своем поставлю», — говорит героиня пьесы «Воспитанница». «Ничего я не боюсь» — вот главное в новом герое Островского.
— «Гроза» (1860) — пьеса о пробуждающейся, протестующей личности, которая больше не хочет жить по законам, подавляющим личность.
— «Лес» (1870) — пьеса ставит вечные вопросы человеческих взаимоотношений, пытается решить проблему нравственного и безнравственного.
— «Снегурочка» (1873) — взгляд на древний, патриархальный, сказочный мир, в котором тоже господствуют материальные отношения (Бобыль и Бобылиха).
— «Бесприданница» (1879) — взгляд драматурга через 20 лет на проблемы, поднятые в драме «Гроза».
5. Особенности стиля Островского:
— говорящие фамилии;
— необычное представление героев в афише, определяющее конфликт, который будет развиваться в пьесе;
— специфические авторские ремарки;
— роль декораций, представленных автором, в определении пространства драмы и времени действия;
— своеобразие названий (часто из русских пословиц и поговорок);
— фольклорные моменты;
— параллельное рассмотрение сопоставляемых героев;
— значимость первой реплики героя;
— «подготовленное появление», главные герои появляются не сразу, о них вначале говорят другие;
— своеобразие речевой характеристики героев.
Итоговые вопросы
— Можно ли говорить о современности пьес Островского? Докажите свою точку зрения.
— Почему современные театры постоянно обращаются к пьесам драматурга? Почему так сложно «осовременивать» пьесы А. Н. Островского?
Итог урока. А. Н. Островский открыл незнакомую зрителю страницу, выведя на сцену нового героя — купца. До него русская театральная история насчитывала лишь несколько имен. Драматург внес огромный вклад в развитие русского театра. Его творчество, продолжая традиции Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, Гоголя, отличается новаторством в изображении героев, в языке персонажей и в поднятых социально-нравственных проблемах.

Урок 82. «Самое решительное произведение Островского» 11

Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. Смысл названия.

Задачи урока — выяснить, какие впечатления стали источником создания пьесы; работая с текстом, определить смысл заглавия, своеобразие системы образов; ответить на вопросы, как раскрываются характеры героев и в чем своеобразие конфликта пьесы.
На уроке может быть использована групповая форма учебной работы.
Группа 1. История создания пьесы. (Сообщения учащихся: домашняя работа с дополнительной литературой.)
Необходимо отметить обобщающий смысл произведения, не случайно Островский назвал свой вымышленный, но удивительно реальный город несуществующим именем Калинов. Этот город Калинов появится вновь в пьесе «Лес». Кроме того, в основу пьесы легли впечатления от поездки по Волге в составе этнографической экспедиции по изучению быта жителей Поволжья. Драматург посетил много больших и маленьких городов на Волге. Катерина, вспоминая о детстве, говорит о шитье по бархату золотом. Этот промысел писатель мог видеть в городе Торжке Тверской губернии.
Группа 2. Смысл названия пьесы «Гроза». (Сообщения учащихся о самостоятельных наблюдениях над текстом под руководством учителя.)
Группа 3. Система действующих лиц пьесы. (Сообщения о самостоятельных наблюдениях над текстом.)
Изучая список действующих лиц, следует отметить говорящие фамилии, распределение героев по возрасту (молодые — старые), родственные связи (указаны Дикой и Кабанова, а большинство остальных героев по родственной связи с ними), образование (его имеют только Кулигин — механик-самоучка и Борис). Затем в работе с текстом знания учащихся углубляются, и система героев становится иной. Учитель вместе с классом составляет таблицу, которая записывается в тетрадях.

«Хозяева жизни» «Жертвы»
Дикой. Ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю. Кабаниха. Давно вижу, что вам воли хочется... Вот куда воля-то ведет. Кудряш. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится. Феклуша. И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный. Кулигин. Лучше уж стерпеть. Варвара. И я не обманщицей была, да выучилась... А по-моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было. Тихон. Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить! Борис. Не по своей воле еду: дядя посылает.

Вопросы для обсуждения
— Какое место занимает Катерина в этой системе образов?
— Почему среди «хозяев жизни» оказались Кудряш и Феклуша?
— Как понять такое определение — «зеркальные» образы?
— Докажите, что Кудряша можно считать «зеркальным» образом Дикого, а Феклушу — «зеркальным» образом Кабанихи.
Группа 4. Особенности раскрытия характеров героев. (Сообщения учащихся о своих наблюдениях над текстом.)
1. Речевая характеристика (индивидуальная речь, характеризующая героя):
— Катерина — поэтическая речь, похожая на заклинание, плач или песню, наполненная народными элементами;
— Кулигин — речь образованного человека с «научными» словами и поэтическими фразами;
— Дикой — речь изобилует грубыми словами и ругательствами;
— Кабаниха — речь лицемерная, «давящая»;
— Феклуша — речь показывает, что она была во многих местах.
2. Роль первой реплики, которая сразу раскрывает характер героя.
Кулигин. Чудеса, истинно надобно сказать: чудеса!
Кудряш. А что?
Дикой. Баклуши ты, что ль, бить сюда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом!
Борис. Праздник; что дома-то делать!
Феклуша. Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная.
Кабанова. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.
Тихон. Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!
Варвара. Не уважишь тебя, как же!
Катерина. Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.
3. Использование приема контраста и сопоставления:
— монолог Феклуши — монолог Кулигина;
— жизнь в городе Калинове — волжский пейзаж;
— Катерина — Варвара;
— Тихон — Борис.
Итог урока. Основной конфликт пьесы раскрывается в названии, системе действующих лиц, которых можно разделить на две группы — «хозяева жизни» и «жертвы», в позиции Катерины, которая не входит ни в одну из названных групп, в речи персонажей и даже в приеме контраста, определяющем противостояние героев.

Урок 83. «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе...» 12

«Гроза». Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства».

Задачи урока — дать характеристику городу Калинову, выяснить, как живут здесь люди, ответить на вопрос: «Прав ли Добролюбов, называя этот город „темным царством“»?
Мы входим в город Калинов со стороны общественного сада. На минуту задержимся, посмотрим на Волгу, на берегу которой раскинулся сад. Красиво! Глаз не оторвать! Вот и Кулигин говорит тоже: «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!» Люди, наверное, здесь живут мирные, спокойные, размеренные и добрые. Так ли это? Каким же показан город Калинов?
Задания для анализа двух монологов Кулигина
(действие 1, явл. 3; действие 3, явл. 3)
1. Выделите слова, которые особенно ярко характеризуют жизнь в городе.
«Жестокие нравы»; «грубость да бедность нагольная»; «честным трудом никогда не заработать больше насущного хлеба»; «старается бедного закабалить»; «на труды даровые еще больше денег наживать»; «не доплачу копейку»; «торговлю подрывают из зависти»; «враждуют» и др. — это принципы жизни в городе.
2. Выделите слова, которые особенно ярко характеризуют жизнь в семье.
«Бульвар делали, а не гуляют»; «ворота заперты и собаки спущены»; «чтобы люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят»; «слезы льются за этими запорами, невидимые и неслышимые»; «за этими замками разврату темного да пьянства» и др. — это принципы жизни в семье.
Вывод. Если в Калинове так плохо, то почему вначале изображен чудесный вид, Волга? Почему такая же прекрасная природа показана и в сцене свидания Катерины и Бориса? Оказывается, город Калинов противоречив. С одной стороны, это чудесное место, с другой — жизнь в этом городе ужасна. Красота сохраняется лишь в том, что не зависит от хозяев города, они не могут подчинить себе прекрасную природу. Ее видят только поэтические люди, способные на искренние чувства. Безобразны отношения людей, их жизнь «за запорами и воротами».
Вопросы для обсуждения
1. Как можно оценить монологи Феклуши (действие 1, явл. 2; действие 3, явл. 1)? Каким предстает город в ее восприятии? (Бла-алепие, красота дивная, обетованная земля, рай и тишина.)
2. Какой прием использует автор, рассказывая о жизни в городе? (Прием контраста.)
3. Каковы жители, обитающие здесь? (Жители невежественны и необразованны, верят рассказам Феклуши, которые показывают ее темноту и безграмотность: рассказ об огненном змее; о ком-то с черным лицом; о времени, которое становится короче (действие 3, явл. 1); о других странах (действие 2, явл. 1). Калиновцы верят, что Литва упала с неба (действие 4, явл. 1), боятся грозы (действие 4, явл. 4).)
4. Чем отличается от жителей города Кулигин? (Образованный человек, механик-самоучка, его фамилия напоминает фамилию русского изобретателя Кулибина. Герой тонко чувствует красоту природы и эстетически стоит выше других персонажей: поет песни, цитирует Ломоносова. Кулигин ратует за улучшение города, пытается уговорить Дикого дать деньги на солнечные часы, на громоотвод, пытается влиять на жителей, просвещать их, объясняя грозу как явление природы. Таким образом, Кулигин олицетворяет лучшую часть жителей города, но он одинок в своих стремлениях, поэтому его считают чудаком. В образе героя воплощен вечный мотив горя от ума.)
5. Кого мы можем считать «хозяевами города»? Как появляются эти герои на сцене? (Драматург использует сценический прием подготовленного появления — вначале о героях говорят другие, а потом они сами выходят на сцену.)
6. Кто подготавливает их появление? (Кудряш вводит Дикого, Феклуша — Кабаниху.)
7. Как раскрываются характеры Дикого и Кабанихи в их речевых характеристиках?

Дикой Кабаниха
О нем: «ругатель»; «как с цепи сорвался» О ней: «все под видом благочестия»; «ханжа, нищих оделяет, а домашних заела совсем»; «бранится»; «точит, как ржа железо»
Он сам: «дармоед»; «проклятый»; «провались ты»; «глупый человек»; «поди ты прочь»; «что я тебе — ровный, что ли»; «с рылом-то и лезет разговаривать»; «разбойник»; «аспид»; «дурак» и др. Она сама: «вижу, что вам воли хочется»; «тебя не станет бояться, меня и подавно»; «хочешь своей волей жить»; «дурак»; «приказывай жене»; «должен исполнять, что мать говорит»; «куда воля-то ведет» и др.
Вывод. Дикой — ругатель, грубиян, самодур; чувствует свою власть над людьми Вывод. Кабаниха — ханжа, не терпит воли и неподчинения, действует страхом

Общий вывод. Кабаниха страшнее Дикого, так как ее поведение лицемерно. Дикой — ругатель, самодур, но все его действия открыты. Кабаниха, прикрываясь религией и заботой о других, подавляет волю. Она больше всего боится, что кто-то станет жить по-своему, своей волей.
Результаты действий этих героев:
— талантливый Кулигин считается чудаком и говорит: «Нечего делать, надо покориться!»;
— добрый, но безвольный Тихон пьет и мечтает вырваться из дома: «...а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь»; он полностью подчинен матери;
— Варвара приспособилась к этому миру и стала обманывать: «И я раньше не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало»;
— образованный Борис вынужден приспосабливаться к самодурству Дикого, чтобы получить наследство.
Так ломает «темное царство» неплохих людей, заставляя их терпеть и молчать.
Итог урока. Город Калинов — это типичный город России второй половины XIX в. Подобное, скорее всего, А. Н. Островский видел во время своего путешествия по Волге. Жизнь в городе — это отражение ситуации, когда старое не хочет уступать своих позиций и стремится удержать власть подавлением воли окружающих. Деньги дают «хозяевам жизни» право диктовать свою волю «жертвам». В правдивом показе такой жизни — позиция автора, призывающего изменить ее.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал