Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Перевод В. Набокова 9 страница






Урок 109. «...Удивился силе этого крупного таланта... Мастер, мастер!» 9

Л. Н. Толстой. Жизнь и творчество писателя. Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека.

Задача вступительного урока к изучению жизни и творчества Л. Н. Толстого — показать сложность формирования характера, истоки творчества, глубокие раздумья писателя о жизни. «Это для нас, молодых, откровение, целый новый мир», — сказал о Толстом Ги де Мопассан. Жизнь Л. Н. Толстого — это целая эпоха, почти весь XIX век, вместившийся и в его жизнь, и в его произведения. В основе урока — лекция учителя и составление ее подробного плана с участием учащихся. Они могут подготовить сообщения или, работая в группах, выбрать необходимый материал из биографических справочников.

Примерный план

1. Разгадка тайны человеческого счастья, тайны «зеленой палочки» — главная цель жизни Л. Н. Толстого.
2. Период потерь. Ранняя смерть родителей. Роль Ясной Поляны в жизни мальчика. Мысли о жизни, страстная мечта о подвиге. Первая любовь. На пути к творчеству.
3. Поступление в Казанский университет. Поиски себя: арабско-турецкое отделение и мечта о дипломатии, юридический факультет, уход из университета. Стремление постичь и понять мир — увлечение философией, изучение взглядов Руссо. Собственные философские опыты.
4. Ясная Поляна. Из крайности в крайность. Мучительные поиски смысла жизни. Прогрессивные преобразования в имении. Проба пера — первые литературные наброски.
5. Туда, где опасно и трудно. Испытание самого себя. 1851 г. — поездка на Кавказ на войну с горцами. Война — осмысление пути формирования человека.
6. Автобиографическая трилогия: «Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Юность» (1857). Главный вопрос — каким надо быть? К чему стремиться? Процесс умственного и нравственного развития человека.
7. Севастопольская эпопея. Перевод в Дунайскую армию, в сражающийся Севастополь (1854) после неудачного прошения об отставке. Гнев и боль о погибших, проклятие войне, жестокий реализм в «Севастопольских рассказах».
8. Идейные искания 1850—1860-х гг.
— Главное зло — жалкое, бедственное положение мужиков. «Утро помещика» (1856).
— Ощущение надвигающейся крестьянской революции.
— Обличение правящих кругов и проповедь всеобщей любви.
— Мировоззренческий кризис писателя.
— Попытка найти ответы на тревожащие вопросы в поездке за границу. «Люцерн».
9. Мысль о воспитании нового человека. Педагогическая и просветительская деятельность. Открытие школ, создание «Азбуки» и книг для детей.
10. Отношение к реформе 1861 г., отменяющей крепостное право. Активное участие в общественной жизни, деятельность мирового посредника. Разочарование.
11. Изменения в личной жизни. Женитьба на Софье Андреевне Берс.
12. Замысел и создание романа «Война и мир» (1863—1869). Новый жанр — роман-эпопея. «Мысль народная» в романе.
13. «Мысль семейная» в романе «Анна Каренина» (1877). Счастье личное и счастье народное. Жизнь семьи и жизнь России.
14. Духовный кризис 1870—1880-х гг. Ожидание революции и неверие в нее. Отречение от жизни дворянского круга. «Исповедь» (1879—1882). Главное — защита интересов крестьянства. Напряженные раздумья об обновлении возрожденной души, о движении от нравственного падения к духовному возрождению. Протест против беззакония и лжи общества — роман «Воскресение» (1889—1899). Крик души — статья «Не могу молчать» (1908). Защита народа словом. Преследование правительством и Церковью. Широкая популярность.
15. Итог трагедии — уход из Ясной Поляны. Смерть на станции Астапово.
Итог урока. Разговор о личности Л. Н. Толстого должен помочь увидеть его как писателя, жизнь которого наполнена творческим трудом, и как человека, глубоко переживающего за свой народ и за свою страну. Этими переживаниями наполнены его произведения и страницы дневника.

Уроки 110—111*. «Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, — правда» 10

Правда о войне в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого.

Задачи уроков — показать, кто же, по мысли писателя, истинный герой севастопольской эпопеи, выявить основные приемы изображения солдат, офицеров, сражений.
«Велики судьбы славянского народа! Недаром дана ему эта спокойная сила души, эта великая простота и бессознательность силы!..» — так Лев Толстой напишет в очерке «Как умирают русские солдаты».
Основная форма работы на уроке — групповая. «Биографы» подготовят сообщения о фактах жизни писателя; «художники» проанализируют репродукции картин, связанных с обороной Севастополя; «историки» изучат и прокомментируют исторические факты; четыре группы «литературоведов» определят особенности изображения событий в рассказах Толстого.
Работа «биографов»
— Как Толстой попал в воюющий Севастополь?
В 1851 г., устав от жизненных противоречий, Л. Н. Толстой вместе с братом Николаем отправляется на Кавказ. Но военная служба не приносит ему спокойствия, он подает прошение об отставке и получает отказ. Тогда он добивается перевода в Дунайскую армию, а позднее в Крым, в Севастополь. «Храбрый артиллерийский офицер, без малейшей аффектации, способный сохранять спокойствие при любых обстоятельствах, даже грозящих мучительной смертью, не суетливый, но упорный», — таким, по свидетельству очевидцев, был Л. Толстой на 4-м бастионе, который считался самым опасным местом, обстреливаемым иногда до 10 дней подряд.
Работа «художников»
— Что же представлял собой Севастополь во время прибытия туда Толстого?
Десятиклассники изучают репродукции рисунков Айвазовского и Тимма, изображающих Севастополь и 4-й бастион, а затем готовят рассказы о Севастополе, увиденном глазами художников.
Работа «историков»
— Дайте историческую справку о причинах и начале обороны Севастополя.
Пользуясь численным преимуществом, враг оттеснил армию бездарного Меньшикова. Отступая, она покинула и Севастополь. На вопрос начальника штаба Черноморского флота Корнилова, что же делать с флотом, Меньшиков нагло ответил: «Положите его себе в карман». И тогда Нахимов, Корнилов, Истомин с 22 тысячами моряков и двумя тысячами орудий, снятых с судов, при поддержке населения, организовали оборону. Под ураганным огнем выдерживали осаду 120-тысячной армии неприятеля.
Вывод. Л. Н. Толстой был непосредственным участником обороны Севастополя, видел, как сражаются русские солдаты, как они умирают. Эти люди стали героями рассказов «Севастополь в декабре месяце» (1854), «Севастополь в мае» (1855), «Севастополь в августе 1855 года» (1855). О них Толстой пишет в очерке «Как умирают русские солдаты». В одном из рассказов мы читаем: «Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский». Эти слова помогут сформулировать результат урока — понять, что истинным героем севастопольской эпопеи был русский народ.

Обсуждение рассказа «Севастополь в декабре месяце»

Справка «историков»
В рассказе изображен момент некоторого ослабления и замедления военных действий между кровавой битвой под Инкерманом 5 ноября 1854 г. и битвой под Евпаторией 17 февраля 1855 г.
Работа первой группы «литературоведов»
«Литературоведы» анализируют и комментируют такие фрагменты рассказа:
— описание фурштатского солдата;
— посещение госпиталя и операционной;
— описание 4-го бастиона;
— авторский вывод: «...убежденность в невозможности... поколебать где бы то ни было силу русского народа».
Справка «художников»
На 4-м бастионе вместе с Львом Толстым сражались простые русские солдаты. В 1911 г. первые русские кинооператоры запечатлели оставшихся в живых защитников Севастополя, сохранив их лица для истории. На групповом портрете участников севастопольской обороны художника Тимма мы видим рядовых: Афанасия Елисеева, Петра Кошку, Федора Заику, Аксентия Рыбакова, Ивана Демченко. Сколько в их лицах решимости, отваги, мудрости и грусти!
Вывод. В рассказе Толстой показывает военные действия без прикрас, в крови и страданиях, вызывая наше неприятие любой войны. Автор восхищается мужеством русских людей, защищающих свою Родину.

Обсуждение рассказа «Севастополь в мае»

Справка «историков»
В мае 1855 г. произошла кровавая битва гарнизона против всей армии неприятеля.
Работа второй группы «литературоведов»
«Литературоведы» анализируют и комментируют такие фрагменты рассказа:
— рассуждения о пехотных офицерах;
— сцена, когда офицер укоряет солдата;
— описание раненых;
— сцена перемирия;
— описание мальчика, собирающего цветы на поле боя среди убитых;
— авторский вывод: «И эти люди... не упадут вдруг на колени... и со слезами радости и счастия не обнимутся как братья?»
Вывод. В рассказе звучит мысль об ужасе войны, о ее противоестественности сути человека. Главное, по мнению Толстого, — правдивое изображение войны в крови и страданиях.

Обсуждение рассказа «Севастополь в августе 1855 года»

Справка «историков»
Август — это самый страшный месяц долгой осады Севастополя, закончившейся падением города 27 августа 1855 г. Севастополь героически сражался 349 дней.
Работа третьей группы «литературоведов»
«Литературоведы» анализируют и комментируют такие фрагменты рассказа:
— описание солдат;
— описание места битвы;
— рассуждения о природе подвига;
— описание батареи;
— рассказ о Мельникове, братьях Козельцовых;
— поведение людей;
— страницы штурма;
— авторские рассуждения: «Почти каждый солдат, взглянув с северной стороны на оставленный Севастополь, с невыразимой горечью в сердце вздыхал и грозился врагам». «На дне души каждого лежит та благородная искра, которая сделает из него героя; но искра эта устает гореть ярко, — придет роковая минута, она вспыхнет пламенем и осветит великие дела».
Вывод. Главное в рассказе — размышления о природе подвига, убежденность автора в героизме русского народа, мысль о жестокости любой войны.
Итоговые вопросы
— Кто же истинный герой севастопольской эпопеи? Народ, жители города; солдаты; офицеры, близкие к солдатам; гордый Севастополь?
— Кто из русских писателей близок Толстому в таком изображении войны?
Работа четвертой группы «литературоведов»
«Литературоведы» сопоставят «Севастопольские рассказы» со стихами М. Ю. Лермонтова «Бородино» и «Валерик».
В финале уроков «биографы» сообщат об отношении Толстого к руководителям военных действий и его обличительных «Песнях крымских солдат».
Справка «биографов»
Позднее Толстой писал: «Оказывается, что я под присмотром тайной полиции», объясняя это своим взглядом на некоторые моменты Севастопольской битвы.
В 1857 г. в журнале «Полярная звезда» Герцена были напечатаны две «Песни крымских солдат». Фамилии автора не было, значилось: «Списано со слов солдат». Но читатели узнали руку Толстого. Вот «Песня про сражение на реке Черной 4 августа 1855 года»:

Как четвертого числа Нас нелегкая несла Горы отбирать. Барон Вревский генерал К Горчакову приставал, Когда под-шафе. <...> Собирались на советы Все большие эполеты, Даже Плац-бек-Кок. Долго думали, гадали, Топографы все писали На большом листу. Гладко вписано в бумаге, Да забыли про овраги, А по ним ходить. Князь сказал: «Ступай, Липранди». А Липранди: «Нет-с, атанде, Нет, мол, не пойду. Туда умного не надо, Ты пошли туда Реада, А я посмотрю.

Это злая сатира на бесталанных военачальников. Незадолго до падения крепости было предпринято бездарное наступление, чтобы угодить высшему начальству и самому царю. В итоге — потеряли много солдат и офицеров. Об этом первая «Песня...». Вторая еще злее, она посвящена сражениям Альминскому и Инкерманскому.
Итог уроков. Главный герой севастопольской эпопеи — простой народ, правдиво показанный Толстым. В рассказах только один исторический деятель — вице-адмирал В. А. Корнилов. Война в рассказах дается в настоящем ее выражении — «в крови, в страданиях и смерти», без стремления напугать читателя и без восклицательных фраз, но внушая ему мужество и стойкость. Своеобразие русского национального характера в том, что, медлительный в жизни, он уверенно действует в условиях опасности. Толстой уверен: в конечном счете, народ, массы решают коренные вопросы истории, определяют судьбу государства. Это те основные позиции, которые позднее найдут отражение в романе «Война и мир».

Урок 112. «В эпопее писатель построил огромную художественную пирамиду, поставленную на прочное основание, имя которому народ» 11

История создания романа «Война и мир». Особенности жанра романа-эпопеи. Образ автора в романе.

Задачи урока — дать понятие о романе-эпопее, показать, как формировался замысел писателя, определить авторскую позицию.
«Во всем мне хочется дойти до самой сути» — этими словами Б. Л. Пастернака можно начать первый урок о «Войне и мире», потому что именно до самой сути хотел добраться Л. Н. Толстой, задумывая свою грандиозную эпопею. Для Толстого-писателя всегда было характерно двойственное отношение к жизни. В его творчестве жизнь дается в единстве, объединяющем интерес писателя и к истории души человека, и к истории целого народа.
Поэтому, когда в середине 1850-х гг. стали возвращаться из Сибири оставшиеся в живых декабристы, писатель увидел в этом и историческое событие, и состояние человека, испытавшего это невероятное событие.
Формирование замысла определил сам автор.
1856 г. — начало замысла. «В 1856 году я начал писать повесть с известным направлением и героем, который должен быть декабристом, возвращающимся с семейством в Россию».
1825 г. — восстание декабристов. «Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя».
1812 г. — война. «Чтобы понять его, мне нужно было перенестись в его молодость, и молодость его совпала со славной для России эпохой 1812 года».
1805—1807 гг. — заграничные походы русской армии. «Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама».
В романе нашли отражение проблемы и начала века, и его середины. Поэтому в романе как бы два плана: прошлое и настоящее.
Проблемы начала века
— «Более всего в романе я любил мысль народную». Главная проблема — судьба народа, народ — основа нравственных и моральных устоев общества.
— «Кто истинный герой?» Толстого интересует общественная роль дворянства, его влияние на жизнь общества и страны.
— Истинный и ложный патриотизм.
— Назначение женщины — сохранение семейного очага.
Проблемы середины века
— Судьба народа, вопрос об отмене крепостного права — реформы 1860-х гг.
— Постепенный уход дворянства с арены борьбы, несостоятельность дворянства, начало разночинского движения.
— Вопрос о патриотизме, связанный с поражением в Крымской войне.
— Вопрос об освобождении женщины, ее образовании, о женской эмансипации.
В романе 4 тома и эпилог: I том — 1805 г.; II том — 1806—1811 гг.; III том — 1812 г.; IV том — 1812—1813 гг.; эпилог — 1820 г.
В классе следует организовать работу по выявлению специфики жанра романа-эпопеи. Начать можно с объяснения понятия «роман-эпопея». Это наиболее крупная и монументальная форма эпической литературы. Основной чертой эпопеи является то, что она воплощает в себе судьбы народов, сам исторический процесс. Для эпопеи характерна широкая, многогранная, даже всесторонняя картина мира, включающая и исторические события, и облик повседневности, и многоголосый человеческий хор, и глубокие раздумья над судьбами мира, и интимные переживания. Отсюда большой объем романа, чаще несколько томов (по «Словарю литературоведческих терминов» под ред. Л. И. Тимофеева).
Черты эпопеи в романе «Война и мир»
— Картины русской истории (Шенграбенская и Аустерлицкая битвы, Тильзитский мир, война 1812 г., пожар Москвы, партизанское движение).
— События общественной и политической жизни (масонство, законодательная деятельность Сперанского, первые организации декабристов).
— Отношения помещиков и народа (преобразования Пьера, Андрея; бунт богучаровских крестьян, возмущение московских ремесленников).
— Изображение различных слоев населения (поместное, московское, петербургское дворянство; чиновники; армия; крестьяне).
— Широкая панорама бытовых сцен дворянской жизни (балы, великосветские приемы, обеды, охота, посещение театра и др.).
— Огромное количество человеческих характеров.
— Большая протяженность во времени (15 лет).
— Широкий охват пространства (Петербург, Москва, поместья Лысые Горы и Отрадное, Австрия, Смоленск, Бородино).
Таким образом, замысел Толстого требовал создания нового жанра, и только роман-эпопея мог воплотить все авторские условия. Джон Голсуорси так писал о «Войне и мире»: «Если бы понадобилось назвать роман, соответствующий определению, столь дорогому сердцу составителей литературных анкет: „величайший роман в мире“, — я выбрал бы „Войну и мир“».
Итоговые вопросы урока
Как начинается роман?
В чем своеобразие такого начала?
Какова интонация первых глав? Оправдана ли она?
Как меняется мир романа от одной сцены к другой?
В чем вы видите авторское своеобразие романа «Война и мир»?
Вывод. Главные художественные приемы, использованные Толстым для создания панорамы русской жизни, — это: 1) прием сопоставления и противопоставления; 2) «срывание всех и всяческих масок»; 3) психологизм повествования, который раскрывается через внутренние монологи.
Итог урока. Новый жанр (роман-эпопея) был необходим Л. Н. Толстому, чтобы не только раскрыть грандиозный замысел, но и отразить свои раздумья о судьбе России и русского народа, что являлось актуальным в 60-е гг. XIX столетия, во время решения вопроса об отмене крепостного права.

Уроки 113—114. «Чтобы жить честно...» 12

Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова.

Задачи уроков — проследить, как формируются характеры любимых героев Толстого, как ищут они истину и находят ее в сближении с народом.
В начале урока можно прочитать отрывок из письма писателя, объясняющий его жизненную позицию: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость» (из письма Толстого от 18 октября 1857 г.).
Работа на уроке может проводиться в 4 группах.
Группа 1 — «биографы» князя Андрея, которые выстраивают жизненный путь героя.
Группа 2 — «наблюдатели», которые определяют авторские приемы, используемые для развития образа Андрея Болконского.
Группа 3 — «биографы» Пьера Безухова, которые выстраивают жизненный путь героя.
Группа 4 — «наблюдатели», которые определяют авторские приемы, используемые для создания и развития образа Пьера.
В ходе работы основные положения в решении проблемы урока записываются в виде таблицы (см. здесь).
Итог уроков. Путь любимых героев Толстого — это путь к народу. Только будучи на Бородинском поле они понимают суть жизни — быть рядом с народом, потому что «нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

Урок 115. «Что есть красота?» 13

Женские образы в романе «Война и мир».

Задачи урока — работая над текстом, определить отношение автора к женским образам, почему одних можно считать любимыми героинями, а других — нелюбимыми, за что автор одних героинь ценит, а других презирает. Поэт Николай Заболоцкий сказал об этой проблеме так:

...что есть красота, И почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде?

Особенности писательской манеры Толстого в изображении внутреннего мира героев Чернышевский назвал «диалектикой души», имея в виду развитие, основанное на внутренних противоречиях. Противоречива и непостоянна женская натура в изображении писателя, но он ценит и любит в ней:
— хранительницу очага, основу семьи;
— высокие нравственные начала: доброту, простоту, бескорыстие, искренность, естественность, связь с народом, патриотизм, понимание общественных проблем;
— движение души.
С этих позиций он и подходит к своим героиням, относясь к ним неоднозначно. Что можно сказать о героинях романа по авторскому отношению к ним?

Любимые Нелюбимые Сложно определить
Наташа Ростова Марья Болконская А. П. Шерер Элен Курагина Жюли Карагина Соня Вера А. М. Друбецкая Лиза Болконская

Словарная работа
Распределить данные слова, соотнося их с разными группами героинь, — это и будут их основные черты.
Тщеславие, высокомерие, любовь, милосердие, лицемерие, ненависть, ответственность, совесть, бескорыстие, патриотизм, великодушие, карьеризм, достоинство, скромность, позерство.
Следует остановиться на одном женском образе, рассмотрев его подробно, например образе Наташи Ростовой, а остальные дать в сопоставлении с ним.
Вопросы и задания для исследовательской работы
1. Первое знакомство с Наташей (т. 1, ч. 1, гл. VIII, IX, X, XVI).
— Сравните портреты Наташи, Сони, Веры. Почему в одной автор подчеркивает «некрасивая, но живая», в другой — «тоненькая, миниатюрная брюнетка», в третьей — «холодная и спокойная»?
— Что дает для понимания образа Сони сравнение с кошечкой? («Кошечка, впиваясь в него глазами, казалась каждую секунду готовою заиграть и высказать всю свою кошачью натуру».)
— В повести «Детство» Толстой писал: «В одной улыбке состоит то, что называется красотой лица: если улыбка прибавляет прелесть лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то обыкновенно; если портит его, то оно дурно». Понаблюдайте, как улыбаются героини. Наташа: «смеялась чему-то», «ей все смешно казалось», «расхохоталась так громко и звонко, что все, даже чопорная гостья, против воли засмеялись», «сквозь слезы смеха», «заливалась своим звонким смехом». Соня: «улыбка ее не могла ни на мгновение обмануть никого», «притворную улыбку». Жюли: «вступил с улыбающейся Жюли в отдельный разговор». Вера: «Но улыбка не украсила лица Веры, как это обыкновенно бывает; напротив, лицо ее стало неестественно и оттого неприятно». Элен: «...что было в общей улыбке, украшавшей всегда ее лицо» (т. 1, ч. 3, гл. II).
— Сравните объяснения в любви Сони и Николая, Наташи и Бориса.
— Как меняются лица Сони и Наташи, когда они плачут?
— Сопоставьте поведение А. М. Друбецкой на вечере у А. П. Шерер, на именинах у Ростовых и во время смерти графа Безухова (т. 1, ч. 1, гл. XVIII, XIX, XX, XXI, XXII).
— Сопоставьте Наташу Ростову и княжну Марью. Что в них общего? (т. 1, ч. 1, гл. XXII, XXIII). Почему автор рисует их с любовью?
— Почему автор сближает Соню и Лизу Болконскую по одной черте: Соня — кошечка, Лиза — «зверское, беличье выражение»?
— Вспомните вечер в салоне А. П. Шерер. Как там ведут себя героини?
2. Поведение Наташи во время возвращения Николая (т. 2, ч. 1, гл. I).
— Сравните поведение Сони, Наташи и Веры.
— Как раскрывает состояние Наташи фраза «Наташа сделалась влюблена с самой той минуты, как она вошла на бал» (т. 2, ч. 1, гл. XII)?
— Наблюдая за глаголами в сцене «Вечер у Йогеля», расскажите о состоянии Наташи (т. 2, ч. 1, гл. XV).
3. Наташа в Отрадном. Лунная ночь (т. 2, ч. 3, гл. II).
— Сравните поведение Сони и Наташи.
— Что почувствовал в Наташе князь Андрей?
4. Первый бал Наташи (т. 2, ч. 3, гл. XV—XVII).
— Чем привлекла Наташа князя Андрея?
— Что он сумел в ней увидеть и почувствовать?
— Почему именно с ней связал Андрей свои надежды на будущее?
5. Наташа у дядюшки (т. 2, ч. 4, гл. VII).
— Какими способами изображает Толстой истинную красоту души и народный дух в песне дядюшки и в пляске Наташи?
— Как в этом эпизоде раскрывается характер Наташи?
6. Связь Наташи с Анатолем и разрыв с Андреем (т. 2, ч. 4, гл. XII, XIII).
— Сравните поведение Наташи в театре с поведением Элен на вечере у А. П. Шерер.
— Как меняется Наташа под влиянием Элен?
7. Наташа в период духовного кризиса (т. 3, ч. 1, гл. XVII).
— О чем говорит тот факт, что Наташа потеряла веселость?
— Как молитва помогает ей вернуться к жизни?
8. Состояние Наташи во время войны 1812 года.
— Какие качества Наташи раскрываются в сцене передачи подвод раненым (т. 3, ч. 4, гл. XVI)?
— Зачем Толстой «соединяет» Наташу и раненого Андрея (т. 4, ч. 4, гл. XXXI, XXXII)?
— Какая духовная сила заключена в Наташе, помогающей матери после смерти Пети (т. 4, ч. 4, гл. II)?
9. Семейное счастье (эпилог, ч. 1, гл. X—XII).
— Как воплотилась идея Толстого о месте женщины в обществе в образе Наташи?
Итог урока. «Сущность ее жизни — любовь», — так сказал о Наташе Л. Н. Толстой. Наташа Ростова, как и другие любимые герои, проходит сложный путь исканий: от радостного, восторженного восприятия жизни, через кажущееся счастье от помолвки с Андреем, через ошибки жизни — измену Андрею с Анатолем, через духовный кризис и разочарование в себе, через возрождение под влиянием необходимости помощи близким (матери), через высокую любовь к раненому князю Андрею — к постижению смысла жизни в семье в роли жены и матери.
Урок может завершиться обсуждением тем для домашних письменных работ:
1. Динамика портрета Наташи Ростовой.
2. Ключевые детали портрета как средство раскрытия женского характера (героиня по выбору учащегося).
3. Общее и особенное в характерах героинь Л. Н. Толстого (Наташа Ростова — княжна Марья — Элен — Соня).
4. Диалектика внешнего и внутреннего в женских образах героинь романа.

1 Некрасов Н. А. Подражание Шиллеру // Н. А. Некрасов. Избр. соч. — М., 1945. — С. 326.
2 Тургенев И. С. Цит. по: Бродский Н. Л. И. С. Тургенев в воспоминаниях современников и его письмах. — М., 1924.
3 Пушкин А. С. Евгений Онегин // А. С. Пушкин. Сочинения. — М., 1948. — С. 370.
4 Маяковский В. В. Облако в штанах // В. В. Маяковский. Избр. соч. — М., 1949. — С. 304.
5 Пушкин А. С. Евгений Онегин // А. С. Пушкин. Избр. соч. — М., 1948. — С. 322.
6 См.: Мориц Ю. «За невлюбленными людьми любовь идет как привиденье...» // Ю. Мориц. Огромный собачий секрет. — М., 1998.
7 Писарев Д. И. Базаров // И. С. Тургенев. Отцы и дети. — М., 2005.
8 Минаев Д. Д. Отцы или дети. Параллель // Д. Д. Минаев. Стихотворения и поэмы. — Л., 1960. — С. 110.
9 См.: Тургенев И. С. Письмо к А. А. Фету // И. С. Тургенев. Собр. соч.: В 12 т. — М., 1950. — Т. 12.
10 Толстой Л. Н. Севастополь в мае // Л. Н. Толстой. Собр. худ. произв. — М., 1948. — Т. 1. — С. 435.
11 См.: Гей Н. Художественность литературы. — М., 1975.
12 См.: Толстой Л. Н. Письмо от 18 октября 1857 г. // Л. Н. Толстой. Полн. собр. соч.: В 90 т. — М., 1953.
13 Заболоцкий Н. Н. Некрасивая девочка // Избр. произв.: В 2 т. — М., 1972. — Т. 1. — С. 292.

Урок 116. «Ум ума» и «ум сердца» 1

Семья Ростовых и семья Болконских.

Задачи урока — сопоставить любимые семьи автора; выяснить, что в семье он считает главным. Семьи Ростовых и Болконских Толстой изображает с большой симпатией, потому что:
— они участники исторических событий, патриоты;
— их не привлекают карьеризм и выгода;
— они близки к русскому народу.
На уроке можно провести сопоставительный анализ двух семей. Можно сопоставить семьи Ростовых и Болконских с вечером в салоне у А. П. Шерер.

Семьи Ростовы Болконские
1. Старшее поколение. Сравните: — отношения между гостями в салоне у А. П. Шерер; — причины прихода на вечер (внешние: великосветский раут — и внутренние: личные интересы) Родители Ростовых — хлебосольны, простодушны, доверчивы, щедры (эпизод с деньгами для А. М. Друбецкой; Митенька, Соня, воспитывающиеся в их семье). Отношения между родителями — взаимоуваже- ние, почтение (обраще- ния друг к другу). Положение матери — положение хозяйки дома (именины). Отношение к гостям — радушие ко всем без почитания чинов (именины) Старый князь Болконский — упрямый и властный старик, не склоняющийся ни перед чем. Генерал-аншеф при Павле I был сослан в деревню. Хотя ему при новом царствовании разрешили въезд в столицы, он не мог простить обиду и продолжал жить в Лысых Горах. Он считал пороками праздность и суеверие, добродетелями — деятельность и ум. «Постоянно был занят то писанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками». Главная нравственная основа для него — честь
2. Отношения в семье между взрослыми и детьми Доверчивость, чистота и естественность (рассказы Наташи матери обо всех своих увлечениях). Уважение друг к другу, желание помочь без нудных нотаций (история с проигрышем Николая). Свобода и любовь, отсутствие жестких норм воспитания (поведение Наташи во время именин; пляска графа Ростова). Верность семейным отношениям (Николай не отказался от долгов отца). Главное — любовь, жизнь по законам сердца Отношения без сентиментальностей. Отец — непререкаемый авторитет, хотя он «...с людьми, окружающими его, от дочери до слуг... был резок и неизменно требователен, и потому, не быв жестоким, он возбуждал к себе страх и почтительность». Почтение к отцу, который сам занимался воспитанием Марьи, отрицая нормы воспитания в придворных кругах. Скрытая, мужская любовь отца (сцена смерти князя — последние слова о княжне Марье). Главное — жизнь по законам разума
3. Отношения в семьях между детьми. Сравните: — поведение Ипполита на вечере у А. П. Шерер; — кутежи Анатоля Курагина и Долохова Искренность, естественность, любовь, уважение друг к другу (объяснения Сони с Николаем, Наташи с Борисом). Заинтересованность в судьбе друг друга (Наташа — Соня, Наташа — Николай). Занятия (увлечение пением, танцами). Главное в отношениях — душа Сложность положения княжны Марьи в семье — ей не с кем поделиться своей духовной жизнью. В отношениях с Андреем — глубокая привязанность и любовь. В детях Болконских — высокая честность и чувство собственного достоинства (отказ княжны Марьи от брака с Анатолем). Религиозность, доброта княжны Марьи (отношения с божьими людьми, с Лизой)
4. Близость к природе. Семьи чаще живут в имениях (Отрадном, Лысых Горах), чем в столицах Умение тонко чувствовать природу (лунная ночь в Отрадном; сцена охоты; катание на Святках). Ощущение гармонии человека и природы Постижение вечности и величия природы князем Андреем (аустерлицкое небо, описание дуба на пути в Отрадное). Постоянная жизнь в Лысых Горах — естественная связь с природой княжны Марьи и старого князя Болконского
5. Отношение к народу Восприятие народности и близость к народу на эмоциональном уровне (сцена охоты, песня дядюшки, пляска Наташи) Разумное восприятие народных проблем: преобразования в Богучарове, направленные на улучшение жизни крестьян. Отношения Андрея с солдатами
6. Патриотизм. Отношение к войне. Сравните: — отношение к войне на вечере у А. П. Шерер; — поведение на войне Жеркова, Бориса Друбецкого, Анатоля Искренний патриотизм, боль за свою Родину. Сражается на войне Николай; Петя, совсем еще мальчик, уходит на войну в 1812 г. с согласия родителей и погибает в первом бою. Наташа требует отдать подводы раненым. Ростовы покидают свои дома, как и многие жители Москвы Глубокий патриотизм и отца, и детей. Андрей сражается во время войны 1805—1807 гг., уходит в отряд Багратиона, в 1812 г. уходит из штаба, командует полком (солдаты называют его «наш князь»). Старый князь Болконский сам пытается защищать свою землю. Княжна Марья отказывается от покровительства врагов и уезжает из Лысых Гор, которые должны захватить французы
7. Недостатки Доброта иногда носит внешний характер (история Сони). Проявление жесткости Николая по отношению к крестьянам. Непрактичность, мотовство отца Ростова Тяжелый, иногда самодурный характер старого князя Болконского (история с мадемуазель Бурьен)
8. Отношение автора к героиням Наташа — любимая героиня Толстого, идеал женщины, смысл жизни которой в семье Княжна Марья тоже идеал женщины, которая, по мнению автора, способна быть хранительницей очага
9. Отношение автора к семьям. Автобиографичность Автор любит эту семью, изображая ее реалистически, но привлекательно. Многие герои несут в себе автобиографические черты: Николай Ростов — черты отца писателя, Наташа — родственницы жены писателя Автор любит эту семью. Хотя жесткость воспитания не всегда привлекательна, но понятие чести ставит эту семью очень высоко. Автобиографические черты в старом князе Болконском — дед по линии матери, в княжне Марье — черты матери (скорее ощущения, что его мать была именно такой). Андрей Болконский воплощает мысли самого Толстого

Урок может быть проведен и в форме диспута «Какое воспитание вам ближе: воспитание в семье Ростовых или воспитание в семье Болконских? Почему?»
Итог урока. Отношения отцов и детей в семьях Ростовых и Болконских, основанные на любви, взаимопонимании и доверии, — образец для подражания.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал