Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Перевод В. Набокова 5 страница






Урок 84. «Такая уж я зародилась, горячая!» 13

Протест Катерины против «темного царства». Духовное самосознание Катерины. Нравственная проблематика пьесы. Анализ эпизода.

Задачи урока — выяснить, почему именно Катерина способна противостоять «темному царству»; проследить, как формировался ее характер, какие черты являются в нем главными, как развивается ее конфликт с миром Кабанихи; понять, почему в системе действующих лиц Катерина стоит отдельно.
Вопросы и задания для обсуждения
1. Почему мы не можем назвать ее ни «жертвой», ни «хозяйкой»? (Ответ в чертах ее характера.)
2. Какие черты ее характера проявляются в первых же репликах? (Прямота, неспособность лицемерить и лгать. Конфликт намечается сразу: Кабаниха не терпит в людях чувства собственного достоинства, непокорности, а Катерина не умеет приспосабливаться и покоряться.)
3. Откуда появились в героине эти черты? Зачем автор только о Катерине рассказывает так подробно, говорит о ее семье, детстве? Как воспитывалась Катерина? Какая атмосфера окружала ее в детстве и в семье мужа?

В детстве В семье Кабановых
«Точно птичка на воле»; «маменька души не чаяла»; «работать не принуждала». Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду «Я у вас завяла совсем»; «да здесь все как будто из-под неволи». Атмосфера дома — страх. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?»
Черты Катерины: свободолюбие (образ птицы); независимость; чувство собственного достоинства; мечтательность и поэтичность (рассказ о посещении церкви, о снах); религиозность; решительность (рассказ о поступке с лодкой) Принципы дома Кабановых: полное подчинение; отказ от своей воли; унижение попреками и подозрениями; отсутствие духовных начал; религиозное лицемерие
Вывод. Для Катерины главное — жить согласно своей душе Вывод. Для Кабанихи главное — подчинить, не дать жить по-своему

Общий вывод. Взаимоотношения героев находятся в состоянии резкого контраста и рождают непримиримый конфликт.
1. В чем выражается протест Катерины? Почему мы можем назвать ее любовь к Борису протестом? (Любовь — это и есть стремление жить по законам своей души.)
2. В чем сложность внутреннего состояния героини? (Любовь к Борису — это не только свободный выбор, диктуемый сердцем, но и обман, который ставит Катерину в один ряд с Варварой; отказ от любви — это подчинение миру Кабанихи, а выбор любви — это и счастье, и мучение Катерины. Но, выбрав любовь, она сознательно обрекает себя на мучения.)
3. Как в сцене с ключом, сценах свидания и прощания с Борисом показаны мучения героини, борьба с собой? Это ее сила или слабость? Проанализируйте лексику, построение предложений, фольклорные элементы, связи с народной песней. Сцена с ключом: «Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его». Сцена свидания: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» Сцена прощания: «Друг мой! Радость моя! Прощай!» (Все три сцены показывают решительность героини. Она нигде не изменила себе: решилась на любовь по велению сердца, призналась в измене по внутреннему чувству свободы (ложь — всегда несвобода), пришла проститься с Борисом не только из-за чувства любви, но и из-за чувства вины: он пострадал из-за нее. Она бросилась в Волгу по требованию своей свободной натуры.)
4. Докажите, что смерть Катерины — это протест. (Гибель Катерины — это протест, бунт, призыв к действию, так как после ее смерти Варвара сбежала из дома, Тихон обвинил мать в смерти жены, Кулигин бросил упрек в немилосердности.)
5. Сможет ли город Калинов жить по-старому?
Итог урока. Катерина отличается внутренней силой и свободолюбием, так как в детстве она не испытывала давления со стороны своих родителей, росла соответственно своей натуре; поэтому она и не сломалась под давлением «темного царства», смогла отстоять чувство собственного достоинства. Город Калинов не сможет после смерти Катерины жить по-старому, ведь ее смерть пробудила у его жителей первые слова протеста.

1 Ги де Мопассан. Ожерелье // Французская новелла XIX века. — М.; Л., 1950. — С. 533.
2 Цит. по.: Краткая литературная энциклопедия. — М., 1967. — С. 962.
3 См.: Плеханов Г. В. Искусство и литература. — М., 1948.
4 См.: Адмони Г. В. Г. Ибсен. — М., 1956.
5 См.: Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. 1906—1908. — М., 1994.
6 Идеи уроков по творчеству Гончарова принадлежат заслуженному учителю РФ В. А. Фаткулловой.
7 См.: Мельник В. И. Илья Обломов и «лишние люди» в русской литературе. — М., 1991.
8 Гончаров И. А. Обломов // И. А. Гончаров. Избр. соч. — М. — Л., 1948. — С. 267.
9 См.: Кулешов В. И. Этюды о русских писателях. — М., 1982.
10 Гончаров И. А. Собр. соч. — М., 1955. — Т. 8. — С. 491—492.
11 См.: Добролюбов Н. А. Луч света в темном царстве // Н. А. Добролюбов. Собр. соч.: В 9 т. — М., 1963. — Т. 6.
12 Островский А. Н. Гроза // А. Н. Островский. Избр. соч. — М.—Л., 1948. — С. 136.
13 Островский А. Н. Гроза // А. Н. Островский. Избр. соч. — М.—Л., 1948. — С. 142.

Уроки 85—86. «Что тут должен делать критик?» 1

Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Пьеса в оценке Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева, А. А. Григорьева. Подготовка к домашнему сочинению по драме «Гроза».

Задача уроков — выяснить, в чем своеобразие разных взглядов на пьесу «Гроза», какие герои вызывают больше всего споров.
Споры вокруг «Грозы» определяются, во-первых, природой жанра, так как произведение, предназначенное для сцены, предполагает различные трактовки (например, можно вспомнить, как по-разному играли Катерину П. Стрепетова и М. Ермолова); во-вторых, своеобразием содержания, так как в пьесе социально-нравственный конфликт; в-третьих, активным развитием критической мысли в данный период.
Урок может быть проведен с использованием групповой формы учебной работы.
Группа теоретиков
— В чем жанровое своеобразие пьесы? Пьеса «Гроза» — драма или трагедия?
— Ряд исследователей рассматривают «Грозу» как трагедию. Соответствует ли пьеса такому определению?

Характерные черты трагедии В пьесе «Гроза»
В трагедии «...особо напряженный, непримиримый конфликт, оканчивающийся чаще всего гибелью героя. Герой оказывается перед превосходящим его силы препятствием» («Литературоведческий словарь» под ред. Л. И. Тимофеева) Напряженный, трагически острый конфликт приводит к гибели героини
«Только человек высшей природы может быть героем или жертвою трагедий» (В. Белинский). «Она нуждается в благородных характерах» (Аристотель) Сильный, страстный характер Катерины позволяет считать ее жертвою трагедии
Конфликт трагедии, «исключительный по своей значимости, отражающий в наиболее заостренной форме ведущие, прогрессивные тенденции общественно-исторического развития» («Литературоведческий словарь») Катерина вступает в борьбу не частного характера, а общественного: «темное царство» — пробуждающаяся личность
Изменение исходной позиции в конце трагедии Гроза пронеслась над городом, и в конце пьесы все стало иным

Вывод. Сильный, протестующий характер Катерины, ее оканчивающаяся гибелью непримиримая борьба поднимают «Грозу» до уровня народной трагедии. Но сам Островский называет ее драмой, так как героиня пьесы происходит из патриархальной мещанской среды и большое внимание уделено в пьесе бытовой стороне жизни.
Группа критиков
Работа в группе ведется по материалам статьи Н. Добролюбова «Луч света в темном царстве» (1860), Д. Писарева «Мотивы русской драмы» (1864) и Ап. Григорьева «После „Грозы“ Островского» (1860).
1. Расскажите о взглядах Добролюбова на пьесу, опираясь на цитатный план:
— «Островский обладает глубоким пониманием русской жизни».
— «Он захватил такие общие стремления и потребности, которыми проникнуто все русское общество».
— «Произвол, с одной стороны, и недостаток сознания прав своей личности — с другой, — вот основания, на которых держится все безобразие взаимных отношений».
— «Помимо их, не спросясь их, выросла другая жизнь, с другими началами, и хотя далеко она, еще не видна хорошенько, но уже дает себя предчувствовать и посылает нехорошие видения темному произволу самодуров».
— «Характер Катерины... составляет шаг вперед во всей нашей литературе».
— «Русский сильный характер в „Грозе“ поражает нас своей противоположностью всяким самодурным началам».
— «Решительный, цельный русский характер, действующий в среде Диких и Кабановых, является у Островского в женском типе... самый сильный протест бывает тот, который поднимается... из груди самых слабых и терпеливых».
— «Грустно, горько такое освобождение... В том-то и сила ее характера, оттого-то „Гроза“ и производит на нас впечатление освежающее».
— «Конец этот кажется нам отрадным... в нем дан страшный вызов самодурной силе».
2. Расскажите о взглядах Д. И. Писарева. В чем выражается его полемика с Добролюбовым?
— «Натура» Добролюбова и «личность» Писарева.
— Оценка Катерины как героини, еще не ставшей развитой личностью.
— Стихийность и противоречивость образа, действующего под влиянием чувства.
— Оценка самоубийства как действия неожиданного.
3. Каковы взгляды на пьесу «Гроза» у Ап. Григорьева?
— Народность — главное в творчестве Островского.
— Именно народность определяет своеобразие характера Катерины.
Группа театроведов
Пьеса обрела на сцене бессмертие, но каждый спектакль — это своя трактовка, свой взгляд, своя интерпретация, поэтому необходимо рассказать об основных постановках «Грозы».
— Первая исполнительница роли Катерины — Л. Б. Косицкая, которая готовила роль с Островским. Ее исполнение — это порыв к мечте. Главное в образе — «отчего люди не летают?».
— Г. Н. Федотова не расставалась с ролью Катерины 35 лет. Ее стиль — задушевность и поэтичность.
— П. Стрепетова — «создала нам мученицу, русскую женщину. И мы видели это мученичество во всем его ужасе, но и во всей его нетленной красоте» (В. Дорошевич). О последней сцене писал Суворин: «Так это просто случилось! Ни крика, ни отчаяния... Сколько их умирает так просто, молчаливо».
— М. Н. Ермолова подчеркивала внутреннюю энергию, готовность к протесту. Это мужественная женщина — «луч света в темном царстве».
— В фильме режиссера Петрова (1934) Катерина — А. К. Тарасова — жертва. Герои даны слишком прямолинейно, без сочувствия к Катерине, которая одинока в этом страшном мире, она обречена.
— Е. Козырева (Московский театр им. Маяковского) показала утверждение победы света и добра над тьмой и невежеством. В последней сцене — воля, а не отчаяние.
Вывод. Разноплановое сценическое воплощение драмы «Гроза» является своеобразным продолжением полемики, начатой Добролюбовым и Писаревым. Основной спор касается образа главной героини: жертва она или «луч света», сила в ней или слабость, последняя сцена — протест или смирение?
Многие театры и сегодня включают в свои репертуары драму «Гроза», и это говорит о том, что Островский сумел подметить типичные, вневременные черты.
Итог уроков. Статьи, посвященные пьесе, многоплановые сценические воплощения показывают интерес к «Грозе». Чем же он вызван? Скорее всего, тем, что Островский сумел увидеть в, казалось бы, семейном конфликте конфликт общечеловеческий, вечный. Никогда свободный человек не сможет подчиняться самодурным началам. Неся на себе бытовой колорит XIX в., пьеса удивительно современна.

Уроки 87*—88*. «Пусть гибну я, любви одно мгновенье дороже мне годов тоски и слез» 2

Любовь в пьесах А. Н. Островского «Гроза», «Снегурочка», «Бесприданница».

Задачи уроков — проследить, как меняется тема любви в пьесах, написанных в разное время, почему она меняется и как время написания влияет на изменение замысла.
Все три пьесы Островского: «Гроза» (1860), «Снегурочка» (1873), «Бесприданница (1879) — о любви. Они тесно связаны между собой, и поэтому возможно проведение урока, объединяющего все три произведения.
Вопросы и задания для обсуждения
1. Что объединяет эти пьесы?
(Состояние любви: Снегурочка — состояние до любви (Лель), затем любовь к Мизгирю; Катерина — кажущаяся любовь к мужу, затем настоящая к Борису; Лариса — любовь к Паратову, затем «я любви искала и не нашла».)
(Героини: в центре каждой пьесы — сильная женщина, готовая ради любви на все.)
(Персонажи, которые служат для раскрытия образов героинь.)
(Столкновение любви с окружающим миром.)
2. В чем особенности конфликта каждой пьесы? (Сюжетные связи и конфликт усложняются, что показывают схемы.)

3. Сравните поведение героинь и героев и подумайте, кто выше, сильнее духовно: мужчина или женщина? Почему? (Катерина поступает по зову сердца, но нарушает нравственные законы мира «темного царства». Ее любовь взаимная. Снегурочка проходит путь от нелюбви к любви, приобретая чувство собственного достоинства, отвечает Мизгирю, что не продает свою любовь. Любовь взаимная. Лариса поступает по зову сердца, уезжая с Паратовым за Волгу, идет вслед за своей любовью, но сталкивается с обманом.)
4. Катерина изменила мужу, Снегурочка — Лелю, Лариса — жениху. Как оценить измену? Осудить? Оправдать? Понять?
5. Почему герои-мужчины не могут подняться на такую же высоту? Сравните их поведение. (Мизгирь способен пожертвовать собою ради любви, он свободнее, а значит, сильнее других. Борис и Тихон зависимы, значит, слабее, безвольнее. Паратов, Карандышев тоже зависимы, один от денег, другой от своего самомнения, поэтому тоже слабее героинь, которые сами распоряжаются собой и своей любовью.)

«Гроза» Все герои говорят о любви, но более всех Катерина. Речь идет о разной любви: родительской, сыновней, дружеской и о любви как высоком духовном чувстве. Первые и последние реплики о такой любви принадлежат Катерине. В 4-м действии, где побеждает «темное царство», вообще нет реплик со словом «любить». Реплики со словом «любить» раскрывают характер героев. Катерина: «Давно люблю»; Борис: «Уж я коли полюбил», «кабы вы знали, как я люблю вас...», но «никто и не узнает про нашу любовь»
«Снегурочка» Тема любви заявлена более прямолинейно. Для Снегурочки любовь — это путь к тому, чтобы стать человеком. Для Бобыля и Бобылихи любовь — товар, который нужно продать подороже. Для Мизгиря — путь от «осыплю дарами», «цены своей не знаешь» до гибели во имя любви
«Бесприданница» Любовь — это путь Ларисы от реплики «я еще только хочу полюбить» через сомнения: «все себя любят, когда же меня-то будет любить кто-нибудь», «кабы любовь была равная» до неверия: «уж я не верую в любовь», «я любви искала и не нашла, ее нет на свете». — Вожеватов, Кнуров: Лариса — бриллиант; — Карандышев: Лариса — кукла; — Паратов: Лариса — вещь («не могу уступить»); — Кнуров, Вожеватов: Лариса — вещь (разыгрывают в орлянку); — Карандышев: Лариса — вещь; — Лариса о себе: Я вещь

6. Любовь является движущей силой сюжета. Проследите за репликами героев, которые говорят о любви.
7. Как окружающий мир воспринимает любовь? Возможна ли она в этом мире?

«Снегурочка» Мир сказки, берендеев, патриархальный мир, живущий по законам любви. Это далекое время, но автор привносит туда проблемы своего времени (1870-е гг.), поэтому Бобыль и Бобылиха — олицетворение мира наживы
«Гроза» «Темное царство» не примет любви Катерины
«Бесприданница» Это самый трагичный мир (1880-е гг.) — в нем любовь невозможна

8. Победила или побеждена героиня?
9. Кто же будет молиться за героинь, погибших за любовь? (Перед смертью Катерина говорит: «Кто любит, тот будет молиться».)
В заключение урока могут прозвучать слова о любви из стихотворения Петра Вегина, созвучные разговору на уроке:

Хранительница очага, ты разрушаешь очаг, Синий огонь кипит в отчаянных очах. Воительница в любви, что драма тебе, что срам? И ты разрушаешь дом, чтобы построить храм.

Итог уроков. Сопоставляя три пьесы А. Н. Островского, можно увидеть, что в них много общего (тема, сильные героини, конфликт), но в то же время они очень разные. Если в «Грозе» патриархальный купеческий мир, лишенный гармонии, вступает в конфликт с Катериной, защищающей свое человеческое достоинство, то в «Снегурочке» автор обращается к языческим временам, к истокам, надеясь там найти гармонию отношений, и не находит. В «Бесприданнице», написанной в 1880-е гг., показан мир, в котором вообще не может быть любви и гармонии.

Уроки 89*—90*. «Тут все в порядке, братец, как в лесу быть следует» 3

А. Н. Островский. «Лес». Проблематика, конфликт, композиция, система образов. Нравственный смысл и символика комедии.

Задача уроков — показать на примере пьесы «Лес» своеобразие пьес этого периода в творчестве Островского, роль композиции и системы героев в раскрытии конфликта.
В конце 1860—1870-х гг. A. H. Островский пишет ряд острых сатирических комедий, самой интересной из которых является «Лес». Продолжая традиции Н. В. Гоголя и М. Е. Салтыкова-Щедрина, драматург поднимает проблему оскудения привилегированных сословий. Здесь появляются иные герои, а пьеса изображает достаточно острый нравственно-социальный конфликт.
На уроках, посвященных обсуждению пьесы «Лес», следует остановиться на четырех моментах:
1. Символическое значение названия пьесы. Лес — это образ русского национального мира.
2. Противостояние нравственным порокам благородных свойств, причем нравственные пороки — это качества привилегированных сословий, а благородные свойства присущи чаще бедным людям.
3. Смысловая роль игры. Игра как форма жизни. Герои-актеры.
4. Своеобразие пьесы. Приемы авторского стиля.
Четыре направления работы на уроке определят и его форму. Можно обсуждать пьесу со всем классом, а можно дать задания по группам. В любом случае беседа начинается с названия. Таким образом, первое направление работы — выявление символического смысла названия пьесы.
Вопросы для обсуждения
1. Какой смысл имеет название пьесы? Только ли о конкретном лесе говорится в комедии? Как сочетаются между собой два пространства: лес и сад?
(Значения названия: конкретное — тот лес, который продают; символическое — лес как своеобразное состояние отношений между людьми; нравственное — лес, который может помочь людям стать счастливее; обобщенное — лес как образ русского национального мира (вспомните Русь, окруженную дебрями).) Интересно, что в декорациях лес появляется только во втором действии, когда встречаются Аксюша и Петр. В этом же действии из леса выходят Несчастливцев и Счастливцев. Конкретно о лесе говорят немного, но он как будто присутствует во всех действиях.
Для анализа текста следует выбрать следующие эпизоды: действие 1, явл. 1, 6; действие 2, явл. 1, 2, 7; действие 3, явл. 4; действие 5, явл. 9.
Вопросы для обсуждения
Действие 1, явл. 1, 6
1. Как говорят о лесе Аксюша и Карп? Как характеризует их такое отношение к лесу? Почему Аксюша на слова Карпа отвечает: «Не дай Бог»? Почему она не хочет, чтобы деньги за проданный лес пошли ей на приданое?
2. О каком лесе идет речь? Только ли о том, который собираются продавать?
3. Как раскрываются характеры Гурмыжской и Восмибратова в их разговорах о лесе? Что их интересует в лесе прежде всего?
4. Почему об одном и том же лесе герои говорят абсолютно по-разному — в зависимости от выгоды?
5. Чья еще судьба зависит от продажи леса?
Действие 2, явл. 1, 2, 7
1. Какую роль играет лес во втором действии? во время свидания Аксюши и Петра? во время прихода Несчастливцева и Счастливцева?
2. Символом чего становится лес во время расплаты Восмибратова с Гурмыжской?
Действие 3, явл. 4
Как вы понимаете фразу Карпа: «Да и то сказать — образование; а здесь-то что? Одно слово: лес»?
Действие 5, явл. 9
Как вы понимаете монолог Несчастливцева: «Аркадий, нас гонят. И в самом деле, брат Аркадий, зачем мы зашли, как мы попали в этот лес, в этот сыр дремучий бор? Зачем мы, братец, спугнули сов и филинов? Что им мешать! Пусть их живут, как им хочется! Тут все в порядке, братец, как в лесу быть следует. Старухи выходят замуж за гимназистов, молодые девушки топятся от горького житья у своих родных: лес, братец».
Вывод. 1) Образ-символ «лес» помогает раскрыть характеры героев, так как он постоянно присутствует в разговорах о продаже леса, о деньгах, которые получат за него, в репликах Карпа, переживающего, что все продают, в решении судьбы Аксюши и Петра. 2) Лес олицетворяет собой «сыр дремучий бор», т. е. безнравственность ряда героев; в более широком смысле лес — это что-то темное, дремучее, непролазное. 3) Лес показан и как некая сила, которая отомстит героям, продавшим его, потому что за продажей — разорение.
Второе направление работы — это изучение системы образов.
К первой группе мы отнесем героев из привилегированных сословий: Гурмыжская, Буланов, Милонов, Бодаев.
Вопросы и задания для обсуждения
1. Что можно сказать, анализируя их фамилии? Сопоставьте две последние, что они напоминают? Случайно или нет Островский взял для героя фамилию Милонов, напоминающую персонажа комедии Фонвизина «Недоросль»?
2. Почему в описании героев (афиша) такое большое внимание уделяется их одежде: Гурмыжская «одевается скромно, почти в трауре», Милонов «одет изысканно, в розовом галстуке», Бодаев «в черном сюртуке, наглухо застегнутом, с крестами и медалями по-солдатски»?
3. Расскажите о Гурмыжской. Как о ней говорят в уезде? Почему она считается самой добродетельной?
4. Докажите, что в образе Гурмыжской два плана. Для этого проанализируйте диалог с Улитой, в котором они вспоминают прошлое.
5. Как раскрывается характер героини в сопоставлении с другими героями: Аксюшей, Карпом, Булановым?
6. Чем для Гурмыжской стал лес? Почему Восмибратов пытается обмануть помещицу, расплачиваясь с ней?
7. В чем выражается безнравственность героини?
8. Какой смысл в пьесе имеют образы Милонова и Бодаева?
9. Как показан Буланов? Почему о нем говорится, что он недоучившийся в гимназии? Зачем Гурмыжская рассказывает о его богатом прошлом и о бедном настоящем?
Ко второй группе мы отнесем героев бедных по материальному достатку, но богатых душевно: Аксюша, Петр, Несчастливцев.
Вопросы для обсуждения
1. О чем говорит описание девушки: «одета чисто, но бедно, немного лучше горничной»?
2. Что мы узнаем о ее судьбе? Какую роль в ее жизни сыграла Гурмыжская и какую хочет еще сыграть?
3. Как характеризует Аксюшу ее отношение к лесу, к деньгам, которые якобы пойдут ей на приданое?
4. Как ведет себя девушка с Булановым, с Гурмыжской, т. е. с теми людьми, от которых она зависит?
5. Почему к ней Карп относится хорошо, а Улита плохо? Зачем Гурмыжская заставляет Улиту следить за Аксюшей?
6. Какие поступки говорят о сильной любви Аксюши и Петра? Сравните их любовь с «любовью» Гурмыжской и Буланова?
7. Какую роль в пьесе играет актер Несчастливцев? Что можно о нем сказать по его монологам?
8. Как меняется его отношение к тетушке, которую он сначала защищает от Восмибратова, а потом, узнав о ее романе, требует у нее свои деньги?
9. Почему именно он помогает Аксюше и Петру?
10. Как вы думаете: Несчастливцев — талантливый актер или нет?
Есть мнение, что в образе Несчастливцева отразились черты двух актеров: Николая Хрисановича Рыбакова (1811— 1876) и Корнелия Николаевича Полтавцева (1823—1866). Рыбаков — провинциальный актер, игравший преимущественно в театрах южных губерний России и Поволжья. Он был чужд «торгашескому духу старого провинциального театра», противостоял ему «всей своей жизнью». Полтавцев — тоже провинциальный актер, игравший вначале в Москве. Он «обладал прекрасными данными, но яркая эмоциональность сочеталась в его исполнении со склонностью к ложной патетике, внешним эффектам» («Театральная энциклопедия», 1965).
Вывод. Распределив героев по группам, мы видим, что представители привилегированного сословия лишены человеческих чувств, они безнравственны, эгоистичны, лицемерны, а другие герои способны помочь, они добры, верны и преданны. Получается, что бедные сохранили в себе нравственные качества, а богатые нет. Но Островский не решает так прямолинейно эту проблему: богатый — безнравственный, а бедный — нравственный. Буланов, обеднев, почему-то не приобрел положительных качеств, а стал еще более отвратителен в своем стремлении любыми путями добиться материального благополучия, актер Счастливцев тоже не прочь приобрести деньги даже не очень честно, а слуга Карп вызывает наши симпатии.
Третье направление исследовательской работы учащихся связано с игрой. Во-первых, в пьесе непосредственно появляются герои-актеры; во-вторых, герои играют, пытаясь скрыть свои истинные намерения. Наблюдая над текстом, школьники выбирают все цитаты, связанные с игрой.
Действие 1, явл. 2
Буланов играет роль хозяина дома, пытаясь приказывать Карпу. Аксюша говорит: «Что я здесь за игрушка для всех?»
Действие 2, явл. 4
Гурмыжская играет роль непонятой благодетельницы.
Милонов играет роль человека, восторгающегося Гурмыжской.
Действие 1, явл. 7
Гурмыжская подозревает Аксюшу в том, что она играет перед ней хитрую роль. Она же говорит: «...я тебя кормлю и одеваю и заставлю играть комедию».
Действие 2, явл. 2
Появляются Несчастливцев и Счастливцев. Из их разговора мы узнаем, как живется актерам. Два актера введены для противопоставления: первый — трагик, готовый помочь другим, второй — комик, думающий прежде всего о себе.
Действие 3, явл. 4
Счастливцев играет слугу Несчастливцева, который, в свою очередь, играет отставного военного, получается спектакль в спектакле.
Действие 3, явл. 12
Слова Гурмыжской о себе: «Играешь-играешь роль, ну и заиграешься».
Действие 5, явл. 9
Несчастливцев произносит монолог из Шиллера.
Вывод. Почти все герои играют какие-то свои роли, кто-то играет благородство, прикрывая свои неблаговидные поступки, кто-то играет в силу своей профессии, кто-то пытается заставить других играть по своей воле. «Весь мир лицедействует».
Четвертое направление работы — это изучение художественных особенностей пьесы.
1. Особенности жанра.
— Как можно определить жанр пьесы?
— Почему Островский назвал «Лес» комедией? В чем ее жанровые особенности? (Это сатирическая комедия, цель которой — разоблачить порок.)
2. Парные герои.
Зачем введены парные герои: Несчастливцев — Счастливцев; Улита — Карп; Милонов — Бодаев? (Они выполняют двойную роль: во-первых, противопоставляются друг другу (Мейерхольд в спектакле «Лес» трактовал Несчастливцева и Счастливцева как Дон Кихота и Санчо Панса); во-вторых, дополняют друг друга, например, Милонов восхваляет Гурмыжскую, а реплики Бодаева противоположны:
Милонов. Раиса Павловна, поверьте мне, все высокое и все прекрасное...
Гурмыжская. Верю, охотно верю. Садитесь, господа!
Бодаев. Надоели.)
3. Сопоставление реплик.
Найдите реплики, которые перекликаются между собой. (Бодаев. И вам не стыдно, что ваш племянник, дворянин, пишет, как кантонист? (действие 1, явл. 4); Несчастливцев. Где ж тебе со мной разговаривать! Я чувствую и говорю, как Шиллер, а ты, как подъячий! (действие 5, явл. 9).)
4. Роль второстепенных героев.
— Какова роль Карпа и Улиты? Почему Карп не любит Улиту?
— Определите отношение Карпа к другим героям. (На просьбу Аксюши откликается сразу; на требование Буланова не обращает внимания.)
5. Роль природы.
— Каким в пьесе показано пространство действия? (Дом окружен садом, а сад лесом — глушь при внешней цивилизованности.)
6. Необычные герои-актеры. «Пьеса в пьесе».
— Найдите монологи, где актеры исполняют свои сценические роли. Какой двойной смысл заключен в этих монологах?
Итог уроков. Комедия «Лес» поднимает проблемы человеческих взаимоотношений, милосердия, добра и зла, нравственного и безнравственного. Островский уверен, что добро существует, т. к. простые люди сохраняют в себе нравственные начала. В пьесе проявляется высокое мастерство драматурга.
Изучение темы завершается сочинением или контрольной работой.

Урок 91. «Мне борьба мешала быть поэтом, песни мне мешали быть борцом» 4

Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Социальная трагедия народа в городе и деревне. Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. «В дороге», «Еду ли ночью по улице темной...», «Забытая деревня» и др.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал