Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
От составителяСтр 1 из 5Следующая ⇒
Основы теории коммуникации Планы семинарских занятий
Согласовано Декан факультета лингвистики и перевода ______________ Л.А. Нефедова «____»2005 г.
Челябинск 2005
Одобрено учебно-методической комиссией факультета лингвистики и перевода Челябинского государственного университета.
Предназначается для студентов второго курса очного отделения факультета лингвистики и перевода.
Составитель преподаватель кафедры теории и практики перевода О.В. Шефер
Рецензент канд. филол. наук, доц. кафедры теории и практики английского языка Л.В. Житникова
От составителя Всестороннее изучение человеческого общения в самых различных его проявлениях – от межличностного до средств массовой информации, позволяет выделить эту уникальную область научных исследований в отдельную академическую дисциплину. В рамках данного курса проблема коммуникации рассматривается на разных уровнях: общетеоретическом, методологическом, терминологическом, культурологическом. Многие дисциплины попадают в поле зрения данной отрасли научного знания: философия, лингвистика, психология, культурология, социология и политология, что свидетельствует о необходимости системного подхода в изучении «Основ теории коммуникации».
Семинарское занятие 1 Деловая коммуникация (2 часа)
1. Деловая коммуникация и её особенности, виды распростра - нения информации. 2. Деловая беседа (виды и структура). 3. Деловое совещание (виды и цели). 4. Телефонный разговор. Особенности телефонной коммуни - кации.
Основная литература: 1. *Основы теории коммуникации / Под ред. М.А. Василика. М., 2003. С. 500 - 508. 2. Русский язык и культура речи / Под ред. В.И. Максимова. М., 2001. С.149 -176. 3. Тренёв Н.Н. Основы делового общения // Менеджмент в России и за рубежом. М., 2000. №5. С. 24 - 42.
Дополнительная литература: 1. Психология и этика делового общения: Учеб. для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. М., 2000. 2. Эрнст Отто. Слово предоставлено Вам: (Практические реко - мендации по ведению деловых бесед и переговоров). М., 1988. 3. Аллан Пиз. Язык телодвижений: Как читать мысли других по их жестам. СПб., 1997. С. 208 - 218.
Семинарское занятие 2
Рекламная коммуникация (2 часа)
1. Реклама: понятие и функции, цели и виды. 2. Рекламные средства и их классификация.
_______________________________________________________ * Данные источники имеются в научной библиотеке ЧелГУ.
3. Рекламный текст (сообщение) и его свойства. Виды реклам - ных текстов. Коммуникативная функция рекламных текстов. 4. Маркетинговые коммуникации.
Основная литература: 1. * Гермогенова Л.Ю. Эффективная реклама в России. Практика и рекомендации. М., 1994. С.10 - 11, 20 - 24, 41 - 45, 55 - 69. 2. * Денисон Делл, Линда: Учеб. по рекламе: как стать извест - ным, не тратя денег на рекламу. Минск, 1996. С. 70 - 83, 100 - 102. 3. * Мокшанцев Р.И. Психология рекламы. М.; Новоси - бирск, 2002. С.5 - 23, 65 - 102. 4. * Музыкант В.Л. Реклама: международный опыт и рос - сийские традиции. М., 1996. С. 23 - 24, 58 - 61, 73 - 83, 159 - 163. 5. *Основы теории коммуникации / Под ред. М.А. Василика. М., 2003. С. 508 - 511. 6. * Панкратов Ф.Г., Серегин Т.К., Шахурин В.Г. Рекламная деятельность. М., 1998. С. 7 - 11, 38 - 47, 69 - 75, 101 - 112. 141 - 143, 188 - 196, 200 - 207, 213.
Дополнительная литература: 1. Голубкова Е.Н. Маркетинговые коммуникации. М., 2000. 2. Медведева Е.В. Рекламная коммуникация. М., 2003. 3. Реклама от «А» до «Я»: Слов. терминов. Казань, 1992. Семинарское занятие 3 Вербальная коммуникация (2 часа)
1. Речь как способ передачи информации: а) речевая коммуникация и её модель; б) формы и типы речевой коммуникации; в) особенности речевой коммуникации (нравственность речи, позиция слушающего, сознательное / бессознательное и ложь); г) три типа приема и передачи информации. 2. Целевые установки речи и их классификация: а) ритуальная речь; б) провокационная речь; в) императивная речь; г) убеждающая речь. 3. Условия успешного общения. Причины коммуникативных неудач. Этика речевого общения. 4. Жанры вербальной коммуникации (беседа, разговор, рассказ, история, письмо, записка, дневник).
Основная литература: 1. *Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуни - кации. М., 1987. С. 6 - 16. 2. *Зарецкая Е.Н. Риторика: теория и практика речевой комму - никации. М., 1998. С.10 - 104. 3. *Виноградов С.И. Культура русской речи. М., 1998. С. 58 - 72, 83 - 93. 4. *Основы теории коммуникации / Под ред. М.А. Василика. М., 2003. С. 184 - 205. 5. *Русский язык и культура речи / Под ред. В.И. Максимова. М., 2001. С. 20 – 26.
Дополнительная литература: 1. Кохтев Н.Н. Риторика. М., 1994.
Семинарское занятие 4
Невербальная коммуникация (4 часа)
1. Невербальные средства коммуникации: а) мимика; б) жесты; в) позы; г) темп речи; д) дикция; е) интонация; ж) азбука Морзе. 2. ”Body Language”- язык телодвижений. 3. Кинестика, проксемика, паралингвистика и другие науки, изучающие невербальную коммуникацию. 4. Роль невербальной коммуникации в процессе межкультурно- го общения.
Основная литература: 1. Аллан Пиз. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. СПб., 1997. С. 11 - 30, 78 - 98. 2. *Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. СПб., 1997. 3. Джон Фоли. Энциклопедия знаков и символов. М., 1996. С. 83 - 117, 134 - 137. 4. *Джулиус Фаст. Язык тела. Ростов н / Д., 1997. 5. *Зарецкая Е.Н. Риторика: теория и практика речевой комму -никации. М., 1998. С. 436 - 469. 6. Кравченко А.И. Культурология. М., 2000. С. 41 - 43, 62 - 76, 156 - 168, 430 - 434. 7. Львов М.Р. Основы теории речи. М., 2000. С. 230 - 235. 8. *Основы теории коммуникации / Под ред. М.А. Василика. М., 2003. С. 295 - 334.
Семинарское занятие 5
|