Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде






Система органов надзора и контроля за соблюдением законодатель­ства о труде образует единый механизм, позволяющий эффективно осуще­ствлять правоохранительную функцию государства.

Особое место в регулировании и организации трудо­вых отношений, а также в надзоре и контроле за соблю­дением законодательства о труде занимает Министер­ство труда Республики Беларусь, которое было создано на базе Государственного комитета Республики Беларусь по труду и социальной защите. В систему Министерства труда Республики Беларусь входят: Комитет по занятости населения; Комитет по инспекции труда; Комитет по миграции; соответствующие управления и отделы областных, районных, городских исполкомов.

На Министерство труда возлагается ответственность за проведение государственной политики в области тру­да, занятости населения, трудовой миграции, организацию государственного контроля за соблюдением законода­тельства о труде.

Постановлением Совета Министров Республики Бела­русь от 21 мая 1993 г. № 335 при Государственном ко­митете Республики Беларусь по труду и социальной за­щите была образована Государственная инспекция труда, преобразованная в Комитет по инспекции труда при Министерстве труда.

В соответствии с Положением должностные лица Комитета по инс­пекции труда имеют право в любое время суток про­ходить на территорию, объекты и в помещения нанимателя; требовать ознакомления с любыми документами, для проверки их соответствия законодательству, получать копии этих документов; изымать или брать с собой для анализа образцы используемых и обрабатывае­мых материалов и веществ. Им предоставлено право контролировать выдачу работникам спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, а также запрещать выдачу этих изделий, не отвечающих условиям труда и требованиям нормативно-технической документации и др.

Комитет по занятости населения при Министерстве труда Республи­ки Беларусь призван обеспечивать реализацию в пределах установлен­ной компетенции государственной политики занятости населения и социальной защиты временно незанятых граждан на территории Рес­публики Беларусь. В задачи Комитета входит и осуществление контро­ля за соблюдением законодательства о занятости населения.

Комитет и подведомственные ему органы и организации имеют право вносить в установленном порядке предложения о приостановлении или отмене действия на терри­тории республики противоречащих законодательству нормативных ак­тов и методических материалов министерств и других республиканских органов управления; контролировать выполнение установленных зако­нодательством, коллективными соглашениями гарантий гражданам; да­вать нанимателям разъяснения по вопросам применения законодатель­ства о занятости населения и др.

Специально уполномоченным государственным орга­ном по надзору за соблюдением законодательства о труде является Комитет по надзору за безопасным веде­нием работ в промышленности и атомной энергетике при Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.

Комитет по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике осуществляет возложенный на него технический надзор в республике непосредственно или через образуемые им инспекции, отделы и службы.

Круг полномочий органов Комитета чрезвычайно ши­рок. Должностные лица органов Комитета по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атом­ной энергетике имеют право беспрепятственно посещать любые предприятия, проводить технические расследова­ния обстоятельств и причин аварий, случаев производ­ственного травматизма, имеют доступ к необходимой до­кументации и могут получать любую необходимую информацию. Они могут выдавать должностным лицам предприятий обязательные для исполнения предписания, приостанавливать работы, опечатывать объекты и обору­дование, налагать на должностных лиц, виновных в нару­шениях законодательства об охране труда, штрафы и др.

Государственный энергетический надзор осуществля­ется Государственным комитетом по энергосбережению и энергетическому надзору.

Инспекторы энергонадзора могут давать обязательные для руководителей предприятий, учреждений и организа­ций предписания, в том числе и об отстранении от рабо­ты лиц, не прошедших проверки знания соответствующих инструкций и правил или нарушающих их, а также в со­ответствии со ст. 211 КоАП имеют право налагать штра­фы.

18 июня 1993 г. Верховный Совет Республики Бела­русь принял Закон «О здравоохранении», определяющий государственную политику в области охраны здоровья граждан Республики Беларусь.

Компетенция органов санитарного надзора опреде­ляется Законом «О санитарно-эпидемиологическом бла­гополучии населения» (Раздел 5) и Положением «Об осу­ществлении государственного санитарного надзора в Республике Беларусь» (ст. 5-6).

В общем виде перечень функций этих органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы следующий: они вносят в соответствующие органы государственной власти предложения по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; контролируют исполнение законодательства и санитарных правил; согласовывают проекты норм проектирования; рассматривают предложения об учебно-трудовой нагрузке и примерном режиме занятий для детей в учебно-воспитательных учреж­дениях; взаимодействуют с органами и учреждениями, осуществляю­щими ведомственный санитарный надзор и контроль и др.

Контроль за соблюдением законов и постановлений Национального собрания Республики Беларусь, декретов, указов и распоряжений Президента Республики Беларусь, других актов вышестоящих и местных органов власти всеми расположенными на данной территории предпри­ятиями, учреждениями, организациями и общественными объединениями осуществляет местный Совет депутатов соответствующего территориального уровня (см. ст. 24 Закона Республики Бела­русь «О местном управлении и самоуправлении в Рес­публике Беларусь» от 20 февраля 1991 г. (в ред. от 10 января 2000 г.).

Контроль министерств, государственных комитетов и ведомств за соблюдением законодательства о труде осу­ществляется только в отношении подчиненных им пред­приятий. Такой контроль является ведомственным и про­водится в рамках компетенции, определенной в положении о соответствующем министерстве, государ­ственном комитете, ведомстве.

Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчи­ненные ему прокуроры осуществляют общий надзор за исполнением законов органами власти и управления, предприятиями, учреждениями и организациями, должно­стными лицами и гражданами (см. Закон «О прокуратуре Республики Бела­русь» от 29 января 1993 г.).

Предметом общего надзора является точное и едино­образное исполнение законов всеми юридическими и физическими лицами. При осуществлении надзора проку­ратура не вмешивается в оперативно-производственную деятельность предприятий, учреждений и организаций.

Проверки исполнения законов проводятся на основа­нии сообщений и других имеющихся данных о нару­шениях законности, требующих непосредственного прокурорского реагирования.

Как надзорный орган прокуратура не вправе самосто­ятельно ни отменить противоречащий закону акт, ни на­казать виновное должностное лицо. Прокурорскому над­зору характерны специфические формы реагирования на выявленные нарушения.

Прокурорское реагирование - это акты прокурорского надзора: протест, представление, постановление, предпи­сание, официальное предупреждение.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Комментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь / Под общ. ред. Г.А. Василевича. – Мн.: Амалфея, 2000, Р. V, Гл. 39, с. 1029-1035.

2. Трудовое право: Учебник / В.Н. Артемова, Г.А Василевич и др.; Под общ. ред. Семенкова В.И. – Мн.: Амалфея, 1997, Гл. 19, с. 493-501.

3. О прокуратуре Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 29 января 1993 (с изм. и доп. по состоянию на 20 июня 1996 г.) // Ведомости Верховного Совета Респ. Беларусь. - 1993. - N 10. - Ст. 95.

4. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 20 февраля 1991 (в ред. от 9 октября 2000 г.) // Национальный реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2000. - N 8. - 2/137.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал