Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде
Ст. 463 ТК РБ закрепляет право на общественный контроль. Если государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляется специально уполномоченными государственными органами, то осуществление общественного контроля в этой области общественных отношений законодатель предоставил профсоюзам. Это право вытекает из права профессиональных союзов на контроль за выполнением коллективного договора (соглашения) и др. (см. Закон «О профессиональных союзах» о 22 апреля 1992 г. в редакции от 14 января 2000 г.). Общественный контроль за соблюдением трудового законодательства осуществляется по принципу социального партнерства между профсоюзами, нанимателями и государственными органами. Порядок осуществления общественного контроля профсоюзами определяется Советом Министров Республики Беларусь. Совет Министров Республики Беларусь постановлением № 1630 от 23 октября 2001 г. утвердил Порядок осуществления профсоюзами общественного контроля за соблюдением законодательства о труде. В постановлении определены: объект, предмет, полномочия органов общественного (профсоюзного) контроля, корреспондирующие им обязанности нанимателей, а также средства реагирования, в случае обнаружения нарушений законодательства о труде. В п. 3 Порядка установлено, что профсоюзы могут осуществлять контроль за соблюдением законодательства о труде лишь в отношении тех нанимателей, где работают члены данного профсоюза и создан его первичный выборный орган. Общественный контроль за соблюдением трудового законодательства осуществляется по принципу социального партнерства между профсоюзами, нанимателями и государственными органами. В соответствии с п. 4 Порядка профсоюзам предоставлен широкий круг полномочий. Они имеют право осмотра рабочих мест; наблюдения за выполнением требований охраны труда; проведения проверок; получения от нанимателей необходимой информации и объяснений по вопросам, относящимся к предмету контроля; проводят общественную экспертизу безопасности проектируемых, строящихся и вводимых в эксплуатацию производственных объектов; обращаются в суд с исковыми заявлениями о защите трудовых и социально-экономических прав работников и др. В случае выявления в ходе проверки нарушений законодательства о труде профсоюзы оформляют представление установленного образца об устранении нарушений, которое вручается нанимателю, а при необходимости направляется в органы государственного надзора или в правоохранительные органы. Профсоюзы могут также ходатайствовать о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства о труде. Наниматель, государственные органы обязаны рассмотреть представление профсоюза и в месячный срок письменно уведомить его о результатах этого рассмотрения. Представители профсоюза имеют право участвовать в проверках, проводимых государственными органами по контролю и надзору за соблюдением законодательства о труде, и изложить свое мнение в документах, составленных по результатам проверки. ЛИТЕРАТУРА: 1. Комментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь / Под общ. ред. Г.А. Василевича. – Мн.: Амалфея, 2000, Р. V, Гл. 39, с. 1035-1037. 2. Трудовое право: Учебник / В.Н. Артемова, Г.А Василевич и др.; Под общ. ред. Семенкова В.И. – Мн.: Амалфея, 1997, 501-503 с. 3. О профессиональных союзах: Закон Респ. Беларусь, 22 апреля 1992 (в ред. от 14 июля 2000 г.) // Национальный реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2000. - N 23. - 2/146.
|