Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
И формы
Коллективные договоры и социально-партнерские соглашения в западных промышленно более развитых странах стали заключаться в середине XIX в., когда обе стороны социально-трудовых отношений в ходе антагонистической борьбы трудами капитала начали достигать определенного общего решения, закрепляемого в коллективном договоре или соглашении. Но их правовое регулирование, в том числе международно-правовыми актами МОТ, по существу, началось лишь в первой половине XX в. В России коллективные договоры появились в самом начале XX в., но правовое урегулирование впервые получили лишь в Кодексе законов о труде 1918 года и Положении о порядке утверждения коллективных договоров 1918 года. Социальное партнерство в западных промышленно развитых странах сопровождает появление промышленной (производственной) демократии, когда «дикий» капитализм XIX в., о котором писал К. Маркс, сменяется в результате борьбы рабочего класса за свои права более гибким, делающим уступки этой борьбе, приспосабливаясь к ней, а отношения характеризуются достаточно высоким уровнем жизни, социальной защищенности трудящихся (например, страны Скандинавского полуострова), хотя в ряде стран сохранились старые отношения. Социальное партнерство сглаживает антагонизм труда и капитала, является компромиссом (консенсусом) их интересов, т. е. оно означает переход «от конфликтного соперничества к конфликтному сотрудничеству»'. В России социальное партнерство на более высоком уровне, чем организация, стало впервые регулироваться правом с 1992 года. Основным нормативным актом стал Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от И марта 1992 г. в ред. Федерального закона от 24 ноября 1995 г. с изменениями и дополнениями от 1 мая 1999 г.2, который по-новому урегулировал порядок заключения коллективных договоров. В нем впервые в российском законодательстве употребляются термины «социальное партнерство» и «коллективные переговоры», хотя в мире они появились еще в период Первой мировой войны См.: Россия и социальное партнерство. М., 1993. 2 Ведомости РФ. 1992. №17. Ст. 890; СЗ РФ. 1995. №48. Ст. 4558; 1999. №18. Ст. 2219. 1914—1918 гг., а в международных актах МОТ закреплены после Второй мировой войны. Конвенция Международной организации труда № 98 «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров» (1949 г.)' не только защищает права профсоюзов, но в ст. 4 предусматривает принятие страной мер в целях поощрения и способствования полному развитию и использованию процедуры ведения переговоров на добровольной основе между предпринимателями (т. е. работодателями) или их организациями, с одной стороны, и организациями трудящихся — с другой, с целью регулирования условий труда путем заключения коллективных договоров. Следует отметить, что взгляды юристов Запада на роль социального партнерства неодинаковы. Исследователи в области социального партнерства в нашей стране тоже оценивают его по-разному. Так, Г. Н. Семигин считает его результатом классовой борьбы, согласования противоречий труда и капитала2. М. В. Лушникова определяет его как механизм социального сотрудничества труда и капитала3. Однако роль социального партнерства у нас становится способом решения социально-трудовых проблем на различных уровнях. До принятия Закона РФ 1992 г. «О коллективных договорах и соглашениях» этот термин был использован в ныне утратившем силу Указе Президента РФ «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» от 15 ноября 1991 г. Указ в целях создания системы социального партнерства в области социально-трудовых отношений ввел в практику ежегодное заключение генеральных и отраслевых соглашений между тремя социальными партнерами: соответствующими объединениями профсоюзов, работодателей и органами исполнительной власти. Но более подробно социально-партнерские отношения по заключению соглашений и уже на пяти уровнях урегулировал Закон «О коллективных договорах и соглашениях». Значение этого Закона РФ в том, что он: впервые в истории трудового права России урегулировал порядок ведения коллективных переговоров и социально-партнерские отношения на более высоких, чем производство, пяти уровнях; установил правовые основы и принципы разработки, заключения и действия коллективных договоров и соглашений; 1 См.: Конвенции и рекомендации, принятые Международной организацией труда с 1967 г. Женева, 1983. С. 18. з ! См.: Семигин Г. Н. Социальное партнерство в современном мире. М., 1996. См.: Лушникова М. В. Указ. соч. С. 5. расширил коллективно-договорное и социально-партнер-ско-договорное регулирование условий труда и социально-экономических вопросов труда и быта трудящихся; дал легальные понятия коллективного договора и социально-партнерского соглашения, установил виды и содержание таких соглашений и их социальные гарантии; установил соотношение трудового законодательства, социально-партнерских соглашений, коллективных и трудовых договоров; по-новому закрепил, где и как заключаются коллективные договоры, расширив их сферу и предоставив право трудовому коллективу самому решать — заключать или нет Коллективный договор'; предусмотрел порядок разрешения разногласий, возможных в ходе коллективных переговоров; установил ответственность за уклонение от участия в коллективных переговорах и за невыполнение коллективных договоров и соглашений. Таким образом, этот Закон впервые ввел в предмет трудового права коллективные переговоры и социально-партнерские отношения и подробно их урегулировал. С учетом новых социально-экономических условий он также урегулировал коллективный договор. Организации имеют право самостоятельно по коллективному договору устанавливать для своих работников дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день и иные льготы, а также поощрять работников тех организаций, которые обслуживают трудовой коллектив, но не входят в состав организации. Все это может быть закреплено в коллективном договоре или специальном соглашении. Коллектив организации независимо от ее организационно-правовой формы решает вопрос о необходимости заключения с работодателем коллективного договора, рассматривает и утверждает его проект. Данное положение детализировано в Законе «О коллективных договорах и соглашениях». Следует отметить, что положения указанного Закона действуют в той части, в которой они не противоречат Трудовому кодексу. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г., который дал новую редакцию Закона РФ 1992 года, не предусматривал понятие «социальное партнерство», его систему и органы. Трудовой кодекс вобрал в разд. II «Социальное партнерство в сфере труда» (ст. 23—55) основные положения Федерального закона, несколько усовершенствовав отдельные из них, дал понятие данного института трудового права и поставил его даже впереди К сожалению, последнее привело к тому, что на большинстве производств коллективные договоры под напором работодателей перестали заключать. норм о трудовом договоре, что мы, как ранее указывалось, считаем не очень последовательным, так как для работника все эти партнерские отношения возникают лишь при наличии у него трудового договора, т. е. когда он стал уже работником, а не до того. Ст. 23 ТК определяет социальное партнерство как систему взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленную на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Такое понятие «социальное партнерство» основано на принципе трипартизма (трехсторонности), что соответствует международно-правовому регулированию труда. Но с точки зрения направленности социального партнерства следовало бы его понятие дополнить словами: «интересы государства, общества», так как они тоже заинтересованы в стабильном экономическом и социальном развитии. Согласованные интересы работников и работодателей не должны противоречить трудовому законодательству. Социальное партнерство расширяет метод договорного диспозитивного регулирования труда, сочетая его с законодательным. Следует иметь в виду, что органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. В соответствии со ст. 25 ТК сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Систему социального партнерства составляют пять следующих уровней (ст. 26 Кодекса): федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда; региональный уровень, устанавливающий такие основы в субъекте Российской Федерации; отраслевой, устанавливающий эти основы в отрасли (отраслях); территориальный уровень, устанавливающий эти основы в муниципальном образовании (города, района и т. д.); уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем. Формами социального партнерства являются следующие (ст. 27 ТК): коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению; взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования труда, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства; участие работников, их представителей в управлении организацией. Таким образом законодатель производственную демократию отнес к одной из форм социального партнерства, поскольку счел ее действенной, лишь если есть соглашение с работодателем о ней, что, думается, не бесспорно; участие представителей работников и работодателей в судебном разрешении трудовых споров.
|