Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Органы службы занятости, их права и обязанности
Работу органов службы занятости возглавляет и организует Министерство труда и социального развития РФ с его органами на местах. Финансирование органов службы занятости производится за счет средств федерального бюджета на соответствующий год. Из федерального бюджета финансируются расходы на выплату пособий по безработице и стипендий в размерах, установленных Законом о занятости, а также расходы на прочие выплаты безра- 'САПП РФ. 1993. №13 С 1104. СЗ РФ. 1995. №48. Ст. 4563. ботным гражданам, осуществление мероприятий по содействию трудоустройству населения, организацию профессионального обучения безработных граждан и профессиональной ориентации граждан, содержание органов и учреждений федеральной государственной службы занятости населения и другие мероприятия по содействию занятости населения. В соответствии с Законом о занятости по решению органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления мероприятия по содействию занятости населения, в том числе по социальной поддержке безработных, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований (местных бюджетов). Дополнительные средства для финансирования мероприятий по содействию занятости населения могут быть также получены из внебюджетных источников. Положение о Министерстве труда и социального развития РФ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1997 г.1, предусматривает, что это министерство «возглавляет и организует деятельность федеральной государственной службы занятости населения и службы по урегулированию коллективных трудовых споров». Оно создает свои территориальные органы службы занятости и урегулирования коллективных трудовых споров. Федеральная государственная служба занятости населения является единой федеральной системой органов и учреждений, деятельность которой направлена на: оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда; разработку и реализацию федеральных, территориальных (республиканских, краевых, областных, окружных, районных, городских) и других программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы; содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников; организацию при необходимости профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан; осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в соответствии с настоя- 1 СЗ РФ. 1997. № 17. Ст. 2019; 2002. № 38 Ст. 3606. щим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Работу федеральной государственной службы занятости населения возглавляет и организует федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами в области занятости населения. Следует иметь в виду, что территориальные органы службы занятости не являются структурными подразделениями соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. На территориях субъектов Российской Федерации, городских, сельских поселений и на других территориях органы службы занятости координируют свою деятельность с деятельностью соответствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в пределах их компетенции. Органы службы занятости совместно с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляют разработку и реализацию государственной политики в области содействия занятости населения. Услуги, связанные с содействием занятости населения, предоставляются гражданам бесплатно. Однако, учреждения федеральной государственной службы занятости населения могут оказывать работодателям платные услуги, пречень и порядок предоставления которых определяются Правительством РФ. Права органов службы занятости населения следующие: запрашивать у работодателей соответствующую информацию о предполагаемом высвобождении работников и данные о потребности в рабочей силе, о числе высвобожденных, принятых и уволенных; направлять работодателям, при наличии у них потребности в рабочей силе, граждан для трудоустройства; разрабатывать и вносить на рассмотрение местных органов самоуправления предложения об установлении квот приема лиц, нуждающихся в особой социальной защите1. заключать по доверенности работодателей от их имени договоры с гражданами о работе в другой местности, выплачивать им за счет средств работодателя компенсации по переезду в другую местность для работы; направлять безработных граждан по их желанию на оплачиваемые общественные работы; оказывать материальную помощь семьям безработных; См.: Рекомендации о квотировании рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для лиц, особо нуждающихся в социальной защите, утвержденные постановлением Министерства труда РФ от 6 февраля 1995 г. взыскивать с работодателей в бесспорном порядке страховые взносы в фонд занятости, штрафы и недоимки по ним. Обязанности органов службы занятости населения следующие: анализировать, прогнозировать спрос и предложение на рабочую силу и информировать о состоянии рынка труда; вести учет свободных рабочих мест и трудоустраиваемых граждан; информировать граждан и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой; помогать гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям — в подборе необходимых работников; организовывать профподготовку, переобучение и повышение квалификации безработных граждан в учебных центрах органов занятости и других учебных заведениях; оказывать услуги в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения; регистрировать безработных и оказывать им помощь; разрабатывать федеральные, территориальные (республиканские и региональные) программы занятости граждан; оплачивать стоимость профподготовки и переподготовки граждан, если их трудоустройство требует этого, и устанавливать им стипендии на время обучения и выплачивать их; назначать пособия по безработице и приостанавливать их выплату; устанавливать надбавки на иждивенцев к этим пособиям; подготавливать предложения и заключения об использовании труда иностранных рабочих в России. Обязанности и права работодателя. Федеральный закон от 10 января 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации. «О занятости населения в Российской Федерации»1 по существу дал новую редакцию ст. 25 «Содействие работодателей в обеспечении занятости населения». Работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе: соблюдения условий договоров, регулирующих трудовые отношения в соответствии с законодательством Российской Федерации; реализации мер, предусмотренных трудовым законодательством, коллективными договорами и соглашениями по защите работников в случае приостановки производства или увольнения работников; СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 160. оказания помощи в трудоустройстве, профессиональной подготовке и предоставления сверх установленной законодательством Российской Федерации дополнительной материальной помощи увольняемым работникам за счет средств организаций и других работодателей; создания условий для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работающих. При исчислении налогооблагаемой прибыли сумма балансовой прибыли организаций уменьшается на сумму средств, затраченных работодателями на эти цели; разработки и реализации мероприятий, предусматривающих сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников, их социальную защиту, улучшение условий труда и иные льготы; соблюдение установленной квоты для трудоустройства инвалидов; трудоустройства определяемого органами исполнительной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан. При принятии решения о ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации и возможном расторжении трудовых договоров с работниками работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий и указать должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников, — не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости: сведения о применении в отношении данной организации процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов; информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов. В случае отказа в приеме на работу без уважительных причин ранее заявленных выпускников учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования организации производят целевые фи- нансовые отчисления в федеральный бюджет в размере среднего заработка работника данной категории за год. При приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель в пятидневный срок возвращает в службу занятости направление с указанием дня приема гражданина на работу. В случае отказа в приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель делает в направлении службы занятости отметку о дне явки гражданина и причине отказа в приеме на работу и возвращает направление гражданину. Законодатель четко закрепил и права работодателей принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся к нему, на равных основаниях с гражданами, имеющими направление органов службы занятости; получать от органов службы занятости бесплатную информацию о состоянии рынка труда; при необходимости органы службы занятости могут полностью или частично компенсировать работодателям затраты на опережающее обучение граждан, увольняемых из организаций, в целях обеспечения их занятости, а также на организацию обучения принятых на работу граждан, уволенных из других организаций; обжаловать действия органа службы занятости в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в установленном законом порядке. Порядок регистрации безработных граждан, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. в редакции от 5 ноября 1999 г.1, предусматривает последовательную регистрацию органом службы занятости безработных граждан, обратившихся в этот орган по месту жительства. Трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (дохода), ищущие работу и готовые приступить к ней, т. е. безработные, регистрируются в органе службы занятости в четыре этапа: 1) первый этап — первичная регистрация в целях учета общей численности безработных без предъявления ими каких-либо документов. При этом в регистрационном документе указываются: фамилия, имя и отчество обратившегося, его адрес места жительства, возраст, пол, образование, специальность (профессия), причина обращения и краткое содержание оказанной ему услуги (информации). Ему представляется информация о состоянии рынка труда в данной местности, о наличии вакантных мест, оплате и других условиях труда с целью выбора работы, о порядке регистрации в качестве безработного. На территориях с напряженной ситуацией на рынке труда регистрация осуществляется упрощенно без прохождения первичной регистрации, а перерегистрацию на этих территориях СЗ РФ. 1997. №17. С. 2009; 1999. №29. Ст. 3748. безработные проходят не реже одного раза в месяц, а не двух раз, как обычно; 2) второй этап — регистрация с целью поиска подходящей работы. При этом безработные предъявляют в орган службы занятости по месту жительства справку о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние три месяца по последнему месту работы и предъявляют: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, трудовую книжку или иные документы, подтверждающие стаж, документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию. Впервые ищущие работу, не имеющие специальности, предъявляют пастЮрт и документ об образовании, а инвалиды — еще и трудовую рекомендацию или программу их реабилитации. Эта регистрация осуществляется со дня обращения при наличии всех необходимых документов. В течение 10 дней орган службы занятости должен по возможности предложить обратившемуся два варианта подходящей работы, включая временную, а впервые ищущему, не имеющему специальности, — два варианта профессиональной подготовки или оплачиваемой работы, включая временную. При отсутствии работы зарегистрированным безработным может быть предложено при их согласии участие в оплачиваемых общественных работах; 3) третий этап — регистрация граждан в качестве безработных, которая осуществляется на основании решения органа службы занятости, принимаемого не позднее 11 календарных дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы, т. е. безработным признается нетрудоустроенный в течение 10 дней со дня его регистрации для поиска подходящей работы. Датой регистрации в качестве безработного является день принятия органом службы занятости решения о признании его безработным; 4) четвертый этап — перерегистрация безработных, зарегистрированных в качестве безработных, в сроки, установленные органом службы занятости, но не более двух раз в месяц. В случае явки безработного в состоянии опьянения факт опьянения (одурманивания) подтверждается актом, составленным работником органа службы занятости. Отказ в регистрации не лишает права гражданина повторно обратиться в орган занятости через один месяц для решения вопроса о регистрации его в качестве безработного.
|