Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Право граждан на обеспечение занятости и трудоустройство
Закон о занятости закрепляет право граждан на обеспечение занятости и трудоустройство. Это сложное право, включающее в себя ряд более простых прав, т. е. возможностей получить определенное социальное благо. Данное право в свою очередь является важнейшей гарантией реализации свободы труда, права на труд. В актах Международной организации труда (МОТ) вопросам занятости уделено много внимания. Так, Конвенция МОТ № 122 «О политике в области занятости» (1964 г.), Конвенция и Рекомендация МОТ «О службе занятости» (1948 г.), Рекомендация МОТ «О профессиональном обучении» (1962 г.) и Конвенция с соответствующей Рекомендацией «О дискриминации в области труда и занятости» (1958 г.) в комплексе составляют международно-правовой институт обеспечения занятости и трудоустройства. Конвенция МОТ № 122 предусматривает, что каждый член организации провозглашает и осуществляет активную политику, направленную на содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости (ст. 1). Эта политика имеет целью обеспечение того, чтобы: а) имелась работа для всех, к го ее ищет; б) работа была как можно более продуктивной; в) была свобода выбора занятости и работы без всякой дискриминации (ст. 2). Названные принципы восприняты российским законодательством. Содержание права на обеспечение занятости и трудоустройство включает в себя шесть следующих возможностей (прав): 1. Право граждан на проведение государственной политики по обеспечению полной и продуктивной занятости, о чем было сказано выше. 2. Право граждан на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю или путем бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения. 3. Право граждан на трудоустройство. Понятие «трудоустройство» более узкое, нежели понятие «занятость», а само трудоустройство предшествует занятости и является его важнейшей гарантией. Трудоустройство принято различать в широком и узком смыслах. В широком смысле трудоустройство — это любой процесс устройства на работу, включая трудоустройство и самостоятельное, и с помощью органа службы занятости, и перевод высвобождаемого работника с его согласия в порядке трудоустройства на другую работу в той же организации. В узком смысле трудоустройство — деятельность соответствующих государственных органов по оказанию гражданам помощи в подыскании подходящей работы и устройстве на нее, включая и процесс их профессиональной подготовки, переподготовки и т. д. Некоторые граждане особенно нуждаются в помощи в трудоустройстве: инвалиды, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, беженцы, демобилизованные из Вооруженных Сил, лица, освобожденные из мест заключения, и другие лица, указанные в ст. 5 Закона о занятости. Трудоустройство — это и гарантия реализации права на труд. Имеются общие и специальные организационно-правовые формы трудоустройства. Общие формы трудоустройства — это самостоятельное или с помощью органов занятости трудоустройство. К специальным формам трудоустройства относятся: 1) организованный набор рабочей силы в отъезд на предприятия, стройки районов, нуждающихся в притоке рабочей силы из трудоизбыточных районов, но ныне он мало применяется; 2) направление на работу выпускников вузов, техникумов, ПТУ, других специальных учебных заведений, заключивших с работодателями договоры о подготовке для их производства молодых специалистов и молодых квалифицированных рабочих; 3) направления органом службы занятости в счет установленных органами местного самоуправления для работодателей квот (количества бронируемых мест) по приему инвалидов, несовершеннолетних и других нуждающихся в особой социальной защите граждан. Как общие, так и специальные организационно-правовые формы трудоустройства входят в понятие трудоустройства. Таким образом, трудоустройство охватывает всю систему организационно-правовых мер по обеспечению занятости. При трудоустройстве в узком смысле поступление на работу происходит при бесплатном посредничестве органов службы занятости. В этом им могут помогать такие органы, как военкоматы (для демобилизованных и жен мобилизованных в армию), милиция (для лиц, вернувшихся из мест заключения), комиссия по делам несовершеннолетних при местном органе самоуправления (для несовершеннолетних) и др. Работодатель при увольнении работника не по его вине обязан быть для него трудоустраивающим органом, т. е. обязан предложить ему перед увольнением другую имеющуюся у него работу. Работодатель обязан также не менее чем за два месяца довести до органа службы занятости информацию о предстоящем высвобождении каждого конкретного работника с указанием его профессии, специальности, квалификации и размера оплаты его труда. Значение трудоустройства в том, что оно: а) оказывает гражданам помощь в реализации права на труд, устройстве на работу; б) помогает работодателям подобрать необходимую рабочую силу; в) сокращает потери рабочего времени почти в 3—4 раза при подыскании новой работы; 4) право граждан на бесплатную консультацию по профориентации, на профессиональную подготовку, переподготовку, а также на получение от органа службы занятости необходимой информации о наличии вакантных мест. Это право имеют как впервые ищущие работу, так и ранее работавшие, нуждающиеся в переподготовке, повышении квалификации для получения новой работы через службу занятости; 5) право граждан на профессиональную деятельность за границей. Ныне в России в связи с безработицей наблюдается значительный отток на работу за границей высококвалифицированных специалистов и ученых. В соответствии с Законом о занятости им предоставлено право на профессиональную деятельность за границей на основе контракта (на 2—5 лет). Однако наша страна несет от такого оттока как материальный, так и моральный ущерб; 6) право граждан на обжалование неправомерных действий (бездействия) органов службы занятости, их должностных лиц по обеспечению занятости, трудоустройству в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд. Гарантии реализации права граждан на труд являются и гарантиями занятости. Они закреплены ст. 2 Закона о занятости. Государство гарантирует гражданам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации: а) свободу выбора вида занятости, в том числе работу с различными режимами труда (например, с неполным рабочим временем); б) бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве со стороны федерального органа занятости; в) предоставление организациями в соответствии с их заранее поданными заявками подходящей работы выпускникам учебных заведений на период не менее трех лет; г) бесплатное обучение новой профессии (специальности), повышение квалификации в системе органов службы занятости или по их направлению в иных учебных заведениях с выплатой стипендии; д) компенсацию материальных затрат в соответствии с законодательством при направлении на работу в другую местность по предложению органа службы занятости; е) возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных или иных особенностей граждан; ж) правовую защиту от необоснованного увольнения. Таким образом, указанные правовые, экономические и организационные условия (т. е. гарантии) обеспечения занятости, реализации права на труд закреплены законодательством. Ряд нормативных актов предусматривает дополнительные гарантии обеспечения занятости, трудоустройства т. е. реализации свободы труда, права на труд для некоторых категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите. Так, Указ Президента РФ «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов» от 25 марта 1993 г.1 предусматривал: установление квоты для приема на работу инвалидов для организаций независимо от их форм собственности; обязанность организаций при несоблюдении ими приема на работу по этой квоте платить в фонд занятости определенные суммы; лицензирование деятельности организаций независимо от форм собственности по осуществлению профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов; создание при Министерстве труда и социального развития РФ и Министерстве общего и профессионального образования РФ (ныне Министерство образования РФ) специализированных подразделений (групп) по вопросам профессиональной реабилитации и обеспечения занятости инвалидов; определение приоритетных профессий и специальностей (по регионам), овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда. Указом был намечен ряд мер по подготовке и переподготовке инвалидов, а также по трудоустройству инвалидов, высвобождаемых из организаций, признанных банкротами, и расширению надомного труда инвалидов, стимулированию организаций, применяющих их труд. Положения Указа Президента РФ от 25 марта 1993 г. были закреплены и расширены в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г.1, который предусмотрел обеспечение занятости инвалидов, в том числе квоты приема их на работу, резервирование рабочих мест по наиболее для них подходящим профессиям, создание условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации (ст. 20—24). Для признания инвалида безработным ему нужно представить в орган службы занятости наряду с положенными документами указанную программу реабилитации.
|