Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные принципы государственной политики в области содействия занятости населения






Ныне возможности прямого воздействия права на занятость населения зависят от выхода нашей экономики из кризиса, поя­вившегося с переходом к рыночным отношениям.

Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную заня­тость.

Основные принципы государственной политики в области за­нятости — это главные ее направления, отражающие суть законо­дательства об обеспечении занятости населения Российской Феде­рации. Они закреплены в ст. 5 Закона о занятости населения и являются внутриотраслевыми принципами трудового права, т. е. принципами института обеспечения занятости. Ими являются:

1) развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защита национального рынка труда;

2) обеспечение равных возможностей всем гражданам Росси-и в реализации их права на добровольный труд и свободный выбор занятости, независимо от национальности, пола, возраста, социального положения и отношения к религии;

3) поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, содействие развитию их способностей к производитель­ному, творческому труду;

4) создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

5) обеспечение социальной защиты в области занятости, про­ведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; граждане, имеющие на содержании лиц, которым по заключению уполно­моченного на то органа необходимы постоянный уход, помощь или надзор; лица, осужденные к лишению свободы и не обеспе­ченные работой по независящим от них причинам; лица, освобо-

жденные из учреждений, исполняющих наказание; несовершенно­летние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возрас­та (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назна­чаемую трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие не­совершеннолетних детей, детей-инвалидов; семьи, в которых оба родителя признаны безработными; граждане, подвергшиеся воз­действию радиации вследствие чернобыльской и других радиа­ционных аварий и катастроф);

6) сочетание местных мер с централизованными в области занятости;

7) координация мер по занятости с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая со­циальное обеспечение, предупреждение инфляции, регулирование роста и распределение доходов;

8) поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места;

9) предупреждение массовой и сокращение длительной (бо­лее одного года) безработицы;

10) координация в этой области деятельности государствен­ных органов профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ним;

11) обеспечение занятости малочисленных народов и народ­ностей с учетом национальных особенностей их хозяйственной и культурной деятельности и исторически сложившихся видов их занятости;

12) сочетание самостоятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного само­управления в обеспечении занятости населения и согласованно­сти их действий при реализации федеральных программ, преду­сматривающих мероприятия по содействию занятости населения;

13) международное сотрудничество в области занятости, включая вопросы труда российских граждан за рубежом и ино­странных граждан в России.

Указанные принципы государственной политики в области занятости отражают единство и дифференциацию трудового за­конодательства и многие основные принципы трудового права. На них ориентируются также при правотворчестве и правопри­менении норм по обеспечению занятости.

Профсоюзы, их органы вправе участвовать в разработке госу­дарственной политики занятости населения. Так, они имеют пра­во: а) вносить в соответствующие органы власти предложения о перенесении сроков или временном прекращении мер по вы-

свобождению работников; б) осуществлять защиту социальных гарантий граждан по вопросам обеспечения занятости, приема на работу (службу), увольнения, предоставления льгот и компенса­ций в соответствии с законодательством; в) требовать от работо­дателя включения в коллективный договор конкретных мер по обеспечению занятости. Кроме того, массовое высвобождение ра­ботников может осуществляться при условии предварительного (не менее чем за три месяца) письменного уведомления работо­дателем соответствующих профсоюзных органов.

Обеспечение занятости — это комплекс социально-экономиче­ских и юридических гарантий, способствующих борьбе с безра­ботицей, реализации всеми желающими своего права на труд, помощь нуждающимся в содействии при подыскании работы и трудоустройстве. Сама политика государства по обеспечению полной занятости является важнейшей гарантией реализации права граждан на труд теми, кто хочет его реализовать как са­мое жизненно важное право. Эта политика создает и право гра­ждан на обеспечение занятости и содействие в трудоустройстве. Стимулирование занятости должно происходить в первую оче­редь за счет расширения производства, создания новых рабочих мест, а также увеличения различных договорных форм труда (с неполным рабочим временем, временных работ и др.).

Конституция РФ объявила Российское государство социаль­ным, законодательство которого гарантирует гражданам социаль­но-экономические права, а политика направлена на создание ус­ловий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В соответствии со ст. 25 Всеобщей декларации прав человека и ст. 11 Международного пакта об экономических, со­циальных и культурных правах стратегической целью социально­го государства является гарантирование права человека на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоро­вья и благосостояния его самого и членов его семьи. Указанные принципы в нынешних условиях остаются провозглашенными целями развития, программой на будущее.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал