Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 2. Тенденции и разновидности развития, управление развитием
Вопросы: 1. Теории развития. 2. Инновационный процесс, его стадии.
Цель и задачи: рассмотреть предпосылки возникновения инновационного менеджмента, особенности инновационного процесса.
Содержание вопросов: Предпосылки для развития науки инновации заложены в трудах Н. Кондратьева («теория длинных циклов»), которые представляли собой результаты исследования эмпирических знаний по разным странам за большой период времени 100-150 лет. Как установил Кондратьев, развитие экономики происходит волнообразно, что связано с периодами обновления основного капитала и сменой технологического уклада. В рамках отдельного длинного цикла он выделил понижательную и повышательную фазы, связанные с волнами технических изобретений и их применением. Технические нововведения приходятся на начало повышательной волны. В идеях заложенных Н. Кондратьевым австрийский ученый Й. Шумпетер увидел возможность преодоления кризисов через управление инновациями разного вида. По Шумпетеру толчок развитию дают не только внешние факторы, но и внутренние, которые изнутри «взрывают» равновесие рыночной системы (хозяйственного кругооборота). Этими внутренними факторами становятся новые комбинации факторов производства, которые и определяют динамические изменения в экономике. Принципиально новыми комбинациями факторов производства названы следующие: создание нового продукта, использование новой технологии производства, использование новой организации производства, открытие новых рынков сбыта, открытие новых источников сырья. После второй мировой войны значительный вклад в развитие теории циклов и инноваций внес С. Кузнец. Он ввел понятие эпохальные нововведения, определяющие переход от одной исторической эпохи к другой, и являющиеся источником развития и экономического роста, соответственно наука – это движущий фактор развития. Кроме того он считал, что инновации - источник новых ресурсов, отмечал важность социальных и экономических последствий инноваций для общества. Вместе с тем для повышение отдачи от инноваций требуется государственное регулирование инновационных процессов. С.Ю. Глазьев связал глубокие изменения в технике (технологии производства), отмеченные Н.Д. Кондратьевым, со сменой технологических укладов. Технологический уклад характеризуется единым техническим уровнем составляющих его производств, связанных вертикальными и горизонтальными потоками качественно однородных ресурсов, опирающихся на общие ресурсы квалифицированной рабочей силы, общий научно-технический потенциал и пр. К настоящему времени ученые выделили следующие технологические уклады: Первая волна (1785-1835 гг.) основан на новых технологиях в текстильной промышленности, использовании энергии воды; Вторая волна (1835-1885 гг.) связан с развитие ж/д транспорта и механического производства во всех отраслях на основе парового двигателя; Третья волна (1885-1935 гг.) базируется на использовании в промышленном производстве эл.энергии, развитии тяжелого машиностроения, электротехнической промышленности на основе использования стального проката, новых открытий в сфере химии, внедрение телефон, телеграф, автомобили, самолеты, применение цветных металлов, алюминия, пластика и т.п. Производство приобрело крупные масштабы – тресты, картели, синдикаты, концерны, сращивание промышленного и финансового капитала; Четвертая волна (1935-1985 гг.) – углубление и массовое использование энергии, нефти, газа, средств связи, синтетических материалов и т.п. Новое – информационные технологии, использование атомной энергии. Формирование и господство ТНК; Пятая волна (1985-2035 гг.) – достижения в области микроэлектроники, информатики, биотехнологий, нанотехнологий, освоение космоса и др. Инновационный процесс представляет собой процесс создания и распространения нововведений (инноваций). Первый компонент инновационного процесса – новации, т.е. новые идеи, знания – это результат законченных научных исследований. Источником новых знаний является наука, которая включает фундаментальные, поисковые и прикладные исследования, технические разработки (проектно-конструкторские и проектно-технологические). Вторым компонентом инновационного процесса является внедрение, введение новации в практическую деятельность, т.е. нововведение или инновация. Включает две стадии: освоение новшеств (новой продукции и новых технологических процессов) и собственно производство. На стадии освоения создаются производственно-технологические и организационно-технические условия для начала производства, а на стадии собственно производства начинается массовый выпуск новшеств, тиражирование результатов научно-технических разработок. Третьим компонентом инновационного процесса является диффузия инноваций, под которой подразумевается распространение уже однажды освоенной, реализованной инновации, т.е. применение инновационных продуктов, услуг или технологий в новых местах и условиях. Характер диффузии инноваций зависит от структуры и мощности коммуникационных каналов, способности хозяйствующих субъектов быстро реагировать на нововведения и т.п. Таким образом, инновационный процесс – это последовательная цепь событий от новой идеи до ее реализации в конкретном продукте, услуге или технологии, и дальнейшее распространение нововведения.
|