![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 6. Этапы инновационного менеджмента
Вопросы: 1. Определение целей и стратегии инновационной деятельности. 2. Выбор приемов управления инновациями. 3. Разработка программ управления инновациями, их реализация и контроль. 4. Анализ и оценка эффективности приемов управления инновациями.
Цель и задачи: охарактеризовать этапы инновационного менеджмента.
Содержание вопросов: Целью инновационной политики предприятия является разработка инновационного проекта, ориентированного на получение прибыли и повышение конкурентоспособности организации. Разработка инновационной политики предприятия представляет собой достаточно сложный процесс, который включает в себя три основных этапа: 1. Выбор направления инновационной политики. На данном этапе задача состоит в том, чтобы проанализировать варианты возможной будущей обстановки на рынке и спрогнозировать возможные цели организации в будущем. После этого необходимо сформировать идеи в альтернативные цели, которые бы хотела реализовать организация. По мнению известного американского специалиста в области менеджмента П. Друкера, «подтолкнуть» предпринимателя к активному поиску инновационной идеи способны следующие факторы: - неожиданное событие — успех, неудача, неожиданное внешнее событие; - неконгруэнтность — несоответствие между реальностью, какая она есть на самом деле, и представлениями о ней («такая, какой она должна быть»); - нововведения, основанные на потребности процесса (под потребностью процесса следует иметь в виду те его недостатки, которые должны быть устранены); - внезапные изменения в структуре отрасли или рынка; - демографические изменения; - изменения в восприятии, настроениях или ценностных установках людей; - появление новых знаний, как научных, так и ненаучных. Итогом работы может стать портфель инновационных проектов. Существует несколько методов выбора направления инновационной политики: написания сценариев, теории игр, метод Дельфи и др. 2. Стратегическое планирование инноваций. На этом этапе необходимо разработать варианты альтернативных путей и средств достижения выбранных на предыдущем этапе целей. Затем путем сравнения и оценки отбросить все лишние варианты и выработать окончательную стратегию. Эта стратегия должна описывать общее направление поиска и развития нововведения, способы достижения цели инновации, а также ее технико-экономическое обоснование. Под инновационной стратегией компании обычно понимают стратегию использования нововведений. Выделяют следующие основные типы инновационных стратегий: - наступательная — характерна для фирм, основывающих свою деятельность на принципах предпринимательской конкуренции. Она свойственна малым инновационным фирмам, или так называемым фирмам — эксплерентам, специализирующимся на создании «прорывных» нововведений. Почти все средства, по большей части привлеченные, тратятся такими компаниями на НИОКР; - оборонительная — направлена на то, чтобы удержать конкурентные позиции фирмы на уже имеющихся рынках. Главная функция такой стратегии — активизировать соотношение «затраты — результат» в инновационном процессе. Такая стратегия также требует интенсивных НИОКР. К ним могут прибегать как крупные, так и средние компании; - имитационная — используется фирмами, имеющими сильные рыночные и технологические позиции. При этом копируются основные потребительские свойства нововведений, выпущенных на рынок другими компаниями. Такая стратегия обычно характерна для крупных компаний (так называемых фирм-виолентов), которые стараются опередить конкурентов за счет серийности производства и эффекта масштаба; - стратегия «ниши» — заключается в приспособлении к узким сегментам широкого рынка (нишам) путем специализированного выпуска новой или модернизированной продукции с уникальными характеристиками. Фирмы — патиенты могут быть разных размеров: малые, средние и изредка даже крупные. Для таких компаний, как правило, характерны средние расходы на НИОКР. Выбирая конкретную стратегию, можно воспользоваться следующей матрицей «рынок-технология» (рисунок 5).
Рисунок 5 – Матрица «Рынок – технология»
3. Оперативное планирование инновации. Здесь инновационный проект разбивается на отдельные этапы. В составе полученных этапов необходимо запланировать отдельные мероприятия, целью которых является реализация разработанной стратегии. Каждое мероприятие определяет сроки начала и окончания конкретной работы, количество исполнителей, необходимый объем ресурсов и т.д. Таким образом, в результате оперативного планирования можно получить подробный последовательный план действий по осуществлению инновации. В общем виде процесс управления инновациями представлен на рисунке 6. Рисунок 6 – Процесс управления инновациями
В системном представлении контроль выполняет функцию обратной связи в процессе управления инновациями: информационные потоки в нем направлены от объекта к субъекту управления. Наличие обратной связи выступает обязательным условием завершенности системы управления. Контроль в ней формируется как целостная подсистема, имеющая свое организационное построение, исполнительные органы, методы осуществления оценки, анализа и выработки решений, а также свою информационную базу.
|