Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Концепция самоуправления и основные положения
Одной из методологических основ управления социально-экономическим развитием Республики Казахстан является система теоретических предпосылок перехода к самоуправлению, которая была представлена Концепцией самоуправления и самофинансирования Республики, одобренная правительством. По структуре Концепция состояла из пятнадцати разделов, охватывающих наиболее важные аспекты управления экономикой республики. В ней сформулированы стратегические цели, отношения к собственности, рассмотрена финансовая база республики, проблемы ценообразования, вопросы банков, кредита и денежного обращения, социальной политики труда и заработной платы, региональная политика, предусматривающая преодоление глубоких различий в социально-экономическим развитии областей, городов и районов. Самостоятельные разделы посвящены планированию на макроуровне, управлению научно-техническим прогрессом, инвестиционной политике, природопользованию и охране окружающей среды. Достаточное внимание уделено развитию внешнеэкономической деятельности республики в условиях самоуправления, системе территориального управления и вопросам разграничения функций и сфер хозяйствования в Казахстане, направленного на существенное расширение прав республиканских и местных органов власти и управления. Концепция содержала глобальные вопросы социально-экономического развития республики: недостатки в организации производства из-за чрезмерной централизации управления и ущемления суверенитета: углубление отраслевых и территориальных диспропорций; доминирование ведомственного диктата в управлении отраслевой экономикой и размещении производства- этот диктат превратился в фактор торможения развития республики и ее регионов. Ведомственный механизм усиливал «остаточный принцип» выделения средств на развитие социальной сферы. Особенно это сказалось на бедственном положении многих отдаленных сельских районов, расположенных в аридных природно-климатических зонах. Особенно в неблаговидном положении оказались сферы образования и здравоохранения. Положение в системе базового образования подошло к критической точке. Финансирование здравоохранения в реальном исчислении значительно сократилось. Централизованная система управления не допускала использования механизмов рыночной экономики. Игнорирование товарно-денежных отношений, стоимостных пропорций, ошибочные методы измерения затрат и результатов привели к деформациям в оценке вклада республики в общесоюзную экономику. Концепция определила, что главной целью перехода республики на принципы самоуправления является ускорение экономического развития Казахстана и его регионов на основе решения их прав в использовании природных и трудовых ресурсов, производственного потенциала, проведение самостоятельной экономической политики. Кроме того, она определила стратегическую цель управления – обеспечение качества жизни населения. Осуществление этой цели предполагает проведение самостоятельной социально-экономической политики, создание насыщенного товарами для населения и продукцией производственно-технического назначения республиканского рынка, создание прогрессивной структуры общественного производства, оптимальное сочетание планового управления и рыночных отношений, выравнивание уровней социального развития районов и др. Установлено функционирование различных форм собственности и практическое значение. Новым этапом развития регионального самоуправления в Казахстане не является устранение прежней системы местных органов власти (Советов народных депутатов), превратившихся в анахронизм, и принятие Закона Республики Казахстан «О местных представительных и исполнительных органах Республики Казахстан». Этот законодательный акт охватывает основные стороны деятельности этих органов. В частности, структуру и организационные основы деятельности, экономические и финансовые основы, компетенцию, организацию управления на территории и обеспечение законности в деятельности местных представительных и исполнительных органов.
С точки зрения самоуправления, данный закон имеет импульсивное значение, ибо составляет основу новых структур управления социально-экономическими процессами, происходящими на данной территории. В соответствии с этим законом определяются экономическая и финансовая база области, района; бюджет и его доходы; полномочия в области планирования, бюджета, хозяйственной деятельности, охраны природы, социально-культурного обслуживания населения. Одной из концептуальных основ перехода к новой системе управления являются изменения, происходящие в характере производственных отношений в переходном периоде. В определенном смысле речь может идти о некоторых новых аспектах учения о способе производства. Экономическую основу прежней системы управления производством составляли иные формы собственности (в основном государственная, монополистическая), что предопределяло характер всех форм отношений.
Принципиальное различие новой системы управления состоит в том, что она имеет в своей основе плюрализм форм собственности. Она порождает новые производственно-рыночные отношения, ведущие к трансформации некоторых аспектов способа производства. При этом не следует забывать классические теоретические положения о том, что новый способ производства возникает на базе производственных сил, наследуемых от предшествующей системы, что он появляется лишь тогда, когда возникает соответствующая только ему система производственных отношений. В переходные этапы на базе имеющихся производственных сил может функционировать (хотя и с разной эффективностью) каждая из сменяющихся систем производственных отношений.
Данная страница нарушает авторские права?
|