Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Управление формированием внешних экономических отношений






Важным фактором, способствующим переходу к регулируемой рыночной экономике, является развитие внешнеэкономических связей республики. Расширение этих связей требует принятия пакета законов, гарантирующих взаимные интересы партнеров, сохранность собственности инофирм, регулирующих валютные операции, деятельность совместных предприятий, свободных экономических зон разных типов.
Вовлечение экономики Казахстана в мирохозяйственные связи базируется на следующих принципах:

1. самостоятельность республик во внешнеэкономической деятельности при сохранении единой денежно-финансовой и валютной систем;

2. равенство всех субъектов внешнеэкономических связей;

3. государственное регулирование на основе экономических рычагов таможенных пошлин, субсидий, налогов, процентных ставок, лицензирования, квотирования и др.

Ключевой проблемой развития внешнеэкономических связей республики является проблема экспорта. Реализацию экспортного потенциала республики следует осуществлять по двум направлениям:

1. развивать специализированные экспортные производства;

2. считать экспортную продукцию неотъемлемой частью для большинства производств.

Управление экспортной политикой Казахстана должно быть направлено на увеличение валютных ресурсов республики, что требует изменения структуры экспорта, преодоления его сырьевой направленности. Оно также направлено на создание ассоциаций делового сотрудничества с зарубежными странами, внешнеторговых консорциумов и других образований, действующих на принципах валютной самоокупаемости.
В решении этой проблемы сырьевые регионы опираются на высокий экспортный потенциал. Так, основной объем валютных средств приходится на Жезказганскую область – 15, 7 % о всего объема по Казахстану, Карагандинскую – 10, 8% и Мангистаускую – 8, 5%.
В стратегии управления развитием внешних экономических отношений республики исключительную роль играет добыча нефти и газа. Как отмечает Президент республики: «…Мы настроены добывать в начале следующего года до 100-200 млн. тонн. По разведанным ресурсам нефти и газа наша страна входит в избранную группу государств. Тенгизское месторождение нефти и газа и Карачаганакское месторождение газоконденсата входят по своим запасам в первую десятку месторождений мира. Совокупные поступления в казну государства от их освоения составят более 100 млрд. долларов. Огромен экспортный потенциал страны и по многим другим минеральным ресурсам».
По данным Госкомстата РК, в начале 1995 года основная доля в экспорте Казахстана приходится на продукцию черной и цветной металлургии (40%). Другими важными товарными группами являются минеральная продукция (33%), включая рудное сырье, нефть и нефтепродукты, а также продукция химической и связанных с ней отраслей промышленности (10%).

Основным торговым партнером РК является Российская Федерация, на ее долю приходится 40% внешнеторгового баланса. Среди стран дальнего зарубежья наиболее широко развиты экономические связи с европейскими странами (24%), такими, как Германия, Нидерланды, Швейцария, Чехия и Италия, и со странами Азиатского региона (11%). Внешнеторговый оборот республики в 1997 году ожидается в объеме 12, 9 млрд. долларов США, что на 10% больше, чем в 1996 году.
Иностранные инвестиции в системе внешнеэкономических связей предполагает использование и взаимодействия всех форм экономических связей и направлений. В управлении эта политика в Республике Казахстан четко определена. Президентом Республики Казахстан была рекомендована разработка программы привлечения иностранных инвестиций в Казахстан, которая включала бы в себя следующие положения:

1. упрощение всех административных процедур, связанных с приездом иностранных бизнесменов в нашу страну;

2. введение налоговых льгот, включая налоговые каникулы, льготные ставки, налоговые скидки на инвестиции или кредиты, льготные таможенные пошлины и т.д.;

3. использовать такую форму, как гаранты (заказ) в виде передачи прав на землю и недвижимость, дотации на обучение персонала, субсидии в виде уменьшения различных сборов;

4. усиление правительственных гарантий на вывоз капитала;

5. создание специального государственного органа, который будет заниматься прямыми инвестициями.

Одним из важнейших наших партнеров из числа стран дальнего зарубежья остаются США. Подписан уже целый ряд договоров и соглашений в сфере торгово-экономического сотрудничества, в частности, - торговое соглашение, согласно которому наша республика имеет статус наибольшего благоприятствования в торговле с США. Сегодня Япония является одним из самых крупных финансовых доноров нашей страны.
Одной из кардинальных мер, принятых в республике, является образование Государственного комитета Республики Казахстан по инвестициям. В соответствии с Указом он является единственным уполномоченным государственным органом в деле осуществления государственной политики стимулирования прямых инвестиций. Управленческая деятельность этого органа направлена на достижение следующих целей:

1. создание рабочих мест;

2. обучение и профессиональная подготовка казахстанских кадров;

3. разработка и охрана природных ресурсов;

4. развитие базовых и вспомогательных отраслей;

5. развитие инфраструктуры;

6. укрепление, диверсификация и увеличение темпов развития промышленного и технического потенциала страны;

7. повышение качества отечественной продукции;

8. увеличение объема экспорта;

9. стимулирование экономического развития приоритетных регионов;

10. решение экологических проблем.

Указом также определены основные функции данного органа государственного управления. Речь идет об осуществлении таких функций, как организация работы по привлечению в страну прямых инвестиций; координация деятельности государственных органов по реализации инвестиционных проектов; оказание содействия утвержденным инвесторам в поисках квалифицированных работников; осуществление контроля за реализацией инвестиционных проектов.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал