Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности регионального управления
Объективная потребность в известной локализации производственных и экономических связей региона, в определении статуса и реализации интересов его населения как сохозяев данной территории имеет принципиальные особенности. Поэтому в республиканскую концепцию самоуправления должны включаться: 1. система целей и приоритетов территориального уровня в их взаимосвязи и в соподчиненности; 2. совокупность субъектов самоуправления, их функции, правовые основы и принципы деятельности; 3. производственно - материальные и финансовые средства для достижения целей самоуправления; 4. хозяйственный механизм управления территорией как социально-экономическим комплексом, критерии оценки его эффективности; 5. вопросы оптимального соотношения государственного управления и территориального самоуправления. Критериальной основой оценки самоуправления должен быть уровень обеспечения совокупных потребностей населения территории и ее вклад в общенациональный доход. Единство этих двух параметров следует принять за критерии территориального управления. Экономическая наука республики должна исследовать явления и процессы, связанные с развитием хозяйства конкретной области, района и города. Такая постановка вопроса обусловливается рядом обстоятельств: 1. в период тоталитарной системы почти полностью игнорировались интересы областей республики со стороны централизованного управления; 2. крушением некогда сильного отраслевого управления; 3. в рамках общей экономики республики начинает теряться субстанция отрасли как качественно однородных групп хозяйственных единиц, характеризующимися особыми условиями производства; 4. процесс суверенизации, особенно экономической, должен сопровождаться созданием новой республиканской классификации отраслей народного хозяйства. Она поможет следить за диверсификацией производства в регионах и на этой основе устанавливать устойчивые производственные связи в народном хозяйстве, планировать оптимальную структуру макроэкономики; 5. рыночные механизмы представляют собой мотор экономической машины, в которой сердцевиной является региональный менеджмент. Менеджмент, объективно участвуя в процессе управления, предпочитает создание благоприятных условий для своего эффективного функционирования. В силу этого требуется максимальный учет специфических особенностей территории, особенно отладка системы регулирования развития и функционирования местной экономики. Изложенные выше обстоятельства объективно обусловливают усиления регионального управления в Казахстане. Позитивным явлением в управлении экономикой Казахстана является то, что в современной его экономической политике наметился поворот к региональному аспекту управления экономикой. В программе действий правительства Республики Казахстан по углублению реформ на 1996-1998 годы четко определены цели регионального управления экономикой. В частности: 1. перенос основных элементов управления экономикой и осуществления преобразований на региональный уровень; 2. проведение политики эффективного сочетания централизации и децентрализации управления в осуществлении реформ, поэтапной передачи текущих функций и полномочий от правительства, министерств и ведомств на региональный уровень; 3. предоставление местной администрации широких полномочий в обеспечении сбалансированного социально-экономического развития регионов и углублении рыночных преобразований. Государственное регулирование будет строиться на выработке специальных подходов к разным типам районов в целях более полного раскрытия их потенциала. С этой позиции все регионы Казахстана делятся на 4 группы: Первая группа – области, обладающие уникальными запасами минеральных ресурсов стратегического характера и достаточно высоким импульсом в интенсивном развитии научно-производственного потенциала. Этим регионам отводится роль опорных в стабилизации и выводе из кризиса экономики Казахстана, они будут определять потенциал страны. Вторая группа – области с высоким научно-производственным потенциалом, ярко выраженной специализацией в отраслях тяжелой индустрии, с достаточно благоприятными экономическими условиями для создания высокотехнологичных наукоемких производств. Это, в основном, само обеспеченные финансовыми ресурсами области, но имеющие высокую степень износа основных фондов и кризисную экономическую и экологическую ситуации. Четвертая группа- депрессивные области, имеющие экстремальные почвенно-климатические, социально-экономические и технико-технологические условия, жестко лимитирующие возможность экономического маневра, крайне нерациональную отраслевую структуру народного хозяйства, а также районы экономического кризиса. Для первой группы регионов важна система государственной поддержки в создании региональной инфраструктуры (особенно транспортной), инфраструктуры рынка, а также в привлечении иностранных инвесторов. Во второй группе регионов методы государственного регулирования будут ориентированы на содействие структурной перестройки экономики региона через широкую приватизацию. В третьей группе регионов экономические рычаги и стимулы будут концентрироваться вокруг продолжения курса по реформированию сельскохозяйственного производства, развития разнообразных форм собственности. Для депрессивной (четвертой) группы областей доминирующими останутся методы государственного регулирования, а именно – оказание финансовой помощи под определенные проекты с последующим строгим контролем за их использованием.
|