Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности регионального управления






Объективная потребность в известной локализации производственных и экономических связей региона, в определении статуса и реализации интересов его населения как сохозяев данной территории имеет принципиальные особенности. Поэтому в республиканскую концепцию самоуправления должны включаться:

1. система целей и приоритетов территориального уровня в их взаимосвязи и в соподчиненности;

2. совокупность субъектов самоуправления, их функции, правовые основы и принципы деятельности;

3. производственно - материальные и финансовые средства для достижения целей самоуправления;

4. хозяйственный механизм управления территорией как социально-экономическим комплексом, критерии оценки его эффективности;

5. вопросы оптимального соотношения государственного управления и территориального самоуправления.

Критериальной основой оценки самоуправления должен быть уровень обеспечения совокупных потребностей населения территории и ее вклад в общенациональный доход. Единство этих двух параметров следует принять за критерии территориального управления.
Будущий прогресс в социально-экономическом развитии Казахстана во многом определяется уровнем развитости его регионов, в частности, областей. Каждая область республики представляет собой административно-хозяйственный комплекс. Он является достаточно крупным, чтобы в нем можно было решить многие масштабные хозяйственные задачи на основе использования межтерриториальных факторов развития производства. С другой стороны, его масштабы таковы, что они позволяют областным органам хорошо видеть протекающие здесь экономические и социально-политические процессы, оперативно управлять ими. Это обстоятельство следует рассматривать как одно из преимуществ децентрализации управления и важных признаков экономической свободы.

Экономическая наука республики должна исследовать явления и процессы, связанные с развитием хозяйства конкретной области, района и города. Такая постановка вопроса обусловливается рядом обстоятельств:

1. в период тоталитарной системы почти полностью игнорировались интересы областей республики со стороны централизованного управления;

2. крушением некогда сильного отраслевого управления;

3. в рамках общей экономики республики начинает теряться субстанция отрасли как качественно однородных групп хозяйственных единиц, характеризующимися особыми условиями производства;

4. процесс суверенизации, особенно экономической, должен сопровождаться созданием новой республиканской классификации отраслей народного хозяйства. Она поможет следить за диверсификацией производства в регионах и на этой основе устанавливать устойчивые производственные связи в народном хозяйстве, планировать оптимальную структуру макроэкономики;

5. рыночные механизмы представляют собой мотор экономической машины, в которой сердцевиной является региональный менеджмент.

Менеджмент, объективно участвуя в процессе управления, предпочитает создание благоприятных условий для своего эффективного функционирования. В силу этого требуется максимальный учет специфических особенностей территории, особенно отладка системы регулирования развития и функционирования местной экономики.

Изложенные выше обстоятельства объективно обусловливают усиления регионального управления в Казахстане.

Позитивным явлением в управлении экономикой Казахстана является то, что в современной его экономической политике наметился поворот к региональному аспекту управления экономикой. В программе действий правительства Республики Казахстан по углублению реформ на 1996-1998 годы четко определены цели регионального управления экономикой. В частности:

1. перенос основных элементов управления экономикой и осуществления преобразований на региональный уровень;

2. проведение политики эффективного сочетания централизации и децентрализации управления в осуществлении реформ, поэтапной передачи текущих функций и полномочий от правительства, министерств и ведомств на региональный уровень;

3. предоставление местной администрации широких полномочий в обеспечении сбалансированного социально-экономического развития регионов и углублении рыночных преобразований.

Государственное регулирование будет строиться на выработке специальных подходов к разным типам районов в целях более полного раскрытия их потенциала. С этой позиции все регионы Казахстана делятся на 4 группы:

Первая группа – области, обладающие уникальными запасами минеральных ресурсов стратегического характера и достаточно высоким импульсом в интенсивном развитии научно-производственного потенциала.

Этим регионам отводится роль опорных в стабилизации и выводе из кризиса экономики Казахстана, они будут определять потенциал страны.

Вторая группа – области с высоким научно-производственным потенциалом, ярко выраженной специализацией в отраслях тяжелой индустрии, с достаточно благоприятными экономическими условиями для создания высокотехнологичных наукоемких производств. Это, в основном, само обеспеченные финансовыми ресурсами области, но имеющие высокую степень износа основных фондов и кризисную экономическую и экологическую ситуации.
Третья группа – области, специализирующиеся на отраслях АПК. Они являются ведущими в формировании продовольственного фонда республики.

Четвертая группа- депрессивные области, имеющие экстремальные почвенно-климатические, социально-экономические и технико-технологические условия, жестко лимитирующие возможность экономического маневра, крайне нерациональную отраслевую структуру народного хозяйства, а также районы экономического кризиса.

Для первой группы регионов важна система государственной поддержки в создании региональной инфраструктуры (особенно транспортной), инфраструктуры рынка, а также в привлечении иностранных инвесторов.

Во второй группе регионов методы государственного регулирования будут ориентированы на содействие структурной перестройки экономики региона через широкую приватизацию.

В третьей группе регионов экономические рычаги и стимулы будут концентрироваться вокруг продолжения курса по реформированию сельскохозяйственного производства, развития разнообразных форм собственности.

Для депрессивной (четвертой) группы областей доминирующими останутся методы государственного регулирования, а именно – оказание финансовой помощи под определенные проекты с последующим строгим контролем за их использованием.
Помимо всего прочего, такой подход к решению региональных проблем управления может быть плодотворным, поскольку он дает возможность интенсивному развитию местного хозяйства, что ведет к стабилизации региональной экономики.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал